Казахстан
+3°
Boom metrics
Сегодня:
Политика3 февраля 2021 4:00

Эпоха реформации

Так случилось, что неоднократно анонсированные на конец января судьбоносные события — расширенное заседание правительства и первый в наступившем году сбор Высшего совета по реформам — состоялись практически друг за другом
Сказать, что оба мероприятия целиком и полностью оправдали заведомо преувеличенные ожидания общества — значит сильно погрешить против истины.

Сказать, что оба мероприятия целиком и полностью оправдали заведомо преувеличенные ожидания общества — значит сильно погрешить против истины.

Фото: пресс-служба Акорды

И, пожалуй, впервые за долгие годы власть применила логически оправданный алгоритм действий: сначала — на заседании кабмина — анализ того, что достигнуто, и оперативные поручения по исправлению ошибок. А уже затем — выстраивание стратегии дальнейшего развития со «штабом реформ».

Квазигосударственные мужи

Сказать, что оба мероприятия целиком и полностью оправдали заведомо преувеличенные ожидания общества — значит сильно погрешить против истины. Но и о полном разочаровании говорить вряд ли стоит. Все прошло как-то подчеркнуто буднично, что называется, в рабочем порядке. На заседании правительства стало отчетливо видно многолетнее пробуксовывание госмашины на фоне ее главного вспомогательного института — квазигосударственного сектора.

Президент неоднократно подчеркивал стремление к прозрачности и обеспечению народного блага, призывал госорганы жить по средствам, ставя в пример холдинг «Самрук-Казына». «В ряде стран внедрена практика денежной компенсации вместо персонального служебного транспорта. И этот опыт у нас используется в ряде учреждений, в частности, в акимате столицы. Такой подход прошел успешную апробацию и в фонде «Самрук-Казына»», — многозначительно заметил президент, поручив правительству изучить и внедрить этот ценный опыт — вместе с позитивными наработками квазигосударственников по поддержке МСБ с помощью офтейк-контрактов.

А ведь «Самрук-Казына» сейчас — одна из двух опор, на которых стоит отечественная экономика. Вторая — нефтегазовый и горно-металлургический комплекс — переживает не лучшие времена. Несмотря на тяжелый кризис, вызванный пандемией и карантинными ограничениями, фонд «Самрук-Казына» закончил год с неплохими показателями: входящие в холдинг компании успешно расплатились с кредитами, сохранили стабильные рейтинги, сэкономили десятки миллиардов тенге на закупках. В целом активы ФНБ подорожали на 800 млрд тенге. Можно сколько угодно повторять заезженный тезис о «самых лакомых кусках» экономики, отданных в свое время в управление ФНБ. Но если они демонстрируют такие результаты, когда все остальные упали и пока не могут «отжаться», то разве это не свидетельствует о преимуществе квазигосударственного менеджмента?

Так почему бы не передать ему в управление те же свободные экономические зоны, которых в Казахстане «чертова дюжина»? Президент на заседании правительства прямо предупредил акимов: если они не обеспечат наполняемость СЭЗ эффективными и прибыльными производствами, то эти «внутренние офшоры» у них отберут и позакрывают. А при эффективном управлении такая курица вполне способна нести золотые яйца. Президент не сказал об этом вслух, но из контекста его выступления стало ясно: нынешней системой госуправления он, мягко говоря, не слишком доволен...

Таможню все хоргосит...

Вопросы к топ-управленцам у главы государства возникли вполне оправданные. Причем звучат они уже не первый год. Тут и откровенно низкий процент казахстанского содержания в госзакупках, и просчеты в энергетической политике, и нежелание коммерческих банков кредитовать реальный сектор — обо всем этом мы слышим от Касым-Жомарта Токаева едва ли не с первых дней его президентства. Так же, впрочем, как и о плохой фискальной дисциплине, падении налоговых сборов, об ужасающей ситуации с контрабандой на таможне.

Таможенная «арифметика» особенно впечатляет. Доля сборов торговых пошлин в общей сумме доходов казны в 2020 году сократилась до 47%. Годом ранее она достигала 65%. Напомнив об этой удручающей статистике, президент продолжил: «Широко применяется практика недостоверного декларирования. Только на границе с Китаем количество таких фактов составило около 50 тысяч. И это в период пандемии и повсеместных локдаунов. Расхождения в зеркальной статистике с Китаем — более 5 миллиардов долларов». Как будто и не было никакого «хоргосского дела» с его миллиардными оборотами контрабанды, громкими посадками и... почти такими же цифрами потерь бюджета!

Впрочем, это не единственный «бородатый» сюжет. Из той же серии — проблемы в образовании, здравоохранении, поддержке бизнеса, защите конкуренции...

А рост цен? По словам президента, беспрецедентные вливания в тот же агропромышленный сектор ожидаемого эффекта не принесли — за 11 месяцев прошлого года импорт продовольствия вырос на 9%. А потребительские цены увеличились на 11%, утяжелив общую инфляцию более, чем наполовину. Ни к чему не привели попытки со стороны государства затормозить рост цен дотациями торговых сетей. Обещанные еще прошлой весной — во время ЧП — товаропроводы не запущены до сих пор. А идея первого президента Нурсултана Назарбаева создать международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», о чем Елбасы договорился с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым еще в 2018 году, не продвинулась дальше подписания Дорожной карты.

Впрочем, это еще цветочки. Десятилетиями ведутся разговоры о строительстве нефте- и газоперерабатывающих комплексов, развитии нефтехимии. А выхлопа — ноль! И ведь тот же Первый Президент неоднократно призывал чиновников «учиться жить без нефти», теперь вот второй президент предупреждает: «На фоне активного продвижения в мире «зеленой повестки» эра нефтяной отрасли завершается. Большинство развитых стран приняли обязательство стать углеродно-нейтральными к 2050 году. В этой связи необходимы новые стимулы для интенсивного освоения углеводородного сырья и пополнения Национального фонда». В общем, никто особо не удивится, если к часу Х, то бишь к середине века мы «вдруг» обнаружим свою страну с ее главными экспортными товарами — нефтью и газом — на обочине мирового развития...

Все эти и многие другие сбои в работе мотора государства — его исполнительной системы — стали настолько очевидны, что даже Касым-Жомарт Кемелевич с его традиционной дипломатичностью не скрывал раздражения. «Так дело не пойдет!» — отрезал он. И, признаться честно, эта короткая реплика дорогого стоит: теперь власть, по крайней мере, точно знает, как страна НЕ должна развиваться дальше. Остается самая «малость» — определить единственно верный путь...

Реформы здесь тихие

Заседание «генерального штаба» реформ, как это ни странно, прошло в еще более рабочей обстановке — почти без сопровождавшего первые «штабные учения» паблисити. Президент за несколько дней до 29 января огласил повестку дня, судя по которой событие во дворце Акорда не сулило ничего сенсационного. Единственное, что бросилось в глаза — отсутствие на снимках и видео из зала заседания мозгового центра ВСР Сумы Чакрабарти. Впрочем, учитывая статус сэра Сумы и его работу на двух господ — президентов Казахстана и Узбекистана — помешать его приезду в Нур-Султан могло все что угодно...

Касым-Жомарт Токаев, судя по довольно лапидарному релизу его пресс-службы, выслушав нескольких докладчиков, не стал комментировать услышанное, а предпочел изложить свое видение того самого «верного пути». Он напомнил о Национальном плане развития до 2025 года с двенадцатью направлениями этого развития по трем основным блокам — институциональному, экономическому и социальному. В рекордно короткие сроки — до 1 июля — предстоит разработать пакет так называемых национальных проектов по цифровизации, развитию агропромышленного комплекса, предпринимательства, конкуренции, защите окружающей среды и других. Делать это по всей видимости придется Кайрату Келимбетову с его Агентством по стратегическому планированию, обращаясь к которому глава государства напомнил: «Времени на долгие обсуждения нет, страна ждет от вас конкретных предложений и результатов».

Впрочем, эти результаты уже прописаны в Нацплане на ближайшую пятилетку. Квинтэссенцией этого «руководства к действию», похоже, стала предвыборная программа «Нур Отана», озвученная членом бюро политсовета партии Токаевым еще в ноябре. И, судя по совпадению ключевых индикаторов, на выборы партия власти пошла с наработками членов Высшего совета по реформам. Теперь триумфаторы парламентской гонки будут принимать пакет законов под изготовленный в ВСР концепт реформ. Возможно, именно этим обстоятельством объясняется подчеркнуто рабочая и лаконичная атмосфера заседания совета: партия сказала «надо!», штаб реформ ответил — «есть!».

Почем собственность для народа?

Из всего остального, что было сказано президентом во дворце Акорда, стоит остановиться на очередной попытке запустить маховик массовой приватизации. За всю историю независимости страны, пожалуй, не найти другого примера несоответствия конечного результата усилиям, затраченным на его достижение. Одна только кампания ПИКовой приватизации настолько укрепила в обществе скепсис по поводу начинаний власти, что, кажется, возвращение к этой «вечной» теме сегодня выглядит политическим самоубийством.

Однако президент, видимо, не боится рисковать. «Следует возобновить программу «Народное IPO», реализуя акции в первую очередь физическим лицам — гражданам Казахстана. Необходимо, чтобы каждый гражданин нашей страны имел возможность получить часть национального богатства», — заявил он членам Высшего совета по реформам.

Между тем факты свидетельствуют: ни в одной стране мира, за исключением, разве что, Китая, «народная приватизация» не приводила к успеху. В Поднебесной выставленные на «народные торги» объекты принесли казне ощутимый доход по двум причинам — сравнительно высокие средние доходы населения и его многочисленность. В Казахстане же с нашей средней зарплатой в 200 тысяч тенге (а медианная ЗП значительно ниже) многим эта затея кажется весьма спорной. Тем более что страна уже пережила не самый удачный опыт «народного IPO». Стартовав в 2011-12 годах, эта широко разрекламированная программа стала тихо сворачиваться уже в 2015-м. За эти годы удалось разместить на бирже акции всего двух нацкомпаний — «Казтрансойл» и KEGOC. Цена их акций в итоге за короткий срок упала почти вдвое (в случае с КТО — с 1300 до 725 тенге за штуку) и не вызвала массового интереса «народных инвесторов».

Трудно сказать, чем закончится очередная попытка внедрения «народного капитализма». С одной стороны, сейчас, когда экономика и народ еще не оправились толком от коронакризиса, эта идея может показаться утопической, с другой — если хотя бы на первом этапе в результате ее настойчивого воплощения что-то получится, то президент (а в его лице — вся власть) приобретет главное — доверие людей к объявленному курсу реформ. А это, кто бы что ни говорил, безусловно, оправдает сами реформы.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz