Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Здоровье1 июля 2020 4:00

На мертвой точке

В условиях коронавирусной пандемии тяжело порой приходится не только живым, но и мертвым [газетная статья]
Ирина МИШУРА
Все это время людям приходится существовать с покойниками под одной крышей!

Все это время людям приходится существовать с покойниками под одной крышей!

Не так давно по соцсетям и просторам Казнета с подачи «Первого канала Евразия» прокатилась информация о том, что алматинцы не могут даже по-человечески похоронить скончавшихся родных и близких. «Мертвая точка» — не только в острой нехватке мест в моргах, но и в необходимости предоставлять моргам и ритуальным агентствам отрицательный тест умерших на пресловутый ковид. А приказать гораздо проще, чем сделать. Тем более, в нынешних условиях. Анализы готовятся в течение нескольких дней. Все это время людям приходится существовать с покойниками под одной крышей! Надо ли объяснять, что типичная для нашего региона летняя жара в данном случае не лучшим образом отражается на состоянии живых и умерших?

Квест на тест

Как рассказала в интервью телеканалу местная жительница Екатерина Холюченко, они с семьей больше суток обивали пороги различных инстанций, чтобы похоронить 80-летнюю бабушку. Хотя тест на коронавирус был сделан вовремя, а вот результаты затерялись где-то в лаборатории.

Еще более ужасающую историю поведал ее «товарищ по несчастью» Мурат Кусаинов. У мужчины скончалась невестка, тело которой впоследствии пролежало в доме — только вдумайтесь — три дня! Замкнутый круг: морг не принимает без тестов, а анализы сдать нет возможности из-за закрывшейся лаборатории.

В ответ на все претензии представители ритуальных агентств лишь разводили руками: мол, мы-то тут причем? Мы бы и не против выполнять свою работу, да только новые инструкции не позволяют.

— Пока не будет справки с отрицательным результатом на COVID-19, мы не имеем права ни забальзамировать покойника, ни сделать омовение, ни уложить в гроб. Уже третий день санитарно-эпидемиологическая служба не принимает анализы. Мы звонили в СЭС, они говорят, что все в порядке, работа идет в штатном режиме. На самом деле никто ничего не делает, — пояснили журналистам в одном из ритуальных агентств.

Быстро подсуетившиеся чиновники из Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг тут же отрапортовали, что главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин подписал постановление — теперь трупы горожан, умерших не в больничных стенах, не будут проверять на ковид. Проблема вроде бы решена, но...

«Бизнес на костях»

...Решена она была, как водится, только после очередной информационной шумихи.

— Чиновники, вы что творите? Тела родных лежат у людей дома несколько дней, не могут по-человечески похоронить, анализы так и лежат в морге, что за отношение к народу? У меня у подруги бабушка умерла, тело дома до сих пор... В адскую жару дома труп, вы это понимаете? Мне пришлось обратиться к журналистам, уже просто беспредел, — написала в Фейсбуке в группе «Дежурный по городу» возмущенная горожанка Анита Гурман.

Но это еще полбеды. В комментариях под постом упрямой алматинки стали писать люди, которые тоже столкнулись с трагической необходимостью похоронить близкого в условиях пандемии. И некоторые из них прямым текстом заявляли: «Да, мол, плавали — знаем. Вынуждены были «отстегнуть» немного денег, чтобы ускорить процесс получения анализов».

«Знакомые 50 тысяч дали, чтобы сразу сделали анализ. Человек умер от старости», — откровенничала одна из подписчиц.

Когда в общей беседе одни возмутились малодушному потаканию «бизнесу на костях», другие объяснили это тем, что до дачи взятки тело лежало в квартире пять дней. И как поступать в таком случае?

«Мы 100 тысяч отдали — сразу разрешение дали. Умершему человеку было 90 лет, какая «корона»? Он дальше двора не выходит лет 20 уже. Везде надо деньги, деньги, деньги, — писал другой пользователь Сети.

Коллегиально собеседники пришли к неутешительному — а учитывая контекст, и вовсе чудовищному — выводу: «Пока на лапу не дашь, с места не сдвинешь». От себя добавим: «Не привлечешь телевидение — не получишь».

Этика против безопасности

Как уже было сказано, в случае смерти вне больничных стен справка об отсутствии COVID-19 теперь не нужна. Родственники могут забрать тело и похоронить его в соответствии с пожеланиями и религиозными воззрениями покойного. А вот с людьми, жизнь которых оборвалась в больнице, дело обстоит сложнее. Особенно в случае подтверждения страшного диагноза. Алгоритм захоронения жертв коронавирусной инфекции был представлен еще в марте.

— При лабораторном подтверждении диагноза COVID-19 тело умершего не подвергается вскрытию и не выдается родственникам; тело умершего с подозрением на COVID-19 до получения результатов лабораторного исследования родственникам не выдается, — говорилось в официальном сообщении.

В тексте также отмечалось, что при положительном результате любого вида лабораторного исследования на COVID-19 захоронение трупов проводится с соблюдением мер биобезопасности.

Что это значит? Во-первых, все люди, задействованные в процессе осмотра, транспортировки и обслуживания покойного, обязаны использовать перчатки, экраны для защиты лица, маски или респираторы высокой степени защиты, специальные костюмы и резиновые сапоги. Во-вторых, существенные изменения претерпит сам процесс омовения и погребения тела. То же омовение будет производиться в прозектуре специально обученными людьми с использованием большого количества дезинфицирующих средств. Даже ткань, в которую по мусульманским обычаям заворачивают умершего, будет насквозь пропитана таким раствором. Причем поверх тело обернут еще и полиэтиленовой пленкой (заматывание в продезинфицированную ткань и пленку также применяется для похорон в гробу).

Родственники с почившим попрощаться могут, но с безопасного расстояния в три метра, да и больше чем на час тело им никто не выдаст. Участие в процессе священнослужителей ограничено одним человеком.

К похоронной церемонии допускаются лишь близкие родственники, однако комплектуется специальная группа захоронения из пяти-семи человек, которых сопровождают специалисты территориальных подразделений ведомства санитарно-эпидемиологической службы или противочумных учреждений.

Что немаловажно, лица, принимавшие участие в похоронной церемонии и в захоронении, в течение 14 дней будут находиться под медицинским наблюдением.

— По окончании погребения инструменты, защитная одежда, транспорт обеззараживаются непосредственно в месте захоронения на краю могилы дезинфицирующими средствами соответствующей концентрации и экспозиции. Транспорт, использовавшийся для перевозки трупа к месту захоронения, обеззараживают путем тщательного мытья или интенсивного орошения из гидропульта дезинфицирующими средствами соответствующей концентрации, согласно инструкции. Лицам, проводящим дезинфекцию (мойку) транспорта, необходимо использовать средства индивидуальной защиты (защитный халат, перчатки, маски). Не допускается дезинфекция транспорта в других местах и вывоз с места захоронения не обеззараженных инструментов, использованной защитной одежды и других предметов, использованных в транспортировке и захоронении трупа, — разъяснялось в документе.

Все вышеперечисленное хоть и кажется логичным из-за эпидситуации, но, естественно, приходится совсем не по душе переживающим большое горе людям. Некоторые казахстанцы даже называли этот регламент не похоронами, а «утилизацией», настолько он не вязался с простыми человеческими представлениями о проводах близкого человека в последний путь. Да и слухи о процветающей на благодатной почве чужих бед коррупции, конечно, не добавляют позитива этой деликатной и драматической сфере нашей жизни. На фоне жестких карантинных мер, в нашей стране абсурдно уживающихся с подходом «любой каприз за ваши деньги» и откровенной нехваткой защитных средств и лекарств, народ, кажется, достиг пика недоверия и раздражения.

А КАК У НИХ?

В Италии на время эпидемии религиозные церемонии и публичные похороны были запрещены. Традиционный процесс прощания упразднен.

В Китае жертв коронавируса кремируют в ближайшем учреждении. Церемонии прощания с умершими запрещены.

Минздрав РФ рекомендовал хоронить россиян, умерших от ковида, в закрытых гробах при участии минимального количества людей.

В Нью-Йорке родственникам усопшего дается 15 дней на организацию похорон. В противном случае тело будет отправлено в место массового захоронения. В безымянную братскую могилу, проще говоря.

В Эквадоре возник дефицит деревянных гробов, в связи с чем хоронить погибших предлагалось в картонных ящиках. Также большой резонанс в мире получили фотографии, сделанные в местном городе Гуаякиле. На кадрах можно увидеть сотни трупов, лежащих прямо на улицах, что объяснялось перегруженностью моргов и больниц.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz