Казахстан
+2°
Boom metrics
Сегодня:
Общество27 мая 2020 4:30

Как сойти с «дистанции»?

Как известно, формат обучения в нашей стране очень далеко отошел от привычного за последнее время [газетная статья]
Ирина МИШУРА
Помнится, на старте карантинного режима многие спорили о пользе и вреде «учебы на диване».

Помнится, на старте карантинного режима многие спорили о пользе и вреде «учебы на диване».

О плюсах и минусах «удаленки» мы решили поговорить с теми, кто все это время грыз «гранит науки» — как поп-корн, не слезая с дивана.

Помнится, на старте карантинного режима многие спорили о пользе и вреде «учебы на диване». И если родители в основном отнеслись к диковинке с опаской (как выяснится в дальнейшем — не зря), то вот психологи даже находили положительные стороны ситуации. В частности, некоторые специалисты считали, что замкнутым и необщительным ребятам, а также тем, кто подвергся в учебном заведении травле, «дистанционка» придется как нельзя кстати. Здесь тебе и улучшение успеваемости за счет сосредоточенности на предмете, и отсутствие лишнего стресса.

Тем не менее, пока все ребята, которых мы успели опросить на излете учебного года, давали новому формату обучения оценку в лучшем случае нейтральную. Основных причин тому было две.

Наш хай-тек — телевизор?

По словам опрошенных студентов, пары у них проходили, в общем, как и всегда, но только по «Скайпу». То есть преподаватель звонит учащимся, устанавливает с ними связь и читает лекцию, задает вопросы по изученному материалу.

Такими же, «сетевыми», были экзамены, которые в большинстве случаев приходилось переводить на устный формат. Причем некоторые вузы даже озаботились установкой специальных, контролирующих списывание, программ. Как объяснили студенты, суть хитроумной системы в том, что она позволяет преподавателю видеть экран экзаменуемого и, соответственно, следить за тем, чтобы последний не искал помощи у Гугла. Есть даже программы, позволяющие контролировать повороты головы студента. Впрочем, по признанию ребят, все эти чудеса техники применялись, как правило, для письменных экзаменов — честность сдачи устных обеспечивалась разве что зорким профессорским глазом. Надо ли говорить, что находились те, кто использовал расстояние и возможность якобы «поломки» веб-камеры себе на пользу?

Кстати, о камерах, микрофонах и прочих гаджетах. Большинство учащихся этими достижениями прогресса никто не снабжал — все добывали сами.

— Вообще, камеры должны были предоставить тем, у кого их не было. Вот у меня не было и я написал заявление за день до экзамена. Но мне ничего не предоставили. Вспомнили об этом, только когда я ее уже сам нашел. Мне повезло, но я понимаю, что были ребята, которые реально не могли себе этого позволить, — рассказал один из студентов Казахстанско-Немецкого Университета.

Справедливости ради, стоит отметить: тем, у кого с техническим оснащением было совсем туго, учебные заведения шли навстречу, как могли. Например, предлагалось сдать экзамены летом, придя в стены родного вуза уже лично, «когда все это наконец закончится». Для такого послабления достаточно было написать заявление, вот только...

— А кому это надо? — задался вопросом наш собеседник. — Летом еще практика. Естественно, все постарались, нашли способы не затягивать со сдачей экзаменов.

По его словам, выкручиваться и подстраиваться приходилось отнюдь не только студентам. Многие преподаватели — особенно старшего поколения — тоже не готовы были окунуться в виртуальность с головой. Доходило до того, что по некоторым предметам ученикам просто ставили автоматы, лишь бы не вынуждать человека в почтенном возрасте лихорадочно изучать интернет-технологии.

— Главный минус дистанционного обучения в том, что у некоторых банально нет компьютеров, и им приходилось либо искать компьютер, либо заниматься через телефон, а это крайне неудобно, — поделился своим мнением студент Академии гражданской авиации.

Недобрым словом был помянут и попавший в ходе карантина в весьма анекдотичную ситуацию Казнет. Он, как мы помним, на деле оказался вовсе не таким мощным, как в фантазиях властей:

— С интернетом всегда проблемы, особенно в частных домах. Студентов много, он перегружается и сбоит. У нас были случаи, когда ребят отправляли на пересдачу из-за того, что во время экзамена «упала» сеть и отключилась веб-камера. А люди этого даже не заметили и в итоге сдавали предмет заново.

Для того чтобы быть на связи с преподавательским составом, нужна не только «паутина» сама по себе, но и целый ряд сопутствующих программ, перечень которых, по словам интервьюируемых, все время обновлялся. Видимо, дистанционное обучение в Казахстане пока находится на стадии зарождения и требует экспериментов.

— Не могу сказать, что я потерял в знаниях, потому что преподаватели с переходом на «удаленку» начали задавать еще больше. Единственное — практику пришлось перенести. Раньше все приборы показывали, давали потрогать руками. За счет этого легче было понять, как все устроено. Сейчас продемонстрировать могут в лучшем случае на картинках, а это не то же самое. Короче говоря, мне обычный формат обучения все-таки ближе, — подытожил наш собеседник.

Школьники, несмотря на передающуюся из поколения в поколение нелюбовь к школе, отозвались о дистанционке еще прохладнее, чем студенты. Хотя оно и неудивительно: если вторые все это время с переменным успехом, но учились по сети, то значительную часть первых сдувшийся Казнет отсеял еще в самом начале карантина. В итоге обиталищем детей и учителей в этот период стал совсем не заточенный под учебные процессы мессенджер WhatsApp. Ну и телевидение с пространными видеоуроками минут на двадцать. И здесь мы сталкиваемся со вторым досадным упущением Министерства образования.

Сами с усами

— Обычным способом учиться лучше, чем дистанционно. Дистанционно — сложнее. Заданий задают больше, но никто ничего не объясняет — мы просто выполняем и скидываем учителям. Эти уроки по телевизору, насколько я знаю, в нашей школе никто не смотрит. Раньше было как-то понятнее, — поделился своими впечатлениями знакомый школьник.

И тут выяснилось странное. Давно окончившим школу и не имеющим детей подходящего возраста казахстанцам могло казаться, что, пересев за «виртуальные парты», дети остались при реальном преподавании. Но это не совсем так. В ответ на просьбу в подробностях описать изнанку удаленно-школьных дней ученица средних классов рассказала нам следующее:

— Нам пишут в группу задания. Например, учительница по математике присылает туда папку, в которой есть краткое объяснение новой темы и задание: страница такая-то, номер такой-то. Я все это делаю и потом отправляю ей в личные сообщения. Она проверяет, выставляет оценку или пишет комментарий в электронный дневник. Подробно ничего не объясняют, но пишут: «Если будут какие-то вопросы, задавайте их мне в «личку».

Здесь самое время сказать, что домашнее задание выполняется «по старинке» — от руки. В готовом виде его нужно сфотографировать — причем так, чтобы в большинстве случаев далекий от каллиграфического почерк был более-менее читаем с фотографии — и отправить педагогу. И так с каждым учителем, по каждой дисциплине. «Забег» по чатам в мессенджере начинается в восемь утра и продолжается до дедлайна — шести часов вечера. К этому моменту нужно успеть и новые темы по всем предметам разобрать — самостоятельно, а вероятнее, с родителями, и «домашку» сделать, и по нужным группам ее разослать.

Еще «веселее» дело обстоит со всевозможными контрольными — СОРами и СОЧами. Скидываются задания, выделяется энное время на решение — и все. Тормозит интернет и не работает нормально многострадальный WhatsApp? Ваши проблемы, дети дорогие. Учитель желает получить решения заданий в назначенное время и ни минутой позже, а иначе будет ругаться. Ему и так слишком много фотописанины проверять предстоит.

За честностью выполнения тестов и контрольных между тем следить некому. Если только родители вдруг не бросят все свои дела и не забанят собственное чадо в Гугле, дабы неповадно было. Учителя же по этому поводу только вздыхают и философски изрекают: «Все, дети, останется на вашей совести». А еще на нашей — потому что в XXI веке, согласно отчетам, прогрессивное и бурно развивающееся государство не сумело обеспечить своим гражданам нормальное, давно и успешно практикующееся в мире онлайн-образование. А не его заменитель в виде мессенджеров, поисковиков и позабывших школьную программу родителей.

Кстати

Не так давно на просторах Казнета появилась родительская петиция против узаконивания дистанционного обучения. Ее авторы выступили за традиционные, очные школы.

— Мы все понимаем, что на сегодняшний день самым эффективным и удобным форматом является традиционное очное обучение в школе. Никто традиционную форму очного обучения не отменяет, — ответил противникам «дистанционки» министр образования Асхат Аймагамбетов, пообещав, что пока набившая многим оскомину «удаленка» останется лишь дополнительной формой построения учебного процесса, да и то в случаях острой необходимости.

Между тем

Окончание учебного года в этот раз выдалось без линеек, цветов и бантиков, поскольку социальная дистанция все еще остается актуальным требованием времени. Посему 25 мая для школьников организовали классные часы в онлайн-режиме.

Выпускников же ожидает «гибрид» «последнего звонка» и выпускного — торжественная линейка с вручением аттестатов во дворе школы, причем отдельная для каждого класса. Никаких платьев, танцев и лимузинов — лишь получение документа и 20-минутный классный час. Проведение классических выпускных вечеров не планируется.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz