Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество3 марта 2021 4:00

Сто женских лиц

Как-то мы решили организовать так называемый временный трудовой коллектив (ВТК), чтобы создать книгу о женщинах
Григорий ДИЛЬДЯЕВ
Бибигуль с поклонниками.

Бибигуль с поклонниками.

Договорились: Иосиф Будневич сделает их фотопортреты. Николай Веревочкин выступит как художник — нарисует шаржи. А я напишу о них небольшие тексты. Решили, что героинь наших будет ровно сто — красивая цифра. Договаривались, что в книге этой все должно быть красивым. Ну а как же иначе, ведь речь о прекрасном поле!

Мы говорили о том, что фотография — всегда чудо, потому что никогда до конца не знаешь, что получится, когда пленка будет проявлена и отпечатаешь кадр. (Иосиф Львович и в начавшуюся цифровую эпоху предпочитал пленочный аппарат.) Особенно, когда в кадре — женщина. Бог дал ей помимо всего прочего и большую фотогеничность. И вообще, как известно, искусством фотографию сделали пейзаж и женский портрет.

И сделать карандашный набросок шаржа на женщину легче, потому что в ней больше несмазанных черт, эмоциональности. И в то же время — подтекста, тайны, вторых планов, сюжетности.

А читая написанное женской рукой (пусть теперь и на компьютере), всегда эту руку узнаешь: в тексте, как правило, меньше ошибок — грамматических, фактических и нравственных — и больше души. Поэтому редактировать такое письмо и легче, и труднее. А хорошо написанному о женщинах всегда завидуешь, потому что понимаешь, как нелегко уложить в строки правду, когда «обманываться рад».

Наш мужской коллектив скоро убедился, что внутри полов больше различий, чем между полами. Вот такое сделали «открытие».

Долго спорили о выборе героинь. Хотели помимо собственного расположения и симпатии традиционно учесть и очевидные заслуги, и географию (замечательные женщины есть во всех уголках Казахстана), и возрастной состав, и нацио-нальный. Потом поняли, что главный критерий — это Имя. Ведь настоящая популярность приходит, когда не нужно называть место работы, должность, фамилию. Достаточно имени, которое у всех на слуху. Вся республика знает, что если называется имя Бибигуль, то, скорее всего, речь о Тулегеновой идет. Или если Камшат, значит, имеется в виду Доненбаева. Если Вера — то наверняка Сидорова. Если Айман — то Мусаходжаева, если Ирина — то Савостина, Жанна — Аубакирова...

Им, этим женщинам, не только удалось состояться в новых условиях, но и формировать их, смягчать и облагораживать. История независимости государства уже неотделима от их биографий, громких и не очень. Со многими из них мы имели удовольствие и честь быть знакомыми. Мария Каражигитова, учитель английского языка сельской школы, стала руководителем департамента «Тенгизшевройла». Ключевой для региона и отрасли инвестор не представляет, как бы он «прописался» в крае без нее. Акмарал Арыстанбекова, первый посол независимого Казахстана, услышала от Генсека ООН: «Ты положила имя своей страны на карту мира». Тамара Джусубалиева, президент Ассоциации планирования семьи, подарила счастье материнства и отцовства тысячам казахстанских семей. Олимпийское золото Ольги Шишигиной сказало миру о Казахстане больше иных саммитов, конференций и других пиаровских акций. И так далее, и так далее...

Послесловие можно было писать заранее. Что мы и сделали. Дивясь собственному «безумству храбрых», мы, трое мужчин, решили публично признаться если не в любви, то в очевидно хорошем отношении к ста женщинам. Почти обреченно думали: ну как тут не подставиться, как не сфальшивить, как не нарваться на обиду, вольную или невольную? Хорошо, фотообъектив, он по определению объективен. Но где вы видели женщину, безоговорочно довольную своей фотографией? Там морщинка предательская вылезла, там тень не так легла, упаси боже, второй подбородок виден... И Иосиф Львович не жалел пленки, делал десятки вариантов портретов, пока не встречал удовлетворенную улыбку своей героини. Он, большой знаток женской души и красоты, это умел. А шарж? О-о, все уверения в том, что он будет максимально дружеским, апелляция к чувству юмора далеко не всегда помогали. Николай Николаевич, который не только замечательный литератор, но и отличный рисовальщик, терпеливо слушал замечания и претензии, штрихи его рисунков становились все мягче и мягче. А слово... Где найдешь такое, чтобы и точным было, и уместным, и от души, и не сбиться на пересказ биографии. При этом не словословить и не пиарить. Хотя кто же сегодня поверит, что доброе слово было сказано без корысти. Словом, задачка была еще та. При этом, как известно, писать коротко труднее, чем пространно. А места для текста на каждую героиню отводилось всего-то одна страничка. Это как стихотворение написать.

И еще: жизнь есть жизнь, многих из наших героинь она в разных ситуациях сталкивала, оставив и неприязнь взаимную, и обиды, и ревность... А мы их под одну обложку вознамерились свести!

Будучи, как большинство мужчин, противниками горячечного феминизма, так называемых организованных форм половой политкорректности (к тому же презирая подкаблучников!), мы в то же время единодушно считали, что женского начала в жизни общества может и должно быть больше. Ей-богу, ему (обществу) это будет только на пользу.

И вот что еще просто необходимо сказать в конце концов. Именно беспредельное женское терпение, умение наладить отношения, приспособиться, сохранить и утешить помогли нам пережить самые трудные времена. За это всем женщинам, с громким именем или просто с родным и ласковым, наш поклон от всего мужского сословия.

Камшат

Она въехала в историю Казахстана на тракторе К-700. Ее слава была громкой, пожалуй, не было в большой стране человека, который в семидесятых годах прошлого века не слышал имя механизатора совхоза «Харьковский» Боровского района Кустанайской области Камшат Доненбаевой. К ней любили приезжать журналисты, фоторепортеры. Еще бы, такой выигрышный кадр: красивая женщина с милым лицом на фоне огромного трактора. Было что сказать и газетным очеркистам. Мол, успевает и работать, и большой дом содержать, и заседать в Верховном Совете. Одно перечисление высоких наград чего стоит: Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, лауреат Государственной премии республики.

Камшат Доненбаева.

Камшат Доненбаева.

Приезжали к Доненбаевой и мы с Будневичем. Он сделал снимок, который сегодня публикуется на этой странице, я написал о Камшат Байгазиновне зарисовку для газеты.

Что действительно поражало в этой женщине, так это безотказность и полная нагрузка в чисто мужской работе. И это в ее «исполнении» было чем-то самим собой разумеющимся. Никаких поблажек и скидок на пол, ухмылок за спиной. Не раз бывало: мужики под любыми предлогами отлынивали от наряда, а она шла. Вроде так и надо. К примеру, ночью зябь пахать. Рядом с рычагами ставила в кабине трактора термос с крепким чаем, и до самой утренней зари таскал ее бессонный К-700 плуги по притихшему осеннему полю. Зимой нарезал снежные валы, чтобы сохранить на том же поле влагу.

-

-

Мало кто знал, что при всем этом у нее в доме была куча ребятишек мал мала меньше, сильно болевший муж. Где на все время находила — Бог ведает...

Бибигуль

Фильм «Наш милый доктор», в котором Тулегенова сыграла саму себя, певицу, впервые соединил для миллионов людей чарующий голос, который был уже на слуху, и ее образ. Образ прекрасной юной женщины, без преувеличения, ставший в ту давнюю уже пору эталоном женской красоты. И не только в Казахстане. Волшебный голос и прекрасный образ счастливо дополнили друг друга. Песня-вальс о весне композитора Александра Зацепина из этого в чем-то наивного, но бесконечно милого фильма стала визитной карточкой Тулегеновой. Как всякая визитная карточка, она многое говорит о владельце, но далеко не все.

-

-

Бибигуль Ахметовна много гастролировала, побывала буквально во всех уголках родного Казахстана, давала концерты во многих известных залах далеко за его пределами. На Западе, с восторгом приняв исполненные ею казахские национальные песни, зачастую спрашивали: а кто автор этих романсов? Дело в том, что казахская песня не только мелодична, ее музыкальный узор зачастую прихотлив, достаточно сложен в исполнении.

Ни историю современной песни, ни музыкальный эфир современного Казахстана, ни праздничный концерт или домашнее застолье уже много десятков лет нельзя представить без голоса Бибигуль Тулегеновой. А начиналось все в родном Семипалатинске, где в городском саду играл духовой оркестр. Там девчонка Бибигуль ростом вровень с танцверандой вместе с подружками мерила снизу каблучки на стройных ножках танцующих и слушала музыку, растворяясь в ней...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz