Казахстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:
Политика4 марта 2020 3:40

Как наши миротворцы ракеты в Ливане считали

Миротворческая миссия ООН в Ливане, в которой принимает участие Казахстан, называется UNIFIL (Временные силы Объединенных наций в Ливане)
28 февраля 2020 года Казахстанскому миротворческому полку исполнилось 20 лет

28 февраля 2020 года Казахстанскому миротворческому полку исполнилось 20 лет

Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Созданная в 1978 году для наблюдения за выводом израильских войск, занявших тогда Южный Ливан, она действует до сих пор.

В 2000 году Израиль вывел войска с большей части территории Южного Ливана, оставив за собой небольшой участок ливанской территории — так называемые «фермы Шебаа». Именно там и проходит так называемая "Голубая линия«, разделяющая спорную зону между Ливаном и Израилем. Там же несут службу и «голубые каски» из 42 стран мира, включая бойцов Казахстанского миротворческого полка, которому 28 февраля 2020 года исполнилось 20 лет.

О том, как живут и служат стоящие на страже мира в далеком Ливане казахстанцы, «Комсомолке» рассказали майор Жигер Аипов, заместитель командира Казахстанского миротворческого полка, и капитан Арман Тастанбеков, начальник службы оперативного планирования полка.

Майор Жигер Аипов в период с 12 мая по 26 ноября 2019 года командовал второй ротой казахстанских миротворцев в Ливане.

Майор Жигер Аипов, заместитель командира Казахстанского миротворческого полка.

Майор Жигер Аипов, заместитель командира Казахстанского миротворческого полка.

Фото: Павел ЗЛОБИН

— Какие задачи казахстанские миротворцы выполняют в Ливане?

— Казахстанская миротворческая рота действует в Ливане в составе индийского миротворческого батальона в качестве мобильного резерва. То есть в случае обострения ситуации, когда миротворцам могла потребоваться помощь, мы должны были максимально быстро выдвинуться туда, чтобы прикрыть или «вытащить» коллег.

Казахстанская миротворческая рота действует в составе индийского миротворческого батальона в качестве мобильного резерва

Казахстанская миротворческая рота действует в составе индийского миротворческого батальона в качестве мобильного резерва

Плюс ко всему, патрулировали местность, нашей задачей было не допустить нарушения «Голубой линии». Патрулирование проходило следующим образом: до «Голубой линии» около 16 км мы проезжали на технике, а затем уже патрулировали границу в пешем порядке. В день выделялось от трех до шести патрулей. Также несли службу на блок-постах. В нашу задачу входил контроль передвижения людей и техники. Необходимо было посчитать, сколько машин проехало вверх, сколько — вниз. Ну и не допустить проникновения посторонних людей в зону ответственности. Обычно границу очень часто нарушали пастухи из близлежащих деревень. Местные пасут скот, а там очень сложная горная местность, граница никак не обозначена. Поэтому немудрено, что они периодически забредали туда. Очень много было и охотников. Вместе с нами все время находились переводчики с арабского языка на английский из ливанцев, а также военнослужащие ливанской армии.

В случае обострения ситуации, бойцы казахстанской миротворческой роты должны были прикрыть или "вытащить" коллег

В случае обострения ситуации, бойцы казахстанской миротворческой роты должны были прикрыть или "вытащить" коллег

— Выходит, что все наши миротворцы по-английски говорят?

— Английский язык — это рабочий язык ООН, на нем разговариваем и с другими миротворцами, и с переводчиками, через которых идет общение с местными. Чтобы все свободно говорили, такого нет, но на бытовом уровне объясниться могут все. Наши военнослужащие перед миротворческими миссиями за рубежом обязательно отправляются в Казцентр для изучения английского языка.

— Как к вам относилось местное население?

— Хорошо относилось. Мы с самого начала сумели найти с ним общий язык. Люди прекрасно понимали, для чего мы здесь, с какой целью. А по-другому никак, нам ведь с ливанцами в ходе службы приходилось контактировать ежедневно. Вообще, показательным стал такой случай. Рядом с нашей базой находился поселок, в котором каждый вторник проходила ярмарка, где торговали местные. Периодически наши военнослужащие там что-то покупали. И в самом начале командировки один наш офицер покупал там хозяйственный инвентарь. В общем, продавец ошибся и дал сдачу существенно больше, чем следует. Мы еще только прибыли, и даже обменный курс толком не знали, поэтому офицер не сразу заметил, что произошла ошибка. Но как только понял это, сразу вернул деньги продавцу. А тот, оказывается, даже не заметил, что сам себя обсчитал. После этого случая среди местных распространился слух — казахи не обманывают — и отношения с местными стали особенно теплыми.

— Как обстояло дело с бытовыми условиями?

— Мы жили в модулях контейнерного типа с душем и туалетом, по три-четыре человека в одном модуле. В каждом обязательно кондиционер, работающий и на тепло, и на холод. Мы располагались в горной местности, поэтому днем могла быть жара за 30 градусов, а ночью становилось достаточно холодно. Стиральные машины и тренажерный зал внесли свою частичку комфорта. Повара у нас были свои, так что готовили привычную пищу. Постоянно свежие экзотические фрукты, что для Казахстана все-таки не очень привычно.

Одной из задач казахстанских миротворцев является патрулирование местности

Одной из задач казахстанских миротворцев является патрулирование местности

— А как проводили свободное от службы время?

— Нам организовывали полуторадневные экскурсии по культурным достопримечательностям Ливана. Там очень много исторических мест с тысячелетней историей, еще с древнеримского периода. Но мне больше всего понравилось знаменитое подземное озеро Джейта Гротто. Это один из самых больших и красивых пещерных комплексов в мире, красота неописуемая, сталактиты, сталагмиты... Ну, и, конечно же, спорт. Еще в начале нашей командировки, в июне, прошел легкоатлетический забег на 10 км среди более чем 500 военнослужащих из 42 стран, входящих в UNIFIL. Наши воины взяли все три призовых места. После этого проводились соревнования по плаванию, и снова весь пьедестал был наш. Потом состоялись соревнования по жиму лежа, где капитан Султанов занял первое место в весовой категории до 70 кг. На базе есть тренажерный зал со всем необходимым для полноценных занятий спортом: штанги, гири, гантели, современные тренажеры, беговые дорожки. В свободное от службы время мы всегда могли пообщаться с родными через WhatsApp, база имела постоянный доступ к Wi-Fi.

С миротворцами из других стран было налажено тесное взаимодействие

С миротворцами из других стран было налажено тесное взаимодействие

— В чем особенность службы в такой миротворческой миссии?

— Знаете, мы там каждую минуту ощущали, что представляем Казахстан. Это я на полном серьезе говорю, без всякого пафоса. Когда понимаешь, что по тебе будут судить о всей стране, и ты не можешь себе позволить никаких накладок — это двойная ответственность. Командировки длятся по полгода. Скоро из Ливана должна вернуться третья рота, готовится к отправке четвертая. И могу с уверенностью сказать, что все они с честью представят за рубежом высокое звание казахстанского воина-миротворца.

Капитан Арман Тастанбеков в Ливане служил в числе первых: командовал взводом в составе первой казахстанской миротворческой роты.

Капитан Арман Тастанбеков, начальник службы оперативного планирования Казахстанского миротворческого полка

Капитан Арман Тастанбеков, начальник службы оперативного планирования Казахстанского миротворческого полка

Фото: Павел ЗЛОБИН

В Ливане вы были первыми. Как готовились к командировке, какие сложности были?

— Помимо английского языка, все военнослужащие изучали историю, культурные особенности Ливана. Это многоконфессиональная страна — там рядом живут мусульмане, христиане, друзы. Сунниты и шииты, католики и православные. В общем, очень сложный регион. Первыми быть всегда сложно. Но, как говорится — «Хочешь мира, готовься к войне», так что мы были готовы ко всему. Из необычного первое, с чем мы столкнулись, — это питание. Поскольку мы были в составе индийского миротворческого батальона и снабжение первое время шло от них, то пища была преимущественно индийская — много риса, овощей, фруктов, специй и пряностей. Нам это было непривычно, ведь казахам главное — чтобы мяса было побольше. Еще очень не хватало хлеба. Нам выдавали рисовую муку, но из нее привычный хлеб не сделаешь. Вторая ротация уже стала получать питание по нашему меню.

Есть такое изречение — «Хочешь мира, готовься к войне». Казахстанские миротворцы были готовы ко всему.

Есть такое изречение — «Хочешь мира, готовься к войне». Казахстанские миротворцы были готовы ко всему.

Фото: Павел ЗЛОБИН

— Какие-то инциденты во время службы случались?

— Многие ливанцы любили поохотиться в нашей зоне ответственности. И начиная с вечера пятницы и в выходные постоянно слышались выстрелы. Ну, а поскольку поначалу мы были насторожены и реагировали, можно сказать, на каждое движение, то о любом одиночном выстреле докладывали в вышестоящий штаб. Судя по всему, мы их этим основательно «достали». И однажды нам сказали: «На охотников не реагируйте» (смеется).

Были случаи, когда мы наблюдали, как между Израилем и Сирией происходили перестрелки. Израильские истребители наносили удары по Сирии из воздушного пространства Ливана и Голанских высот, что является нарушением резолюции ООН. Мы это тоже отмечали и докладывали в штаб. Помню, первый раз это ночью было. Меня будят — «ракеты летят», а я спросонья понять не могу — какие ракеты, куда летят. Выхожу, а в ночном небе хорошо видно, как ракеты летят из Израиля в Сирию, а потом обратно. Сразу укрылись в бункере. Потом уже не так остро реагировали — это было достаточно далеко от нас. Поэтому просто посчитаем ракеты в небе — и все.

— А применять оружие миротворцы имеют право?

— Специфика миссии в том, что мы не имеем права применять силу. Миротворцы должны предупредить нарушителей, что это запретная зона, и сразу доложить руководству. Мы не имеем права даже поднять оружие, оно у нас всегда в опущенном состоянии. Но в случае прямого нападения и неминуемой угрозы жизни миротворцам и гражданскому населению мы имеем право открыть ответный огонь.

Спорный участок патрулируют пешие патрули

Спорный участок патрулируют пешие патрули

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz