Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Политика8 апреля 2020 4:45

«Новый курс» Токаева

Обращение к соотечественникам, с которым президент Казахстана выступил вечером 31 марта, стало своего рода «чрезвычайным манифестом» власти в условиях пандемии коронавируса и спровоцированного ею мирового экономического кризиса [газетная статья]
Виктор ВЕРК
Отдельные представители казахстанского экспертного сообщества после столь прозрачного намека заговорили о возможном переформатировании банковского сектора.

Отдельные представители казахстанского экспертного сообщества после столь прозрачного намека заговорили о возможном переформатировании банковского сектора.

И, пожалуй, впервые за год пребывания на посту нового главы государства с ним оказались солидарны не только те, кого принято называть «простыми гражданами», но и представители крупного бизнеса, в частности — банковских кругов.

Показательный штрих: по горячим следам телеобращения президента сразу 12 казахстанских банков второго уровня выразили полную готовность последовать его призывам. И отплатить «конструктивизмом и пониманием» за поддержку, оказанную государством финансовому сектору «в трудные для банков моменты». С присущей ему дипломатичностью президент Касым-Жомарт Токаев дал понять: он считает просьбу бизнес-сообщества «приказать» банкам не начислять проценты по кредитам нерыночной мерой, хотя «при необходимости государством могут быть предприняты дополнительные директивные меры». То есть, и финансовое лобби, и предпринимательские круги получили недвусмысленный сигнал: в условиях чрезвычайного положения и фактически объявленного перехода к мобилизационной экономике все будут играть по правилам государства, рычаги управления которым (по крайней мере, на период ЧП) президент крепко держит в своих руках.

Отдельные представители казахстанского экспертного сообщества после столь прозрачного намека заговорили о возможном переформатировании банковского сектора — вплоть до его национализации в посткризисном будущем. Банковское лобби, явно не ожидавшее такого от «мягкого» президента, наверняка вспомнило его же слова, сказанные еще в январе. О том, что банки перестали выполнять свою основную функцию — кредитовать экономику в целом и МСБ — в частности, увлекшись потребительским кредитованием. Тогда казалось, что Касым-Жомарту Токаеву не перебороть влиятельнейшее финансовое лобби. Но в итоге у президента это получилось — пусть даже с помощью «антивирусного» ЧП. «Если для того, чтобы «построить» банки в интересах реального сектора экономики, ему потребовалось чрезвычайное положение, то пусть режим ЧП будет вечным!» — шутят сегодня в деловых кругах. А в каждой шутке, как известно, — лишь доля шутки...

Примечательно и то, как отреагировали на слова нашего президента в соседней России, переживающей сходные с нами проблемы, только кратно увеличенные в силу масштабов этой страны и ее экономики. Популярный российский еженедельник «Аргументы и факты» отмечает: «В российских соцсетях уже успели назвать эти инициативы «Новым курсом Токаева» по аналогии с «Новым курсом Рузвельта», который сто лет назад вытащил Америку из Великой депрессии. По сути, весь мир сейчас переживает сходные по уровню драматизма времена».

Умножение делением

Действительно, нынешний «вирусно-экономический» кризис заставил ведущих аналитиков мира заговорить о «второй» Великой депрессии. Авторитетное российское сетевое издание «Финмаркет», ссылаясь на Министерство труда США, пишет: «Количество американцев, впервые обратившихся за пособием по безработице, на прошлой неделе выросло на 3,341 млн — до 6,648 млн нового рекордного максимума, говорится в отчете Министерства труда США. Неделей ранее количество новых заявок превысило 3 млн — максимум с начала учета данных в 1967 году... Количество безработных американцев может превысить предыдущий рекорд в 15,3 млн, зарегистрированный во время Великой депрессии. Экономисты, опрошенные MarketWatch, прогнозируют, что, по меньшей мере, 25 млн американцев могут потерять работу в ближайшие месяцы, в лучшем случае — временно».

К сожалению, в открытом доступе не удалось найти данных о росте числа безработных в Казахстане. Но в целом об этом можно судить со слов президента. В телеобращении к нации Касым-Жомарт Токаев заявил, что кризисные ежемесячные выплаты в 42 500 тенге (одна минимальная зарплата) по его поручению получат не только официально зарегистрированные безработные, но и так называемые самозанятые — примерно 3 млн человек в общей сложности. Чтобы оценить масштаб этой социальной драмы, достаточно вспомнить: в стране всего около 9 миллионов трудоспособных граждан.

К сожалению, в открытом доступе не удалось найти данных о росте числа безработных в Казахстане.

К сожалению, в открытом доступе не удалось найти данных о росте числа безработных в Казахстане.

Понятно, что казне такая мера обойдется недешево. Понятно, что найдутся любители урвать эти 100 долларов у государства, имея и без того приличные «серые» доходы. Но, как заметил президент, «из-за отдельных несознательных людей мы не можем ставить под удар сотни тысяч действительно нуждающихся сограждан».

К слову, некоторый скепсис по поводу этой меры уже звучит сегодня в соцсетях: дескать, это разгонит инфляцию, поднимет цены. Но, во-первых, по словам министра национальной экономики Руслана Даленова, несмотря на потери бюджета и рост цен, инфляция по итогам 2020 года не должна превысить 11 процентов. А во-вторых, как любил повторять тот же Рузвельт, «иметь небольшую инфляцию — все равно что быть немного беременной». Вот и в Казахстане многие эксперты сегодня полагают, что многолетнее искусственное сдерживание инфляции, играя на руку экспортерам, «высушило» экономику, тормозя платежеспособный спрос. А те самые ежемесячные 42,5 тысячи, взятые в масштабах страны, этот самый спрос значительно разгонят. Прибавьте анонсированное поручение президента поднять на 10 процентов в годовом выражении пособия и пенсии — и получите мощный драйвер роста платежеспособного спроса. И значит — симметричный рост предложения. При этом многие эксперты считают такие шаги более эффективными, чем «целевую» поддержку малого и среднего бизнеса, на которую за последние годы без видимого результата потрачены триллионы тенге.

Отчасти такой «нелиберальный» подход практиковал и Франклин Делано Рузвельт, вытащивший Америку из Великой депрессии и проведший в Белом доме четыре президентских срока подряд. «Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления», — пишет российский гуманитарный технолог Константин Барановский. И вот без малого век спустя «казахский Рузвельт» берет тот же курс.

Отчасти такой «нелиберальный» подход практиковал и Франклин Делано Рузвельт.

Отчасти такой «нелиберальный» подход практиковал и Франклин Делано Рузвельт.

А вот и еще одна инициатива президента Токаева с явным «американским акцентом». Выглядит она даже чересчур смелой и явно ассоциируется с антикризисным «Новым курсом». Вот как представил ее казахстанцам сам глава государства: «Из-за введенных карантинных мер вокруг столицы, городов Алматы и Шымкент наблюдается избыток трудоспособного населения, прежде всего, молодежи. Правительству и акимам в рамках «Дорожной карты занятости» следует незамедлительно начать конкретные проекты именно в упомянутых регионах. У людей должен быть источник заработка, чтобы они не сидели у закрытых шлагбаумов без средств к существованию. Гражданам, которые готовы выехать на работу в рамках «Дорожной карты занятости», будут предоставлены «подъемные» в размере 2 МЗП, или 85 000 тенге, сразу же после прибытия к месту работы. Не взамен, а в дополнение к регулярной заработной плате. Будут развернуты мобильные рекрутские пункты, в рамках которых акиматы проведут разъяснительную работу, экспресс-тестирование на коронавирус, сбор и транспортировку работников до места новой работы. И, конечно, всех занятых по «Дорожной карте бизнеса» работодатели обязаны обеспечить достойными условиями труда и средствами защиты».

Миссия выполнима! Только не мешайте...

Стоит признать, что задумавшему это «великое переселение» второму президенту Казахстана в чем-то даже труднее, чем его великому американскому коллеге. Хотя бы потому, что в рузвельтовские времена ни о каком коронавирусе и слыхом не слыхивали. И главное — нашим потенциальным переселенцам, в отличие от тогдашних американцев, есть что терять. В 1933 году только каждый десятый американец мог похвастать полной занятостью. В стране насчитывалось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращен фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен. До такого ужаса мы, слава Богу, не дошли. Хотя, как честно признал с телеэкрана президент Казахстана, ситуация весьма непростая.

И, тем не менее, в наших условиях поставленная главой государства задача на первый взгляд — чистой воды фантастика! Во-первых, как обеспечить поголовную проверку этой «трудармии» на наличие вируса? Во-вторых, как организовать транспортировку такой массы людей? Ведь только в Алматы до введения карантина ежедневно приезжало на работу более полумиллиона человек! А прибавьте к этому «рабочие пригороды» Нур-Султана и Шымкента... Наконец, вопрос третий: чем занять этих людей на новом месте?

По большому счету, эти проблемы — головная боль правительства. И особенно — акимов. Варианты решений у них есть. Пока крупные города закрыты на карантин, без дела стоят большие и малые автобусы — вот вам и транспорт. А сколько проблем с благоустройством тех же городов — «миллионников»? Вот вам и работа. В конце концов, для акимов есть повод отличиться — после победы над общей бедой все им зачтется.

Главное же в том, что если историческая миссия удалась Франклину Рузвельту, то вполне может получиться и у Касым-Жомарта Токаева. Тем паче, что в условиях ЧП радикальные государственные решения в центре и на местах можно принимать куда оперативнее, нежели в «мирное» время. Если у президента все получится, то будет снята, помимо прочих, еще и угроза социальной стабильности в стране. Ведь те сотни тысяч «социально активных» нынче граждан у закрытых шлагбаумов — благодатнейшая среда для «бессмысленного и беспощадного» бунта. Эту тему президент деликатно обошел, но наверняка, как всякий искушенный политик, держит в уме и в расчетах...

Много еще важных месседжей получили казахстанцы от своего президента в тот последний вечер марта. И теперь очень многое зависит от его команды. Грянувший кризис, усугубленный «вирусной атакой», требует от всей властной вертикали слаженных командных действий — это неоспоримо. Но очевидно и другое: сегодня каждый из нас — аким и министр, журналист и врач, банкир и волонтер, развозящий нуждающимся продуктовые наборы, — волею судеб оказался в одной команде. Эту уникальную в истории страны ситуацию прочувствовали, кажется, все — не только в Казахстане, но и за его пределами. Показательно, что даже один из «столпов оппозиции», много лет назад покинувший страну экс-премьер Акежан Кажегельдин на днях призвал политические элиты Казахстана «не мешать Токаеву действовать».

Много еще важных месседжей получили казахстанцы от своего президента в тот последний вечер марта.

Много еще важных месседжей получили казахстанцы от своего президента в тот последний вечер марта.

Это в рузвельтовской Америке Конгресс заседал целых три месяца, принимая пакет законов под его NEWDEAL. У Токаева такой форы нет, счет идет на дни. Но, как говаривал сам основатель американского «Нового курса», 32-й президент Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт: «Единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха».

КОНТРАПУНКТ

Победители рассудят

На самом деле перед президентом стоит множество первоочередных задач. Но, пожалуй, главная — преодолеть растерянность людей, по должности обязанных не только выполнять поставленные Центром задачи, но и самим принимать важнейшие, не терпящие промедления решения. Пока хроника борьбы с коронавирусом свидетельствует: к работе в чрезвычайном режиме готовы далеко не все важные узлы государственной машины и люди, отвечающие за их безотказность. Критическая ситуация выявляет недостатки системы и проверяет управленцев на качество их профессионализма и компетентности...

И моментально выясняется, что фактически проваленной оказалась хваленая программа цифровизации. А ведь начинали ее очень давно — чуть ли не десятилетие назад. Целое министерство профильное создали, вложили (или украли?) даже не десятки — сотни миллиардов тенге в технологические программы, преподносимые как «последний писк» мировой IT-индустрии. И что в итоге? Министры — образования и цифрового развития — чуть ли не в день официального начала четвертой четверти школьного учебного года (!) расписываются в неготовности к онлайн-урокам для двух с небольшим миллионов детей.

Призыв президента к банковской и политической элите помочь стране пока не привел к конкретному результату, хотя элитарии, всем своим богатством обязанные стране и народу, могли бы осознать свой долг без напоминаний действующего главы государства, и уж тем более — Елбасы. Сегодня многие из них твердят о «патриотизме», но какова цена этим патриотам из-;под палки? И неужели они всерьез рассчитывают на то, что после победы государства в этой войне за выживание они снова, как ни в чем не бывало, окажутся «хозяевами жизни»?

Обращаясь к казахстанцам, президент заявил: «Государство поможет всем, и мы при поддержке общества обязательно победим в этой войне...». Но те, кто не понимает судьбоносности текущего момента, должны уйти с дороги. Не можешь (или не хочешь?) помочь своей стране — так хотя бы не мешай тем, кто готов помогать и действовать. И знает, как это делать. Главное — пусть не удивляются потом жесткой реакции победителей.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz