Казахстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Общество3 марта 2021 4:10

Фантазии Нур-Султана

10 декабря 1997 года акмолинцам был сделан подарок — их город стал столицей!
Антон ЧИРКОВ
Мы знаем, что творцы городов — это архитекторы.

Мы знаем, что творцы городов — это архитекторы.

Конечно, это не было неожиданностью: еще 6 июля 1994 года соответствующее постановление принял Верховный Совет Казахстана. С той даты начались подготовительные работы по созданию неповторимого облика города. «КП» решила выяснить, что изменилось с тех пор и удалось ли новой столице выработать свой архитектурный стиль.

(Продолжение. Начало в № 8 от 24 февраля 2021 года)

Кто заказывал музыку?

Мы знаем, что творцы городов — это архитекторы. А архитектура — древнейшее искусство, ремесло, что передает культурный код народа через века. От египетских и мексиканских пирамид, древнеримского Колизея, русских соборов и кремлей до сингапурского парка «Сады у залива» и супернебоскреба Бурдж Халифа в Дубае. Зодчие создают такие объекты, которые манят людей со всех уголков земли.

А что мы видим в нашей столице? Китайская пагода соседствует с европейскими зданиями Talan Towers и Ritz Carlton. Рядом с ними строится стеклянный брусок Абу-Даби Плазы. Ну никак не «пляшут» эти здания в одном хороводе! И даже Министерство обороны не может приказать им сплясать, поскольку со своим пирамидным конусом оно «родом» явно из другого балета.

Так кто же композитор, автор сей застывшей музыки, как еще называют архитектуру? Их оказалось много. Девять главных архитекторов сменилось в столице! Удивительное дело — когда я познакомился с послужным списком каждого, у меня не возникло ни малейших сомнений в том, что все они занимали эту должность по праву. Все как один — высококвалифицированные, с хорошей школой и даже международным признанием. Но почему же тогда случился сбой в задуманной мелодии столицы?

Возможно, ответил на этот вопрос один из известных казахстанских архитекторов. Причем, сам того не желая. В своих мемуарах он, отмечая успехи в строительстве новой столицы, писал: «...наряду с отечественными появились и иностранные инвесторы. Каждый хотел чего-нибудь необычного».

Так вот в чем дело! Представляю картинку: сидит под благосклонным взглядом Эвтерпы композитор, трогает фортепьянные клавиши, записывает знаки в нотный стан. Вдруг к нему без стука вваливается шумная ватага заморских гостей, и, отодвигая сочинителя вместе с круглым стулом на колесиках от инструмента, вписывает в его тетрадь свои ноты. Затем, по-хлопав его по плечу, бросает пригоршню эскудо (сантимов/талеров/песо) на клавиши и уходит.

Сфера «Нур Алем».

Сфера «Нур Алем».

Зданий, над которыми музы ни разу не пролетали, в нашем городе довольно много. Нам они уже примелькались, мы привыкли. Но это нисколько не означает, что так и должно быть.

Выходит, калейдоскоп архитекторов и градоначальников столицы — не лучший способ тщательного контроля за строительством главного города страны. Поэтому задуманный симбиоз восточного и западного стилей воплотился в такие «шедевры», как: «нечто» напротив «Миланского квартала» и «коробки» напротив здания «Астана Опера».

А бизнес-центр «Марден» — он из какой оперы? Вряд ли эти объекты могут быть «точками притяжения» для местных жителей и туристов.

Но больше всего мне обидно за те сооружения, которые не просто должны, а обязаны были стать гордостью и символами столицы. Вот, например, красавец Байтерек. Но почему действительно, без всяких натяжек, великолепное по замыслу и исполнению сооружение (кстати говоря, передающее культурный код нации) опустили и спрятали — в буквальном смысле этих слов? От всех взоров его загородили жилым массивом, а сверхвысотный «брусок» Абу Даби Плаза сильно принизил это оригинальное творение.

Впрочем, есть и хорошие примеры, достойные столицы. Это здание Назарбаев Центра, Сфера «Нур Алем», концертный зал «Казахстан». В них все прекрасно, кроме... пустоты вокруг. На эти объекты интересно смотреть, проезжая мимо на машине. Но идти к ним специально — очень далеко и затруднительно. Из-за этого они также не стали «точками притяжения» для жителей и гостей столицы. Редким исключением выглядит мост через Ишим (Есиль), что прямо напротив Триатлон-парка. Это на самом деле одно из любимых мест отдыха горожан. Вернее, не сам мост, а то, что сделали под ним. Получилось в лучшем стиле городских многофункциональных площадок. Сюда из других частей города приезжает и стар и млад. Могут же не сфальшивить, когда захотят!

Бизнес-центр «Марден».

Бизнес-центр «Марден».

Город множества «почему»

Если честно, описывать архитектурные «причуды» не доставляет никакого удовольствия, скорее, наоборот — возникает чувство обиды. Строительство новой столицы мне удалось застать с самого начала, с 1998 года. Хорошо помню то время и настроение людей вокруг: наверное, каждый из нас, в ту пору акмолинцев, ощущал некую романтическую причастность к чему-то большому, даже эпохальному.

Каждый верил, что уже ему, а не его потомкам, выпадет счастье жить в одном из самых прекрасных городов. Ведь от «стройки века», что разворачивалась на наших глазах, и ожидания были обоснованно большими.

Отличная идея с выбором места для нового города — пустой левый берег. Замечательная архитектурная концепция. Задействованные в строительстве передовые инженерные наработки, технологии, опыт прибывших сюда зарубежных специалистов, впечатляющие проекты мировых архитекторов. Тогда казалось, что ошибки и сбои исключены в принципе.

А сегодня горожане стоят непомерно долго в «мертвых» пробках на двухполосной (в самом центре города!) дороге; проходят мимо обшарпанных фасадов практически новых домов («украшенных» бесчисленной и зачастую аляповатой рекламой); безрезультатно ищут место парковки; стараясь не упасть на сверхскользкой керамо-гранитной плитке на пороге каждого офисного здания; дышат смогом (или, на языке официальных органов, синим туманом) в расположенном посреди степи городе; не могут искупаться на городском пляже в коричневой ишимской воде.

Астанчане не понимают, почему в совершенно новом городе уже донельзя обострились проблемы с экологией, почему после обычного дождя целые кварталы превращаются в «степную Венецию», почему даже в центре столицы ощущается смрад, почему возмутительно плохое качество дорог, почему так много светофоров (особенно на улице Кунаева) и почему нет надземных/подземных пешеходных переходов (на отсутствие которых не одному акиму пенял Первый Президент Нурсултан Назарбаев). Словом, почему, по чьей прихоти мы получили вместо города будущего — город архитектурных понтов?

Мы надеялись, что в нашу столицу будут приезжать со всего мира. Но, по официальным данным, за 2019 год (до пандемии коронавируса) Нур-Султан посетило всего 15 тысяч иностранных туристов. Для сравнения: за тот же период в Ташкент из зарубежья приехали 950 тысяч человек. Значит ли это, что Ташкент краше нашей столицы? Нет, но он колоритнее. Поэтому и едут туда туристы. Кстати говоря, «индекс туристской посещаемости», мне кажется, самый объективный показатель привлекательности любого города.

Все мы понимаем, что зачастую принимаемые решения у нас основываются на «правильно» преподнесенных фактах и цифрах. На «правильно» сформулированном экспертном заключении и так далее. А в итоге от этой «правильности» страдают облик города и городская среда.

Как развивающийся город, Нур-Султан сегодня, ко всему прочему, сталкивается с проблемами роста — ощутимо возрастает нагрузка на транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру, другие жизненно важные для города системы.

При всем при этом ситуация не достигла точки невозврата. Нур-Султан еще можно вернуть на правильный путь.

Прозрачность всех важных для столицы шагов, открытый диалог с жителями — в этом одно из возможных решений накопившихся и возникающих сегодня проблем. Активное привлечение горожан к обсуждению градостроительных планов, думается, позволило бы избежать обидных проколов в будущем. Ведь кому как не самим жителям лучше знать, чего они хотят?

А хотят они одного — чтобы их город стал самым лучшим!

А как у них?

В фильме оскароносного кинорежиссера Майкла Мура из его документального цикла «Куда бы еще вторгнуться?» министр образования Финляндии Криса Киуру рассказывает интересный случай. Во дворе одной школы решили реконструировать детскую игровую площадку. Пригласили архитекторов. Те пришли, но со школьным руководством разговаривать не стали. Собрали ребятишек и долго беседовали с ними... Потом площадка предстала совсем другой, и в ней были такие аттракционы, о каких и мечтала школьная детвора.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz