Казахстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Политика20 января 2021 4:00

Повторение непройденного

Парламент 7-го созыва, выборы которого прошли мимо значительного большинства избирателей 10 января, начал работу в минувшую пятницу с выступления президента страны
Еще с начала избирательной кампании в конце прошлого года с этими «выборами без выбора» всем все было ясно.

Еще с начала избирательной кампании в конце прошлого года с этими «выборами без выбора» всем все было ясно.

Именно оно ожидалось наблюдателями с исключительным интересом, поскольку ни сам «новый» парламент, ни самые тихие, схематичные, безликие за всю и без того не слишком яркую историю отечественного парламентаризма выборы в него не вызвали у публики особого любопытства. Не было даже «фактора Косанова», привнесшего в президентскую кампанию 2019 года хоть какой-то элемент пикантности и экшена. На сей раз по его стопам пошел предводитель «Акжола» Азат Перуашев, поспешивший поздравить Елбасы с победой его партии еще до подведения окончательных итогов. Эта новость грозила превратить позапрошлогоднюю комедию в фарс. Но полное отсутствие интриги в январском «плебисците» было столь очевидным, что на досрочную капитуляцию светлопутейца не обратили внимания даже журналисты.

Еще с начала избирательной кампании в конце прошлого года с этими «выборами без выбора» всем все было ясно. Поэтому сегодня, когда уравнение со многими известными благополучно решилось, единственный оставшийся открытым вопрос звучал так: что скажет второй президент депутатам, избранным по политическим"лекалам" первого?

Ложка опоздала к обеду

Интерес к выступлению президента в Доме парламента во многом подогревал сам глава государства: проанонсировав еще в конце прошлого года объявление очередного пакета политических (!) реформ, Касым-Жомарт Кемелевич поднимал градус этого интереса по меньшей мере дважды — за неделю до выборов и в день голосования. Тем самым президент, возможно, сам того не желая, применил классический прием политтехнологов — управление повесткой дня. Политтусовка теперь обсуждала не итоги выборов, а то, что может сказать носитель верховной власти сразу после акта демократического волеизъявления. Прошлая пятница показала: все (или почти все) президентское «новое» — его же еще не успевшее забыться «старое». А немногие реальные новации, вроде демократизации выборного процесса — были, как та ложка, хороши к уже съеденному обеду...

Из собственно политических реформ элемент неожиданности содержало, пожалуй, только предложение ввести в избирательный бюллетень графу «против всех» и снизить проходной балл для партий с 7 до 5 %. И то оно выглядело так, будто следующие выборы пройдут не через пять лет, а во второе воскресенье наступающего февраля: дескать, ладно, ребята, в январе потренировались, зато через месяц ударно выступим... Но в текущей политической реальности выборы-то окончены — забудьте! Ждите 2026 года... Или, в лучшем случае — 2024-го, когда предстоит очередная президентская кампания. Протестный электорат, наличие которого признают даже провластные политологи, получит, наконец, возможность отдать голоса не заранее согласованному с властью кандидату «от оппозиции», а коллективному «Никому». Вопрос только в том, что мешало сценаристам очередного нуротановского «триумфа» задействовать кандидата «против всех» уже на этих выборах? Возможно, тогда сокрушительная победа партии власти выглядела бы более пристойной. А своевременное снижение порога прохождения в парламент на два процента существенно разнообразило бы «живой уголок» так называемой «парламентской оппозиции». Сейчас же высказанное «после драки» вполне разумное и демократичное предложение президента вызывает совершенно оправданные сомнения в долгожительстве только что избранного парламента: дескать, вы пока потренируйтесь в пустом бассейне, а мы посмотрим — и если все пойдет как надо, наполним бассейн водой... Вот тогда уж точно поплывем!

Еще одна новинка — предстоящие в скором времени выборы сельхозакимов — была впервые анонсирована в прошлом году и вызвала в обществе и его политклассе далеко не однозначную реакцию. С одной стороны, при наличии самостоятельно формируемых и, главное, осваиваемых под присмотром местного населения бюджетов сельских округов — такой ход выглядит прямо-таки революционным. С другой — итоги параллельных с мажилисовскими выборов маслихатов продемонстрировали гегемонию «Нур Отана». А поскольку районные и областные «парламенты» контролируются партией власти, постольку низовые «сельсоветы» политически, организационно и в конечном итоге финансово будут зависеть от нее же — в лице «старших товарищей» из районных и областных акиматов, контроль прямых избирателей за деятельностью даже «низовых» акимов и продекларированные «бюджеты народного участия» могут изначально оказаться фикцией. А в противном случае — наделения народных выдвиженцев реальными организационно-финансовыми полномочиями на местах — вся общереспубликанская вертикаль власти, эффективность которой и без того вызывает вопросы, рискует окончательно превратиться в колосса на глиняных ногах. Но с очень большой, неповоротливой и тяжелой головой. Вряд ли такая модель госуправления в нынешних жестких условиях и в контексте заявленного курса на тотальную модернизацию может показаться эффективной...

Таким образом, затея с выборами сельских начальников выглядит чем-то вроде игровых тренажеров, на которых многие наставники футбольных команд заставляют тренироваться необстрелянных новичков: дескать, вы пока на кнопочки понажимайте, а тренерский штаб потом решит, выпускать ли вас на поле.

«Старые песни от главного»

Социально-экономический блок обращения президента к депутатам напоминал дайджест его же Посланий народу, озвученных обществу и всем ветвям власти в течение 2019-2020 годов. Что косвенно свидетельствует о, мягко говоря, недостаточной эффективности исполнения уже неоднократно поставленных главой государства задач.

В который уже раз мы слышим о настоятельной необходимости инвестиций в человеческий капитал — в частности, в образование молодежи! А упоминание о «настоятельной задаче сократить разрыв в качестве образования между различными социальными группами и регионами» фактически дословно перекочевало в парламентскую речь президента из его Послания-2020.

А вот еще один, как говорят филологи, «бродячий сюжет» — социальная ориентация здравоохранения. «Особое значение имеет модернизация отечественного здравоохранения. В условиях пандемии актуальность этой проблемы стала очевидной. Система здравоохранения должна ориентироваться на пациентов, ставить во главу угла их интересы, здоровье и жизнь. Переход к такой модели возможен за счет персонификации, внедрения цифровых инструментов, расширения доступа людей к квалифицированной врачебной помощи. В этой связи особую роль играет развитие превентивной медицины, основанной на профилактике и ранней диагностике заболеваний», — в очередной раз внушает глава государства «старо-новым» депутатам и, видимо, будущему правительству, которое наверняка в полном составе присутствует в зале. Не совсем понятно, что конкретно должны сделать для этого новоявленные депутаты и будущие министры. Пока они (а точнее, их предшественники) сделали все, чтобы медицина окончательно перестала «ориентироваться на пациентов, ставить во главу угла их интересы, здоровье и жизнь». К примеру, последние законодательные поправки существенно усложнили трансплантацию органов, обложив этот процесс бесконечными ограничениями и запретами. В итоге из-за отсутствия донорского материала за весь прошлый год в Алматы проведены всего две операции по пересадке почек, а успешно освоенная столичными кардиохирургами пересадка сердца не может быть поставлена на поток — по той же причине.

Не менее «бородатая» задача — поддержка бизнеса. Касым-Жомарт Токаев едва ли не с первых дней президентства настаивает на первостепенной важности защиты и поддержки предпринимательства, справедливо приравнивая тех, кто мешает его развитию, к государственным преступникам. И вот теперь выясняется: механизмы этой самой поддержки еще только «предстоит разработать». Оказывается, в правительстве до сих пор «неуклонно и неустанно» корпят над соответствующим законопроектом. А в парламент он поступит только следующим летом! О необходимости «провести ревизию Налогового кодекса с точки зрения его упрощения, стимулирования деловой активности и конкуренции» глава государства настойчиво повторяет с 2019 года — равно как и о важности разработки закона о промышленной политике, пересмотра " миссии, роли и функций квазигосударственного сектора«, «перетоке рабочей силы из низкопродуктивных в более производительные сектора экономики».

Завтра будет лучше, чем вчера?

Из послания в послание, из программы в программу перекочевывают «старые песни от главного». Правительство разработает, депутаты рассмотрят, президент подпишет...А народ, как совершенно справедливо заметил Касым-Жомарт Токаев, «ждет от нас конкретных изменений к лучшему».

И они снова обещаны! «В целом системные преобразования будут продолжены. Мы их подробно обсудим на ближайшем заседании Высшего совета по реформам 29 января. Будут приняты решения по ключевым направлениям. Планируется одобрить принципиально новую систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления», — заверил президент депутатов и граждан.

Что ж, подождем до очередной пятницы — последней в январе. Нам ведь не привыкать, правда? А там наши рулевые непременно назначат новую дату ожидания. Чтобы в который раз отчитаться о «повторении непройденного»...

Лучшая жизнь — она всегда потом. И это вынуждает нас оставаться несгибаемыми оптимистами. Хотя иногда хочется не лучшей потом, а просто хорошей сейчас. Но, справедливости ради, признаемся: этого нам никто не обещал...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz