Казахстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Политика27 января 2021 3:40

Тень недоверия

Когда президент Касым-Жомарт Токаев говорил новому парламенту о необходимости привлекать к работе над проектами законов общественных деятелей и независимых экспертов...
Этот демарш скандально известного политика, прозванного с чьей-то легкой руки «казахским Саакашвили», получил достаточно широкий отклик.

Этот демарш скандально известного политика, прозванного с чьей-то легкой руки «казахским Саакашвили», получил достаточно широкий отклик.

Он вряд ли предполагал, что несколькими днями позже его бывший однопартиец, со скандалом лишившийся депутатского мандата в прежнем мажилисе, заявит о создании «теневого правительства». Именно это в минувшую среду сделал лидер незарегистрированной партии EL TIREGI (Опора народа) Нуржан Альтаев.

Хорошо забытое «новое»

Этот демарш скандально известного политика, прозванного с чьей-то легкой руки «казахским Саакашвили», получил достаточно широкий отклик. Как заявил сам «автор идеи», «мы впервые выходим с инициативой создания народного теневого правительства». Однако явно поторопился присвоить себе пальму первенства. Дебютная попытка сформировать так называемое «правительство ожидания» была предпринята еще в 90-е годы депутатом Верховного Совета Виталием Розе. Но тот политический экспромт не получил поддержки и завершился, едва начавшись.

Через много лет — в 2011 году другой политик с неоднозначной репутацией — Серикжан Мамбеталин — взялся реанимировать эту затею, объявив о создании «альтернативного гражданского правительства» в... «Фейсбуке». Он даже провозгласил, что отобрал для будущего кабинета целых 40 «виртуальных министров». Правда, по его же признанию, не известил их о своем выборе. Сам Мамбеталин, по его словам, согласился занять у себя любимого в «кабинете» пост министра экологии.

Вышли мы все из народа?

На сей раз все выглядит не по-детски серьезно. На сайте EL TIREGI, где уже открыт прием заявок на участие в новом проекте, будущее правительство названо «правительством народного доверия». Сам же будущий «премьер» Нуржан Альтаев уже успел выступить с «программным заявлением».

Сравнивая его с парламентской речью Касым-Жомарта Токаева 15 января, можно сделать неожиданное открытие: многие посылы экс-депутата и действующего президента на первый взгляд совпадают по смыслу. Токаев: «Одним из главных требований является установление эффективной обратной связи по спорным вопросам, которые могут вызвать недовольство граждан». Альтаев: «Члены «теневого правительства» будут обсуждать ведомственные нормативные акты, законопроекты, проводить их экспертизу, предлагать альтернативные варианты действий членам кабмина, подвергать их критике в случае необходимости». Токаев: " Моя принципиальная позиция заключается в том, чтобы все насущные вопросы в обществе обсуждались в первую очередь в парламенте«. Альтаев: «Теневое правительство в Англии финансируется из государственного бюджета и оно всегда присутствует на заседании избранного правительства, и когда какой-то министр выступает с какой-то программой, теневое правительство комментирует, выступает оппонентом для него. В конечном итоге от этого выигрывает народ».

То есть на первый взгляд оба ратуют за одно и то же — за слышащее оппонентов государство. Но цели преследуют диаметрально противоположные. Президент стремится выпустить пар общественного недовольства в цивилизованном пространстве парламента, полностью контролируемого властью через свою доминирующую партию. Главное для него — не допустить выброса этого пара в неуправляемую и непредсказуемую уличную стихию.

А бывший депутат, зная истинную цену новому депутатскому корпусу (который мало чем отличается от прежнего, откуда его «попросили») замахивается на традиционно парламентскую роль «народного контролера» за каждым шагом правительства — в надежде прийти ему на смену в будущем. Да еще и воспользоваться для этой цели «трамплином» в виде правительственного же финансирования!

Но у нас тут не Англия: в нашей политической системе координат правительство (как, впрочем, и вся государственная вертикаль — за исключением ее «шпиля») опоры на народ просто не предполагает. Казахстан потому и называется президентской республикой, что только носитель верховной власти напрямую избирается народом и, стало быть, исключительно он может считаться обладателем мандата народного доверия. Все остальные органы власти просто проводят намеченный президентом курс (по крайней мере, должны это делать) и отвечать обязаны только перед ним.

Вот почему не только в старо-новом правительстве, но и в значительно обновленной нижней палате парламента, за исключением пары-тройки раскрученных в соцсетях фамилий да еще нескольких персонажей, отличившихся популистской риторикой в прошлом созыве, нет людей, имеющих право называться НАРОДНЫМИ депутатами. Потому что народ голосовал не за конкретных людей, а за безликий список. Любой талантливый солист, будь он хоть сам Димаш Кудайберген, неизбежно затеряется в общем многоголосии, заставь его петь в хоре...

Изучение списочного состава отдельно взятых маслихатов тоже не прибавляет доверия к провинциальным «избранникам» — в основном это функционеры местных филиалов «Нур Отана», вышедшие в тираж акиматовцы да прикормленные на тендерах коммерсанты.

И, опять же, это не «происки» акимов, подбиравших местные «парламенты» под себя, а исключительно конструктивные особенности Системы, рассчитанной только на «хоровое пение». При одном исполнителе сольной партии.

Так что, по большому счету полноценно облечен народным доверием лишь один человек в стране — президент. И разделить эту ношу ему не с кем...

Доверяют не машине, а водителю

К слову, г-ну Альтаеву наверняка прекрасно об этом известно. Как, впрочем, и президенту Токаеву, хотя, судя по некоторым акцентам в его парламентской речи, он ждал от голосования 10 января немного иного результата. Так, заявляя о необходимости вернуть в избирательные бюллетени графу «против всех», глава государства многозначительно заметил: «Эта инициатива создаст условия для защиты избирательного права граждан. Ведь официальная демонстрация отсутствия выбора — это тоже выбор». Слова эти можно трактовать по-разному, в том числе — как косвенное признание, мягко говоря, недостаточности народного доверия к прошедшей парламентской кампании. Еще более определенно глава государства высказался о необходимости снизить «проходной балл» в парламент с 7 до 5 процентов. «Данная инициатива позволит учесть мнение максимально широких слоев населения при выработке государственной политики», — уверен руководитель страны.

К слову, г-ну Альтаеву наверняка прекрасно об этом известно. Фото: eltiregi.kz

К слову, г-ну Альтаеву наверняка прекрасно об этом известно. Фото: eltiregi.kz

На фоне таких высказываний первого лица власти инициатива Нуржана Альтаева выглядит нарочито популистской. О каком «правительстве народного доверия» можно говорить, если даже глава государства дает понять: в стране нет института власти, пользующегося полным доверием всех слоев населения? Неужели один бывший депутат и несколько сочувствующих ему способны создать такой институт, объявив «кастинг» на вакантные должности «министров народного доверия» на своем узко корпоративном сайте? Для реализации столь громкого начинания следовало бы сначала объявить сбор подписей за общенациональный референдум с одним вопросом: «Доверяете ли вы действующему правительству или считаете, что стране необходимо правительство народного доверия?».

Хотя, получив заявку на плебисцит с такой формулировкой, в Центризбиркоме несказанно удивятся. Ведь правительство в наших реалиях — орган сугубо технический, машина, которой управляет президент. И именно ему — «водителю» — доверяют свое благополучие «пассажиры», то есть граждане.

Даром — не надо?

По большому счету демарш молодого популиста Альтаева можно было оставить незамеченным: мало ли чудаков — особенно в последнее время — «произросло» на нашем политическом ландшафте! Тем более что этот персонаж после нескольких неудачных попыток зарегистрировать в Минюсте заявку на создание партии EL TIREGI явно решил вот таким «теневым» образом напомнить «городу и миру» о себе любимом. А заодно — если повезет! — денежку из казны по-легкому срубить.

Примечательна, кстати, реакция на альтаевскую затею министра юстиции Марата Бекетаева. По его словам, в нашем отечестве немало желающих создать «теневое правительство». «Сейчас я слышу: дайте мне деньги, я найму таких людей, они будут это делать. Наверное, сначала должны быть люди, которые обладают авторитетом и доверием, а потом надо вопрос ставить о финансировании. Может быть, эти люди даже и не потребуют никакой зарплаты. У нас есть эксперты, которые пользуются доверием, они комментируют, они сами за свой счет изучают какие-то вопросы. Потому что это им интересно», — полагает наш главный юриспрудент.

И это просто замечательно, что у г-на Бекетаева они есть. Странно только, что этих людей — нештатных советников, экспертов и помощников — днем с огнем не сыскать. Ни в правительстве, ни в парламенте, ни тем паче в акиматах. Или, может быть, дело в том, что наши государственные мужи не воспринимают всерьез бесплатные советы?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz