2020-07-01T06:33:25+03:00

Ни подышать, ни закупиться

Пандемия коронавируса так или иначе внесла свои коррективы в нашу привычную жизнь. Правительства разных стран по-разному борются с этой напастью [газетная статья]
Осман КАЛЕЛОВ
Поделиться:
Был издан приказ о закрытии на выходные торгово-развлекательных центров (ТРЦ) и больших продовольственных магазинов.Был издан приказ о закрытии на выходные торгово-развлекательных центров (ТРЦ) и больших продовольственных магазинов.Фото: pixabay.com
Изменить размер текста:

Одни закрыли людей на карантин, другие от него вовсе отказались, третьи ввели строгий комендантский час.

В Казахстане дела обстоят тяжело. Каждый день в сутки выявляют по 1 тысяче человек, заболевших COVID-19. Это немного, если сравнивать с США или Россией, но для нашей страны — все равно большие цифры. Чтобы остановить рост заболеваемости, правительство Казахстана после ослабления карантинных мер решило прибегнуть к неоднозначным, а подчас и откровенно спорным шагам.

Шаг вперед, два — назад?

Начиная с прошлых выходных в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Павлодаре, Экибастузе и Шымкенте был издан приказ о закрытии на выходные торгово-развлекательных центров (ТРЦ) и больших продовольственных магазинов. Закрываются рынки и базары, парки, скверы и набережные. Ограничили передвижение общественного транспорта. Но разрешили работу летних площадок кафе и ресторанов.

Если с ТРЦ понятно, почему их закрыли, то вопрос о магазинах и парках остается спорным. Не секрет, что для большинства работающих казахстанцев удобнее всего ездить за продуктами в выходные — меньше людей в магазине, больше свободного времени для закупок и соблюдения элементарных санитарных мер.

С закрытием парков тоже наблюдается противоречие. Всем известно, что коронавирус не умирает при солнечных лучах и жаркой погоде. Однако свежий воздух — залог здоровья, а в парках он как раз свежий, при этом еще и нужный витамин D, и просто отличное настроение. Например, известный доктор в СНГ, врач-педиатр высшей категории Евгений Комаровский заверил, что прогулка с детьми во время любых карантинных мер — обязательна. Отсутствие свежего воздуха грозит детям бронхитом, тонзиллитом, астмой или обострением аллергии.

Также возникает резонный вопрос: почему открыты летние площадки кафе? Ведь если в магазинах проверяют температуру, на каждом углу антисептики, полы моются с периодичностью в полчаса, а в парках люди избегают места скопления людей, то в кафе все, как ни крути, сидят в достаточной близости. Один чих или кашель, все — вы можете заболеть, а дальше — уже заразить. В кафе все-таки никто не застрахован.

Корреспондент «Комсомольской правды Казахстан» решил поговорить о шагах правительства Казахстана и разобраться, насколько они эффективны. Сразу отметим, мы не критикуем власть, мы говорим об эффективности мер.

«Эффект бумеранга»

Как только стало известно, что в выходные закроют свои двери большие продовольственные магазины, люди срочно отправились за покупками. Причем руководство, в частности, Алматы, выступило с заявлением в пятницу прошлой недели — за два часа до конца рабочего дня. У людей оставалось немного времени для закупок.

Сейчас даже во время пандемии у многих, как в другое спокойное время, работа — с 9.00 до 18.00. Время на покупку продуктов у большинства населения — выходные, но его отняли. Что делать? Люди подумали: «Если не сейчас, то останемся без продуктов». Нужно ехать. Соответственно, народ ринулся в магазины — семью-то кормить надо.

Что мы получили? Много потраченных нервов и возросший риск заражения. Конечно, магазины пытались справиться с неожиданной проблемой, но людей было слишком много. Каждый покупатель спешил закупить то, что нужно, — о каком соблюдении социальной дистанции речь? В следующий раз крупный супермаркет ведь будет доступен только после выходных. А разрешенные «магазины у дома», как правило, вообще никем не проверяются на соблюдение санитарных норм. Зачастую там даже продавцы не носят маски, плюс там маленький ассортимент и сильно завышены цены в сравнении с сетевыми супермаркетами или базарами.

Кто страдает?

В первую очередь, мы, люди. Теперь каждый раз, когда нужно закупиться, приходится придумывать алгоритм действий. «Закончить работу, собраться и в магазин — к 20.00», — так думают многие жители мегаполисов, поэтому большого скопления людей и нежелательных контактов теперь не избежать. Другой момент. Полным семьям легче справиться с такой проблемой, потому что есть подстраховка — кто-то остался дома, другой поехал в магазин. А вот как быть матерям или отцам-одиночкам, или пожилым людям, которые находятся в зоне риска? С детьми идти в магазин, подвергать их риску?

Если раньше в выходные можно было договориться с кем-то, кто посидит с детьми, сейчас это стало намного сложнее. А пожилые люди до этих карантинных мер ждали, когда дети привезут продукты в выходные, теперь вынуждены просить их привезти в будний день. А это пробки, время в дороге, нервы. И хорошо, если родители живут в городе, а если за городом? Тогда как?

Во вторую очередь страдают магазины: им нужно справиться с внезапным наплывом людей перед выходными и сразу после, своевременно выставлять продукты на полки, иначе люди будут возмущены отсутствием товара, а еще — обеспечить соблюдение санитарных мер. К тому же магазины оказались заложниками ситуации, когда скоропортящийся товар нужно было закупить, подготовиться к выходным, а затем выкинуть — два дня без покупателей для магазина — непозволительная роскошь. И это только поверхностные проблемы. Если копнуть глубже — их намного больше.

Чтобы подробнее узнать о ситуации в магазинах и получить исчерпывающий ответ, корреспондент «Комсомольской правды» связался с руководством крупных торговых сетей в Алматы.

METRO:

— У нас на выходные приходится львиная доля продаж за неделю. Например, в прошлые выходные мы вынуждены были закрыть наши магазины в Нур-Султане и Алматы. За два дня у нас испортились овощи, фрукты, мясо, некоторые молочные продукты и хлеб. Для них два дня — значительный срок. Мы несем убытки и ждем еще больше потерь.

METRO — глобальная сеть, которая присутствует в 25 странах мира. Мы постоянно обмениваемся опытом и информацией с коллегами из других стран и следим за мерами, которые предпринимают власти в разных странах. Хотелось бы выделить подход в Германии и ряде других западных стран, где супермаркеты по-прежнему продолжают работать, но есть четкое ограничение по количеству людей, которые могут пребывать в одном пространстве, исходя из площади. Этот подход довольно эффективен, если общество и бизнес готовы сознательно подходить к вопросу.

Magnum:

— Точную сумму убытков мы еще подсчитываем, однако уже сейчас, по прогнозам, потери за минувшие и текущие выходные исчисляются сотнями миллионов тенге. Такие же потери фиксируют наши поставщики — в первую очередь, скоропортящихся товаров. Молочная продукция, свежие овощи и фрукты закупались для реализации в супермаркетах с учетом повышенного спроса в выходные — именно на эти дни большинство семей планирует крупный закуп в магазинах, на неделю-две. Но информация о закрытии магазинов поступает ко всем участникам рынка только после обеда в пятницу — соответственно, ни у кого нет возможности к этому подготовиться.

Мы изучаем мировой опыт наших коллег. В подавляющем большинстве стран решения приняты обратные — максимально растянуть трафик, дать возможность людям гибко планировать свой график посещения магазинов, чтобы не сталкиваться в них со скоплением покупателей. Поэтому магазины в большинстве стран увеличили часы работы, отменили выходные, кто мог — перешел на круглосуточный режим. Это позволило избежать очередей.

«Рамстор»:

— Из-за «карантинных выходных» люди стали совершать основные покупки среди недели. Если в рабочие дни у нас есть тенденция роста продаж, то на выходных мы несем очень большие убытки. Особенно в тех супермаркетах, которые расположены в торгово-развлекательных центрах.

Закупая продукты, казахстанцы стали отдавать свое предпочтение магазинам с гигиеничными и безопасными условиями работы. Но с закрытием их на выходные люди покупают продукты у дома. Ввиду маленькой площади они представляют собой опасную зону высокого риска и могут быть источниками распространения вируса.

Закрываемые же на выходные дни сети супермаркетов, высокое качество и санитарные нормы для которых являются стандартными корпоративными принципами, работают только среди недели и по сокращенному рабочему графику, тогда как расширение рабочих часов и работа ежедневно могли бы, наоборот, служить фактором, предупреждающим распространение вируса.

А как у них?

Азербайджан ввел «воскресный локдаун». Людям из самых больших городов запретили выходить из дома. Власти закрыли все магазины, аптеки, остановили работу общественного транспорта. Выходить из дома можно было только в двух случаях: для выгула собак или имея специальное разрешение. Пугает тот факт, что с собаками выходить можно, а с детьми — нельзя.

Это привело к массовым протестам после того, как полиция жестко задержала мужчину, пытавшегося выкинуть мусор. Жители мегаполиса стали забрасывать полицейских мусором. Те ответили — и понеслось.

В Турции тоже попытались ввести карантинные выходные. В первый же вечер люди толпами ринулись в магазины, чтобы закупиться продуктами. По подсчетам СМИ, около 270 000 человек одновременно «штурмовали» полки магазинов, в основном это были люди, у которых небольшой доход и нет запасов еды.

В итоге министр внутренних дел страны Сулейман Сойлу решил уйти в отставку. Даже написал заявление, но остался после личного разговора с президентом Эрдоганом.

Как видим, в мире уже была испытана подобная практика. И она не принесла хороших результатов. Может быть, тогда и нам не нужно ее копировать?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также