Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество1 апреля 2020 3:45

Дави на газ?

О том, почему вопреки мнению большинства горожан и экологов перевод алматинской ТЭЦ-2 на газ — не панацея против смога, «Комсомолке» рассказал специалист в области энергетики Александр Яковлев [газетная статья]
Ирина МИШУРА
Некоторые эксперты считают, что одной лишь газификацией смог над головой не разгонишь.

Некоторые эксперты считают, что одной лишь газификацией смог над головой не разгонишь.

Который год алматинцам не дает покоя все более и более острая проблема загрязненности воздуха. На этом фоне возникло своего рода противостояние: чиновники против экоактивистов. Первые утверждают, что всему виной — «расплодившиеся» автомобили на улицах мегаполиса. Вторые пеняют на дымящиеся трубы теплостанции. И пока власти перекладывают с одной больной головы на другую (сами, мол, виноваты), сознательные горожане требуют перевода ТЭЦ-2 на газ. Все — во имя светлого будущего и голубого неба. Однако некоторые эксперты считают, что одной лишь газификацией смог над головой не разгонишь.

— Все эти вещи об Алматы, о которых сейчас часто и много говорят, были известны еще в 60-е годы. Элементарно: началось централизованное отопление — город стал выделять больше тепла. Он ведь поначалу был маленький, зеленый, со всех сторон обдувался ветрами с гор. А потом по мере застройки, роста числа автомобилей, перехода на газовое отопление, вырубки деревьев... В общем, все перечисленные факторы привели к образованию над городом тепловой подушки — тепло-то постоянно идет вверх. Вот это и есть смог, — объяснил Александр Тихонович.

На вопрос: «Что делать?» — эксперт ответил, что «город, конечно, не поломаешь и колеса транспорту не оторвешь». Остается лишь смириться с непродуманной стройкой и непролазными «пробками» на дорогах. А вот ТЭЦ могла бы и побеспокоиться о качестве собственной работы.

Полный «кисляк»

В обсуждаемом — и крайне дорогостоящем, к слову — переводе ТЭЦ&-2 на газ Александр Тихонович усмотрел попытку сменить шило на мыло:

— Кто вам сказал, что после этого станет лучше? На самом деле у нашего газа очень вредные отходы. Они настолько пакостные, что люди даже не подозревают. Газ в квартирах — это убийство. Я тоже раньше думал, что наш газ — чистый. А пока работал на станциях, убедился, что в нем очень много серы. Сероводород и сернистые меркаптаны. При сгорании получаются оксиды серы. Кроме того, очень большой выход оксидов азота. Сгорание газа идет при более высокой температуре, чем сгорание угля. А чем выше температура, тем больше оксидов азота образуется. Плюс могут выделяться канцерогены, — утверждает специалист.

В свое время Александр Яковлев исколесил весь Казахстан и приложил руку к работе самых разных ТЭЦ, в том числе и функционирующих на газе. При попытках внедрить на них амбициозную разработку — так называемый утилизатор тепла — столкнулся со странного цвета конденсатом в тепло-обменниках:

— Он был какой-то рыжий. Я-то считал, будет прозрачный, качественный. Удивился, собрал его в две бутылки и сдал в две независимые лаборатории. По результатам видно, что повышена кислотность. «Кисляк», как говорят химики. В этом «кисляке» много серы, железа, азотной кислоты и так далее. Почему рыжий цвет? Потому что серная кислота плюс азотная — царская водка называется. Она разъедает железо. А у меня теплообменник как раз был железный — за полгода сгорело все это.

Экономика против экологии

Как отметил наш собеседник, любые благие инициативы, направленные и на экономию топлива, и на заботу об экологии, сейчас упираются в непомерные аппетиты причастных к энергетике людей. И ключевой момент здесь — именно возможная экономия топлива, которая выгодна стране, но невыгодна большим начальникам:

— Основной фундамент тарифов — топливная составляющая, то есть сколько топлива идет на выработку единицу электричества и тепла. Все остальное к ней добавляется. Раньше за электростанциями следили, потому что со временем они могут работать не очень хорошо — вот как сейчас. Эта работа предполагала нормирование тарифов. В советское время была борьба за экономию топлива: за это дело и премию давали, и прославиться можно было. А если, наоборот, показываешь перерасход топлива, за это «били» крепко. Начальство станций раньше стремилось показать хоть небольшое снижение удельного расхода. Сейчас все наоборот: приезжаешь на электростанцию — они говорят: «Подгони нам расход под наши цифры». Делается это для удержания тарифов или даже, ввиду отсутствия резерва, их повышения. А в итоге за эту «халяву» потом расплачивается весь город.

Более того, по признаниям собеседника, через жернова чужой предприимчивости не могут пройти ни перспективные разработки, способные реально изменить ситуацию к лучшему, ни даже уже существующие технологии, которые достаточно просто правильно использовать.

Изменения — рядом

Начнем с поруганного общественниками угля. У этого твердого топлива, безусловно, есть свои недостатки, например, зола. Однако вред можно было бы нивелировать, причем за счет уже имеющихся у ТЭЦ приспособлений.

— А в чем принципиальная разница газа, при учете того, о чем я говорил ранее, и угля? Я вам больше скажу: при сгорании угля оксидов азота выделяется меньше, чем при сгорании газа. Впрочем, при неправильной работе в любом случае много чего выделяется. Если наладить правильную работу эмульгаторов, то никаких выбросов не было бы вовсе, но на этом, конечно, экономят, — уверен Александр Тихонович.

Напомним, холдинг «Самрук-энерго», в коем состоят и ответственная за ТЭЦ-2 «АлЭС», и главный добытчик угля «Богатырь комир», собрался бороться с вредными выбросами путем установки на тепломагистрали неких фильтров, «как в Экибастузе». Эта мера, по словам его представителей, обойдется городу в пять раз дешевле запрашиваемой газификации.

— Пока несколько проектов рассматривается. Есть вариант поставить фильтры, как поставили в Экибастузе. Это дешевле. О газификации ТЭЦ-2 тоже идет речь. Проект рассматривается, решение еще не принято. ТЭЦ на газе — это, конечно, было бы хорошо, но это дороже, чем поставить фильтры, которые очищают до 99% всех выбросов. ТЭО проекта строительства ТЭЦ на газе есть, но это очень дорого, — заявил председатель правления «Самрук-энерго» Бакитжан Жуламанов в беседе с корреспондентом Total.kz.

Заметьте, и газификация обсуждается как вариант. И никто не скрывает, что цена подобной модернизации — миллиарды, выплачивать которые будем мы с вами через повышение тарифов.

— Еще раз повторяю: если они перейдут на газ, но при этом газ не будет очищаться, лучше не станет — разве что только хуже, — отрезал Александр Яковлев.

И здесь мы переходим к самому интересному.

Наука — чиновникам мука

Если уж продвигать газификацию как единственно правильную меру помощи окружающей среде, необходимо позаботиться о деталях. Так, наш эксперт неоднократно предлагал давно известное и используемое в мире изобретение — утилизатор тепла. Увы, в Казахстане его внедрение закончилось на этапе тестирования:

— Утилизация тепла и очистка газа, уходящего из газовых котлов, — это очень выгодное дело. Окупаемость капиталовложений — около года, — рассказал Александр Яковлев.

Он отметил, что в ходе создания установки об экологии никто особо не задумывался — ставка была сделана именно на экономическую сторону вопроса. Однако этот факт не отменяет позитивного побочного эффекта применения утилизатора. Этот и многие другие плюсы Александр Яковлев привел в письме в Министерство энергетики, но ответ ведомства эксперта немало озадачил.

— Я написал так: «Тепловая энергетика Казахстана находится в своеобразном застое. Всякие работы, направленные на уменьшение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии, тепла энергетическими предприятиями, игнорируются. Энергетическая наука в Казахстане практически отсутствует, и те редкие энтузиасты, которые еще что-то делают или пытаются делать, не встречают поддержки. Причина в том, что удельный расход топлива на киловатт-час является основой для расчета величины тарифа — чем выше расход, тем выше тарифы, следовательно, выше доход предприятия. Потребитель за все платит. Проведение работ, направленных на уменьшение удельного расхода топлива по требованию антимонопольных комитетов и местных властей, приводит к задержке повышения тарифов и даже к их снижению, что уменьшает доход предприятия. В приложении — результаты работы, проведенной научным отделом Энергопрома». Минэнерго прислало мне письмо: «Готовы организовать встречу с АО «Центр промышленного развития», АО «Центр индустрии и экспорта», Казахстанской энергетической ассоциацией и заинтересованными предприятиями с Вашим участием. В этой связи просим сообщить об удобном для Вас времени проведения вышеуказанной встречи на площадке министерства». Я-то с удовольствием, но деньги? Мне что, за свой счет туда ехать, в столицу? Я ответил, что можно в Алматы провести. На это мне предложили организовать все самостоятельно, — посетовал специалист.

Видимо, преимущества утилизатора в виде уменьшения расхода топлива при сохранении мощности котла, уменьшения выбросов парниковых газов, очистки уходящих газов от отравляющей людей дряни и даже окупаемости проекта недостаточно сильно заинтересовали адресатов. А по сему инициатива Александра Яковлева и ему подобных лежит на полке вместе с надеждами государства на технологическое развитие, а алматинцев — на дыхание полной грудью.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz