Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды29 июля 2020 3:30

Зияющие пустоты

«Комсомолка» продолжает дискуссию о состоянии и содержании (во все смыслах!) отечественного культурного пространства — как фундаментальной опоры нашего общенационального мироустройства, средоточии личностных, духовных, исторических ценностей
Источник:kp.kz
Ермек Турсунов: «Получается, той — для заработка, а кино — для души».

Ермек Турсунов: «Получается, той — для заработка, а кино — для души».

Сегодня своими нетривиальными и не слишком оптимистичными размышлениями по этому поводу делится известный режиссер и литератор, председатель Союза кинематографистов Казахстана Ермек ТУРСУНОВ.

«Самоубийство с целью наживы»

У меня во время съемок пару раз происходили такие случаи. Ночью половина группы загадочным образом исчезала: операторы, осветители, актеры... К утру все появлялись — невыспавшиеся, с красными глазами, уставшие. Устраивать допросы было некогда и мы сразу приступали к съемкам. Лишь через некоторое время я узнавал, что группа ездила то ли на свадьбу, то ли на юбилей. На этой свадьбе (или юбилее) операторы снимали, «светлячки» освещали, а артисты тамадили. Словом, группа ездила на халтуру. Понятное дело — у всех семьи, дети, кредиты, ипотеки и так далее. Получается, той — для заработка, а кино — для души.

Многие мои знакомые и приятели, известные артисты, превратили это дело в ремесло: мотаются по разным торжествам в качестве ведущих и развлекают там гостей под звон бокалов и лязг тарелок. Многим это даже нравится. Правильно это или нет?

Кто-то скажет — правильно. Люди зарабатывают. Причем своим трудом. Я понимаю.

Но есть и другая сторона медали. Чему они учились? Вернее, на кого?

Неужели они выбирали творческую стезю и заканчивали свои театральные и киношные вузы, для того чтобы тамадить? Нет, конечно. Полагаю, что изначально они думали о другом. Они мечтали о большой сцене, о серьезных ролях в кино. Они хотели оставить свой след в искусстве. Но жизнь сложилась иначе, обстоятельства заставили их заняться выживанием. И они стали, что называется, «торговать лицом». А тут у каждого свои расценки. Кто-то подороже, кто-то подешевле. Многие полагают, что одно другому не мешает...

Не знаю. Но что-то меня в этой нехитрой комбинации коробит. Про «звезд» шоу-биза я не говорю. Это их территория. Им не западло. А вот за своих коллег мне как-то неловко...

Ладно. Я не имею права никого осуждать. Да и не осуждаю. Я сейчас о другом. О причинах. Что заставляет моих коллег по цеху заниматься таким вот «бизнесом». Ведь «халтура — это самоубийство с целью личной наживы». Так печально шутил один известный сатирик.

Проверить алгеброй гармонию

Осенью прошлого года, выступая на первом заседании Нацсовета при президенте РК (НСОД), я призвал руководство страны уделять культуре повышенное внимание. Мне казалось, что профильное министерство финансируют по остаточному принципу. Поэтому я предложил повысить статус министерства и вообще повернуться к культуре лицом, улучшить материальное обеспечение нашей духовной сферы. Так вот, оказывается, я ошибался. Все эти годы на культуру выделялось достаточно средств.

Просто эти деньги не доходили до адресата. Они не доходили до операторов, осветителей, артистов, гримеров, режиссеров, сценаристов, монтировщиков, библиотекарей, писателей, театральных деятелей, музыкантов... То есть до всех тех, кто непосредственно «производит» эту самую культуру. Поэтому все они, занимаясь своим непосредственным делом, то есть занимаясь культурой и просветительством, вынуждены параллельно промышлять левым заработком, чтобы как-то прокормить свои семьи. И это объяснимо: денег от государства в должной мере они не получают. Между тем с 1994 по 2019 год на культуру, искусство, спорт и информацию из республиканского бюджета было выделено 1,5 трлн.тенге, что в долларовом эквиваленте (с учетом колебаний курса национальной валюты) составило 8,6 млрд.долл. США. Для сравнения: эта сумма сопоставима с объемами ипотечных кредитов страны или, скажем, с дефицитом бюджета Казахстана, который в 2020 году составил 1 598 123 151 тенге (2,1% к ВВП).

Все эти траты составляют треть всех расходов, направленных за аналогичный период на обеспечение обороноспособности страны (5,045 трлн. тенге) или на образование (5,27 трлн.тенге). В среднем за 26 лет доля «культурных вливаний» составила 1,8% от всех государственных расходов.

Выходит, денег выделялось предостаточно. Другой вопрос: куда они девались и деваются?

За последние 29 лет в нашей стране сменилось много министров культуры. Разные люди занимали эту должность. Со многими из них мне приходилось периодически контактировать. Вынужден признать, что общий «кумулятивный эффект» от деятельности всех этих министров, скорее, отрицательный, чем положительный. Таких фигур, как Озбекали Жанибеков или Камал-ага Смаилов, давно уже нет...

Министерство кривых зеркал

О нынешнем министерстве без слез говорить уже невозможно. Это уже за пределами критики. Такого слабого состава, на мой взгляд, не было за все годы независимости. Заявляю это со всей ответственностью. Нет там сегодня практически ни одного человека, болеющего за культуру в стране и, главное, способного на продуктивную работу. Нет там профессиональных менеджеров: умелых, незаурядных, талантливых. Адекватных той сложной и деликатной сфере, которой они пытаются руководить. А есть — случайные люди, набранные по принципу личной преданности и поднаторевшие в составлении пустопорожних отчетов и кабинетных играх. Между тем менеджмент в культуре — дело весьма специфическое. Человек, занимающийся культурой профессионально, должен совмещать в себе много разных качеств. Если их нет, то он просто теряет время и наносит вред своей, пусть даже самой бурной, деятельностью.

К чему я веду?

Я считаю, что в результате провальной государственной политики в сфере культуры мы с вами получили все эти Жанаозены, Кордаи, Арыси, Караганду, Маловодное, Шорнак, Сатпаев и т.д. Я считаю, что тотальное поражение в борьбе с пандемией и вообще вся наша ежедневная новостная лента, которую иной раз читаешь, как сводку с фронтовой полосы — все это следствие неумелых действий людей, отвечающих в этой стране за культуру и образование. Я считаю, что Казахстан намеренно превращают в страну дебилов, живодеров, воров и прочих «социальных отщепенцев».

На недавнем заседании правительства К.-Ж. Токаев говорил о заживо сожженой собаке и несчастном тюлене, которого закидали камнями.

Таких фигур, как Озбекали Жанибеков давно уже нет...

Таких фигур, как Озбекали Жанибеков давно уже нет...

Случаи дикие, вопиющие... Но я полагаю, что все эти акты «антикультуры» напрямую, хоть и не линейно, связаны со всем вышесказанным. Если известный артист ездит по тоям вместо того, чтобы выступать на профессиональной сцене, то это значит, что государство о нем забыло. Если оператор вместо того, чтобы снимать кино, едет со своей операторской группой обслуживать той, то это значит, что государство не видит в нем творца. Если осветитель тащит свое оборудование на чью-то свадьбу, то это означает, что государство не обеспечило его достойным заработком. В итоге получается — творческий человек этому государству не нужен. Оно его не ценит.

Бедность — порок

Нынче все творческие союзы, некогда процветавшие, лежат на боку.

Театралы, киношники, классические музыканты, писатели... Все они оставлены без внимания государства и выживают как могут. У кого получилось пристроиться к «кормушке» и угодить лично министру или его окружению, тот процветает. Остальные — калымят на свадьбах и торжествах. При таком раскладе что можно ожидать от тех пацанов, что снимают на мобильники процесс казни щенка и выкладывают это в сеть? Что ожидать от тех кретинов, что душат собаку дверцей холодильника? Зачем стыдить человека, который заезжает на своем джипе в уникальное озеро? Он даже не понимает — в чем собственно дело?

Вот я с весны репетирую в Лермонтовском театре. Это — Государственный академический русский театр драмы, единственный в своем роде, уникальное учреждение культуры и просвещения. Ему нынче 87 лет со дня основания. Средняя зарплата сотрудников театра около 120 тысяч тенге. В Ауэзовском — и того хуже. Зарплата артистов колеблется в пределах 80-90 тысяч тенге. Можно на такие деньги прожить в Алматы, в одном из самых дорогих городов республики? Про областные театры я вообще не говорю.

В то же время я читаю официальную хронику: «На борьбу с коронавирусом деньги из правительственного резерва выделялись трижды. Первый транш — 29 января. Было выделено 1 миллиард 609 620 тысяч тенге. 21 февраля дополнительно было выделено 428 миллионов 227 тысяч тенге. Третий раз средства из резерва в размере 21 миллиард 430 миллионов 635 тысяч тенге были выделены правительством 25 марта».

Получается, за 23 миллиарда мы купили одно из лидирующих мест в мире по ковиду. Но я уверен, что часть этих денег исчезла в личных карманах. Потому что распределители этих средств не имеют внутренней культуры. Той культуры, которая не позволила бы им «тырить у своих». Потому что многие заблуждаются, полагая, что культура — это дорого одеваться и круто выглядеть. Что вилка в левой, а ложка в правой. Это не так. Культура — это совсем другое. И она присутствует во всем: в экономике, политике, экологии, человеческом общении, уличном движении, в борьбе с эпидемией... Во всем! Без нее теряется смысл существования не только отдельного человека, но и всего государства.

Я читаю дальше.

«Как сообщил первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов, по поручению главы государства в рамках уточнения бюджета на 2020 год на противоэпидемиологические меры будет предусмотрено дополнительно 125 миллиардов 283 миллиона 500 тысяч тенге».

Что-то мне подсказывает, что и эти деньги не дойдут до адресата в полном объеме. Почему? Потому что нет внутренней культуры у тех, кто будет их распределять. За ними нужен глаз да глаз...

В собственной тени

Ермек Турсунов: «Передо мной не новый Казахстан еще, но и не бывшая родина уже».

Ермек Турсунов: «Передо мной не новый Казахстан еще, но и не бывшая родина уже».

Одним словом, ситуация в стране сегодня близка к критической. И мы будем терпеть поражения во всем до тех пор, пока не осознаем всю важность культуры и просвещения. Самый главный капитал любого общества — человеческий. Так вот, он у нас сегодня — непростительно дешевый. Мудрые говорили: «Когда стоишь спиной к солнцу, то видишь только свою тень». У нас вся страна, по сути, отвернулась от солнца и уткнулась в свою тень. Я хочу сказать, что незаметно, но очень навязчиво произошла подмена понятий. Сбилась система координат. Изменился собственно сам формат мышления. И не то страшно, что всю страну разграбили, растащили и попрятали где-то в офшорах. Самое страшное во всем этом то, что изменился человек. Изменилось его сознание. Его отравили новыми понятиями, новыми установками, новым образом мышления. Он уже думает и воспринимает мир по-другому. И теперь это уже другой народ. И если в плане интеграции с мировым сообществом мы еще как-то успели сориентироваться, то в культурном смысле, в духовном — откатились куда-то в средневековье. В этом я вижу корень всех зол. И когда президент собирает на совещания весь госаппарат управления, я вижу, что его мало кто слышит. Он одинок и уязвим. Он как полководец без штаба. Что касается всей «армии», то есть электората, то народ, оставшийся без культуры, обречен на духовную и нравственную деградацию. Уже сегодня видно, что всеобщий упадок культуры обязательным образом сказался на всем остальном. Нынче нашему человеку нужен надсмотрщик. Без него он не сможет попасть в урну «бычком». Нашему человеку нужен окрик. Без него он не сможет корректно припарковаться. Без освиста, без одергиваний он не будет надевать маску в общественных местах, не будет придерживаться общепринятых правил, он не сможет перейти дорогу там, где для него нарисована «зебра» или построен подземный переход. Наоборот, он будет продолжать жить по своим правилам. Будет спекулировать лекарствами, наживаться на всеобщем горе, жульничать на тендерах, параллельно требуя от государства действий, возмущаться, жечь собак и забрасывать камнями бедного тюленя. Невольно возникает другой вопрос: можно с таким человеком строить какие-либо планы? Ну, например, сколотить сарай. Я уж не говорю — построить новое государство...

Вряд ли.

Под собою не чуя страны

Одно я определил для себя точно: это — уже не та страна, в которой я родился и вырос. И которую я безмерно люблю. И которая дала мне все.

Казахстан сегодня — это некая географическая точка на карте мира, в которой прекрасно себя чувствуют только мутные, хамоватые, скользкие и вороватые персонажи. И вроде бы декларации с высоких трибун звучат красивые и хочется во все это верить. Но...

Но чтобы верить, нужны какие-то основания. А какие могут быть основания, если тут не осталось собственно культуры. Ее попросту нет. Те люди, которым поручено было заниматься этим важным делом, работу свою провалили. Они и не могли с ней справиться. Они и не собирались.

Средняя зарплата сотрудников Академического русского театра им. Лермонтова около 120 тысяч тенге.

Средняя зарплата сотрудников Академического русского театра им. Лермонтова около 120 тысяч тенге.

То, что принято тут считать культурой, таковым не является. Все эти вывески на английском не означают, что мы приобщились к цивилизации.

Весь этот якобы новый стиль жизни, вся наша привозная одежка, в которую мы оделись, все эти песни новомодные, под которые сходит с ума наша молодежь, все эти мотивы, являющиеся плохими копиями чужих образцов, и параллельно с этим — лидирующее место по суицидам среди подростков, поголовная коррупция, население, подсаженное на кредитную «иглу», массовая нетерпимость и невежество...

А все потому, что нет стратегии государственной культурной политики.

Общество разобщено и раздроблено — на классы и сословия, на касты и статусы. Что эти разрозненные части социума может объединить? Только культура. Кто должен этим заниматься? По логике вещей — деятели культуры. Они ответственны за нравственное здоровье общества, а теперь уже — и за психическое.

Все это произошло и происходит в основном благодаря дилетантским действиям ответственных работников, отвечающих за культуру и идеологию в стране. И когда наши идеологи рассуждают о культуре лишь как об элементе «и-мидже-стро-итель-ства» и «странового пиара», то это говорит лишь об одном: они озабочены рекламным образом государства, а не его истинным содержанием.

Остается признать, что та страна, которую я помню, и те люди, которые возделывали тут подлинную культуру, — все они в большинстве своем ушли. На смену им пришли другие: расчетливые, малообразованные, шумные, алчные, циничные, наглые, агрессивные и жутко уверенные в себе. Внешне мне их «культурный десант» напоминает цыганский табор с клоунами, скоморохами, ушлыми ворами и медведями на цепи. Глядя на них, я сильно скучаю по прошлому. Не по эпохе и не по времени, нет, а по тем личностям, которые были в моем прошлом. Но я не могу повернуть его вспять, ибо оно — прошлое. Я не могу туда вернуться сам и самое ужасное — я не могу вернуть оттуда тех, кого я знал лично. Ну хотя бы часть из них — Жантурина, Ногайбаева, Букееву, Токпанова, Султанбаева... Тлендиева, Багланову, Жубанову... Симашко, Бокеева, Абдрашева, Кекильбаева, Мухамеджанова, Санбаева, Бельгера...Да разве перечислишь всех?!

Когда-то я уезжал отсюда в Штаты в досаде на всю нелепость, нежелание и неспособность живущих здесь людей стать по-настоящему достойной державой. Потом я вернулся и теперь думаю — а стоило ли возвращаться?

Этот вопрос сегодня меня особенно угнетает, когда я реально понимаю, что передо мной не новый Казахстан еще, но и не бывшая родина уже.

Когда-то ситуация выдавила меня из страны, но я смог как-то с этим справиться. Но теперь, когда я вижу, как мое отечество постепенно вымывается из меня, как оно покидает меня по каплям и кусочкам, мне становится тошно. И досадно. О будущем думается с тревогой.

В такие минуты я мысленно перебираю в памяти тех, кому еще не безразлично наше существование. Кто верит в правду и готов за нее бороться.

К сожалению, мало таких. С другой стороны — их и не может быть много. Истину ищут в одиночку. Это в гости ходят толпой.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz