Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Политика3 марта 2021 3:50

Страна советов

Два главных политических события последней календарной недели зимы — заседания Национального совета общественного доверия и Высшего совета по реформам — поражают разительной непохожестью
Первое — очередная встреча президента с членами НСОД — по формату (да и по духу) ничем особо не запомнилось.

Первое — очередная встреча президента с членами НСОД — по формату (да и по духу) ничем особо не запомнилось.

Фото: пресс-служба Акорды

Первое — очередная встреча президента с членами НСОД — по формату (да и по духу) ничем особо не запомнилось. Разве что впервые Касым-Жомарт Токаев сформулировал свое видение главного предназначения органа, который многие наблюдатели с момента его появления считали неким «личным парламентом» второго президента. Они же, к слову, записывали собственно парламент (мажилис) в политический ресурс первого президента («коллективный Назарбаев»).

И вот президент взялся, наконец, определить место НСОД в традиционной дихотомии «государство — общество».

— Формирование эффективных вертикальных связей между государством и обществом — одна из важнейших задач Национального совета. Наряду с этим его миссией является и выстраивание конструктивного горизонтального диалога между различными общественными группами, лидерами мнений, — сказал глава государства, завершая выступление перед членами Нацсовета.

И, честно говоря, это высказывание наводит на серьезные размышления...

Миссия неподъемна?

Итак, наиважнейшая задача НСОД — связать по вертикали государство (сверху) и общество (снизу). Де-факто это означает признание двух не слишком обнадеживающих фактов.

Во-первых, упоминание о «вертикальных» связях закрепляет статус-кво, при котором государство у нас главенствует над обществом, а значит, государственные интересы были и, судя по всему, останутся приоритетнее общественных. При этом президент вначале того же выступления четко определяет базовые цели государственной стратегии.

— Это повышение качества жизни всех граждан и укрепление человеческого потенциала нации, построение справедливого общества и эффективного государства, — провозглашает он.

Во-вторых, косвенно президент признает отсутствие до сих пор «эффективных связей» государства с обществом (и наоборот), которые НСОД еще предстоит сформировать. Согласитесь, на исходе трех десятилетий независимости это не добавляет оптимизма...

В то же время Нацсовет наделяется ответственностью и за горизонтальную миссию, точнее, за диалог различных общественных групп и лидеров мнений. Горизонтальная цель вполне достижима: с самого начала НСОД мыслился как некая диалоговая площадка высшего уровня, позволяющая слышащему государству держать руку на пульсе всего общества. А вот цель вертикальная...

С одной стороны, за прошедшие годы общество и государство оказались если и не противопоставлены одно другому, то уж точно достаточно далеки друг от друга. Хотя очевидно — в любой стране мира они взаимозависимы.

С другой стороны, НСОД представляется не самым подходящим посредником между управленцами и управляемыми. Почему? Да потому хотя бы, что эта структура объективно лишена легитимного статуса как с государственной, так и с общественной колокольни. Для рядовых казахстанцев члены Нацсовета не представительны... ну, или еще менее представительны, чем депутаты, за которых часть из нас все-таки голосовала. Список же «нацсоветчиков» сформирован в одном кабинете администрации президента (а точнее, в кабинете помощника президента Ерлана Карина) и легитимизирован в глазах обывателя только авторитетом в этих самых глазах действующего президента.

При таком раскладе у НСОД, по большому счету, остается лишь одно функциональное назначение — своего рода экспертной палаты при президенте. По идее, Нацсовет должен выносить заключения по основополагающим решениям правительства и парламента, на основании которых высшее должностное лицо — президент — должен либо согласиться с этими решениями, либо ветировать их.

Вместо этого НСОД становится неким «громкоговорителем», оглашающим для общества ближайшие шаги президента и правительства. То закон об альтернативной энергетике разработать, то карту доступа в госучреждения людей с особыми потребностями подготовить, то систему неких «национальных индикаторов» соблюдения прав человека" изобрести. Все это «в рабочем порядке» кладут на стол президенту. А он на очередной встрече с нацсоветчиками «отчитывается»: дал или собираюсь дать такие-то поручения правительству, предложения парламенту и т.д.

Если в этом и заключается посредническая миссия НСОД, то наше общество на такое не купишь. Ведь большинство озвученных во дворце «Акорда» инициатив, вроде бы исходящих от Нацсовета, либо поднимались намного раньше (альтернативная энергетика, безбарьерная среда для инвалидов), либо, как в случае с национальными индикаторами, вполне по зубам рабочей группе с участием мидовцев, минюстовцев и независимых юристов с правозащитниками. А координировать усилия таких рабочих групп вполне способно Министерство информации и общественного развития, что оно и делает. Именно МИОР разработало проекты законов, закладывающих фундамент гражданского общества, именно это ведомство работает с десятками тысяч НПО, в том числе с экспертами, специализирующимися на экологии, проблемах людей с особыми потребностями и правах человека.

Спрашивается, зачем нужен консультативно-совещательный НСОД при президенте, если есть государственное ведомство, способное не только «обсуждать» инициативы, уже одобренные главой государства, но и продвигать их реализацию? И вообще, претендовать на доверие общества могут либо непререкаемые народные авторитеты, либо — в идеальном варианте — они же, наделенные конкретными рычагами власти. В сегодняшнем НСОД таких нет — не считая его председателя.

И все-таки, экономика — first!

Куда более предметную и — главное — востребованную обществом роль выполняет еще один президентский совет — Высший совет по реформам. И, судя по всему, в нашем штабе реформаторов наконец-то перешли от протокола намерений к проектно-конструкторским работам.

Правда, информации о прошедшем в минувшую пятницу четвертом заседании ВСР крайне мало. Но даже из лапидарного пресс-релиза, размещенного на сайте Акорды, можно сделать осторожно-оптимистические выводы. К примеру, релиз сообщает: «В ходе мероприятия, прошедшего в формате открытой дискуссии, о работе по модернизации Совета иностранных инвесторов и системных мерах по привлечению инвестиций доложил заместитель премьер-министра — министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди. Заместитель премьер-министра Роман Скляр сообщил о системных мерах по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли для иностранных инвесторов». В «переводе» это означает: сегодняшнее положение с инвестициями в нашу главную отрасль — нефтедобывающую — не устраивает, но мы придумали способ сделать нашу углеводородную «невесту» более привлекательной для богатых заморских «женихов». Звучит, конечно, туманно, но хотя бы обнадеживает. Или вот еще цитата: «Концепцию реинжиниринга процессов формирования национальной статистики с применением BigData в своем выступлении представил председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Кайрат Келимбетов». Красиво сказано. А главное — многообещающе. Ведь если мы получим, наконец, адекватную и современную национальную статистику, то в будущем сможем на ее основе выстроить такую же адекватную и современную экономику. Правда, это дело будущего неизвестной степени отдаленности, но, опять же, лучше, чем ничего... «Первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов проинформировал о разработке нового пакета срочных мер по поддержке субъектов предпринимательства».

Цель, конечно, не новая (об этом регулярно говорится с разных трибун), но неизменно актуальная. Ведь еще Первый Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно ставил задачу довести долю МСБ в ВВП страны, как минимум, до 60%. Да и Касым-Жомарт Токаев, оглашая на предвыборном съезде «Нур Отана» программу партии на ближайшую пятилетку, объявил: к 2025 году «мало-средний» должен обеспечить постоянной работой не менее 4 миллионов человек.

Понятно, что если это сбудется, то проблема доверия общества к власти будет фактически решена. Ведь бизнес — наиболее активная, продвинутая часть общества, кровно заинтересованная в любых прогрессивных реформах. В том числе, в тех глубоких политических преобразованиях, о которых постоянно говорит президент Токаев. А значит, определяющей для развития страны станет повестка, предложенная именно АСПИР и Высшим советом по реформам. Мы снова пришли к формуле, провозглашенной много лет назад: сначала экономика, потом политика.

Хотелось бы, конечно, чуть большей конкретики. Но, по крайней мере, наконец, появились контуры этих реформ. Осталось только дождаться начала их реализации. От того, каким оно будет, в решающей степени зависит, в какой стране все мы будем жить завтра.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz