Казахстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 марта 2021 3:50

Один за всех и все за одного…

Еще совсем недавно Казахстан вместе со всем миром был охвачен пандемией коронавируса, последствия которой будут сказываться еще долгие годы
Одним из последствий стали сотни закрывшихся предприятий. Но были и такие, кто сумел успешно провести корабль своего бизнеса через это тяжелое испытание.

Одним из последствий стали сотни закрывшихся предприятий. Но были и такие, кто сумел успешно провести корабль своего бизнеса через это тяжелое испытание.

Одним из последствий стали сотни закрывшихся предприятий. Но были и такие, кто сумел успешно провести корабль своего бизнеса через это тяжелое испытание. «Комсомолка» на своих страницах будет рассказывать о реальных историях успеха таких людей. С первым мы решили побеседовать с Сергеем Хегаем, генеральным директором ТОО Mega SMART, одной из крупнейших мебельных компаний страны, о том, как суметь не просто выжить в кризис, но и сделать его отправной точкой для роста.

— Сергей, для многих пандемия и ее последствия стали неразрешимой проблемой. Расскажите, как вы сумели с ней справиться?

— Как и все, я, естественно, не подозревал о грядущей пандемии, но было четкое понимание, что нужно развиваться в новых направлениях. Можно назвать это по-разному: интуиция, «чуйка», «шестое чувство», но, считаю, бизнесмену без этого чувства никуда. Так и меня оно еще никогда не подводило. Наш бизнес на тот момент был заточен, в основном, на производстве МДФ панелей, которые мебельные компании, купив у нас, потом нарезают, обрабатывают и облицовывают ими фасады.

Сергей Хегай.

Сергей Хегай.

Второе наше направление — это производство мебели на заказ для частного сектора. Кстати, еще задолго до начала пандемии мы начали разработку новых серий офисной и школьной мебели. Когда в марте был объявлен режим ЧП, у нас, как и у многих, начались серьезнейшие проблемы со сбытом. Дело в том, что больше половины производимых нами плитных материалов шло на экспорт, в страны Центральной Азии, а оставшуюся часть мы продавали внутри Казахстана.

И вот представьте: начинается жесткий карантин, все мебельные базары и торговые центры закрыты. Границы тоже закрывают, а сырье мы получали из-за рубежа: саму черновую плиту МДФ — из России, а всю отделочную часть — из Южной Кореи. Но, благо, у нас производство плановое, и были созданы запасы сырья на три месяца вперед. То есть, физически работать мы могли, но ведь нужно ежемесячно платить налоги, арендную плату, зарплату сотрудникам, а где взять живые деньги, если рынка сбыта нет, продажи встали и выручка равна нулю?

Прежде всего, я принял принципиальное решение: как бы тяжело не было, никого увольнять не будем. На период карантина мы закрыли офис, женщины работали дистанционно, а все мужчины, независимо от должности — от коммерческого директора до простого менеджера — пошли работать в цех: карщиками, помощниками мастера, упаковщиками. Люди поддержали, потому что понимали, что если мы хотим продолжать выплачивать сотрудникам зарплаты, то должны принимать нестандартные решения. Специально пригласили медицинского специалиста, который наладил нам карантинные меры: замер температуры, масочный режим и санобработку, поддержку правильным питанием и витаминами. Например, стали поить людей чаем с лимоном и шиповником.

Теперь надо было наладить сбыт. Я лично начал обзванивать все строительные компании и госструктуры. С того момента, как Туркестан стал областным центром бывшей ЮКО, он начал очень активно застраиваться. И, например, из Туркестана отозвалось очень много строительных компаний. Мы ведь находимся рядом, поэтому с точки зрения логистики им было очень выгодно закупать мебель именно у нас. Сервис, складские площади — все под боком. Когда они приехали и увидели, что прямо рядом с ними, оказывается, есть современная мебельная фабрика, соответствующая самым строгим международным стандартам, были очень удивлены. Таким образом, мы загрузили производство. Так что в 2020-м году, можно сказать, мы выжили за счет корпоративных заказов и поставок в Туркестан.

Я горжусь тем, что в пандемию, в самое сложное время, мы сохранили всех наших сотрудников, всем регулярно выплачивали зарплаты. В то время как многие другие предприятия просто отправляли людей в бессрочный отпуск без содержания или вообще увольняли. У меня простая философия — «Мой коллектив — это наша Smart-семья». Ведь сами посудите, на работе с коллегами мы проводим больше активного времени, чем со своей семьей. Поэтому коллеги — это твои близкие люди, которым ты должен помогать в трудную минуту. «Один за всех — и все за одного», как в фильме про мушкетеров, помните? И вот здесь выдался шанс воплотить эту философию в жизнь на деле, а не на словах. И люди это почувствовали, и как итог, улучшился климат в компании, выросла самоотдача людей, их мотивация. Знаете, сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что для нас это был серьезнейший вызов, из которого мы вы-шли более сильными, чем были до него.

— Чувствуется поддержка государства?

— Мне очень нравится, что сегодня государственная политика в стране заточена на развитие производственных предприятий, и есть много госпрограмм, направленных на конкретную поддержку и развитие бизнеса. И я считаю: наша компания добилась успеха во многом благодаря помощи государства. К примеру, когда в 2014 году мы хотели строить завод, банки поначалу отказали нам в финансировании, поскольку у нас была нехватка залогового имущества. Мы обратились в Фонд развития предпринимательства «Даму», который предоставил банку гарантии на 50% кредита. Очень большой поддержкой для нас стало выделение земельного участка в 2 га в индустриальной зоне «Тассай». Во время строительства нам предоставили трансформатор, коллекторы воды и газа, канализацию, проложили асфальтовую дорогу до участка. Представляете, во сколько бы это обошлось, если бы бизнесмены делали это на свои средства? После мы заключили с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК инвестиционный договор, согласно которому эту землю на грантовой основе нам передали в собственность. Также мы получили льготные кредиты по госпрограммам «Даму-Өндіріс» и «Дорожная карта бизнеса-2020». Это льготное финансирование, когда компания выплачивает только часть процентов, а оставшуюся часть закрывает государство. Это, конечно, нам очень сильно помогло.

— Крупный бизнес подразумевает и определенную социальную ответственность...

— Естественно, по-другому и быть не может. У нас есть Региональный совет Палаты предпринимателей «Атамекен» Шымкента, в котором я состою. Мы там, в том числе, как раз координируем свои усилия по помощи многодетным и бедным семьям, ветеранам Великой Отечественной войны. Недавно многодетной матери, которая одна воспитывает 12 детей, совместно с Регсоветом купили квартиру, поставили ей кухонный гарнитур. Когда были известные события в Арыси, наводнение в Макта-арале, организовывали людям поставки продуктов и лекарств. Так же и в пандемию, когда на пике больницы были переполнены, и многие заболевшие даже не могли попасть в больницу, потому что не было мест. Люди лежали в коридоре, на полу. Мы купили 80 кроватей и подарили их горбольнице.

— Поделитесь планами на будущее.

— Если говорить глобально, у меня есть мечта — изменить мебельную индустрию в нашей стране. Я хочу, чтобы Казахстан обладал такими технологиями, чтобы в других странах мира казахстанская мебель пользовалась большим спросом. Когда это произойдет, я могу сказать, что удовлетворен. Если мы говорим о ближайших 5 годах, то есть несколько интересных амбициозных проектов, которые мы планируем реализовать в самое ближайшее время. Вообще, я считаю, любая компания должна непрерывно динамично развиваться. Причем, если прирост будет 10% в год, то можно назвать это застоем. А если сегодня у тебя происходит застой, то значит, уже завтра тебя кто-то опередит. Чтобы этого не случилось, надо постоянно быть в тренде, отслеживать все достижения индустрии.

Мы постоянно присутствуем на крупнейших мировых выставках в Германии, Италии, России, Китае и Турции. Это международные площадки, где встречаются все крупнейшие игроки мебельной индустрии. Презентуют свои новинки, новые технологии, общаются с партнерами. Для нас, конечно, интереснее всего выставка в Москве, поскольку она ориентирована на постсоветское пространство, и там собираются компании со всего СНГ. После выставки я всегда еду на заинтересовавшие меня предприятия, изучаю оборудование или технологии и потом принимаю решение, стоит ли нам их внедрять в Казахстане.

СПРАВКА «КП»

ТОО Mega SMART — крупнейшая в Шымкенте и одна из самых динамично развивающихся в стране мебельных компаний, обладающая производством полного цикла — от дизайна до конечной установки «под ключ». Помимо первого и единственного завода в СНГ, производящего рельефные глянцевые панели МДФ по уникальной запатентованной технологии, компания производит широкие линейки офисной и школьной мебели. Экспортирует свою продукцию в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Россию и Беларусь.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz