Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество3 марта 2021 4:40

Колесницы Евразии: Чудо-оружие эпохи неолита

Во времена древних миграций особую роль играли способы передвижения огромных масс племен и народов
Бейбарыс ТЕМИРХАНОВ
Считается, что самая древняя колесница была найдена в местности Синташта.

Считается, что самая древняя колесница была найдена в местности Синташта.

Передвигались они, понятное дело, либо пешком, либо на животных: лошадях, верблюдах, ослах и даже слонах. Затем было придумано колесо, и передвигаться стало гораздо удобнее: на телегах, арбах и других повозках. Однако эффект, сравнимый с созданием если не атомной бомбы, то авиации или танков, вызвало изобретение боевой колесницы.

Правда ли то, что впервые это «вундерваффе бронзового века» появилось на территории современного Казахстана и какие есть доказательства этой гипотезы, «Комсомолке» рассказал ректор университета «Туран», историк и писатель Рахман Алшанов.

Рахман Алшанов.

Рахман Алшанов.

— Считается, что самая древняя колесница была найдена в местности Синташта (Челябинская область России). И как считают многие археологи и историки, создателями этого вида транспорта, используемого главным образом в боевых целях и совершившего настоящую технологическую революцию, стали представители Андроновской культуры (XVII-IX вв. до н.э.). О том, что андроновцы использовали колесницы, свидетельствуют их многочисленные наскальные изображения, разбросанные на огромной территории Великой степи от Западного Казахстана до Монголии и Синьцзяна. На территории Казахстана наскальные рисунки колесниц эпохи бронзы и раннего железа особенно многочисленны. Например, в Мугоджарах (Актюбинская обл.) или в ущельях Каратау в Туркестанской области, где в последнее десятилетие ХХ века было найдено около 50-ти изображений боевых колесниц.

Запряженные колесные повозки были незаменимым средством передвижения и транспортировки в открытой местности Центрального и Северного Казахстана. Но, прежде всего, их применяли для ведения боя. Колесничные комплексы того времени свидетельствовали о достаточно высоком развитии боевой техники в бронзовом веке. Например, колеса обтягивали сырой кожей, чтобы при высыхании она стягивала колесо и служила дополнительной защитой. Интересен также тот факт, что во всех погребениях, где есть колесницы, вместе с ними присутствует оружие дистанционного боя в виде костяных или кремневых наконечников стрел. Колесничные воины тогда, как правило, были вооружены составным луком (более точным и дальнобойным, чем простой).

Эффективность, доказанная тысячелетиями

— Исследователи Степного края отмечали, что еще в XVII веке особенностью быта казахских кочевий было то, что семья, жилище и имущество перевозились на телегах, которые запрягались лошадьми или верблюдами. Основным жилищем казахов в ту эпоху были легкие шатры или кибитки, так называемые кутарме (көтерме — «поднимаемые» в буквальном переводе на русский язык), которые они делали «из тонкого тала». При этом технологии изготовления и использования арбы для переездов в степи, освоенные нашими предками, оставались практически неизменными на протяжении тысячелетий. Как показывают наскальные рисунки, применение колесниц в качестве боевых имело место еще в период бронзового века. Рисунки четко изображают конструкцию колесницы: двухколесную, запряженную двумя лошадьми, с подставкой (эдакой мини-платформой) для воина, вооруженного луком. Кстати, они полностью соответствуют описанию колесниц в «Авесте» — древнеиранском собрании священных текстов зороастрийцев.

Казахстанский археолог Алан Медоев в своей фундаментальной работе «Петроглифы Казахстана» отмечал, что многочисленные наскальные рисунки боевых колесниц вполне четко заявляют о том, что прототюркские племена использовали их на территории современного Казахстана еще в эпоху неолита. Очень сильно за последние десятилетия в изучении проблем колесниц Евразии продвинулись российские исследователи. Так, археолог Игорь Чечушков полагает, что «изобретение конной колесницы произошло в период между XXIII и XX вв. до н.э. в восточно-европейской степи». А российский археолог и культуролог Елена Кузьмина пишет, что «Двухколесные колесницы зафиксированы по отпечаткам и остаткам колес в канавках, вырытых на дне могил, в могильниках петровского типа в российском Приуралье: Синташта I (пять экипажей), Северном Казахстане: Елюбай и Берлик II и в Центральном Казахстане: Сатан».

О непрерывности традиций использования двух-четырехосных колесниц имеется немало устных и письменных доказательств. Выдающийся российский историк и востоковед Василий Бартольд в своем докладе от 10 мая 1930 года «О колесном и верховом движении в Средней Азии» сообщает, что о передвигавшихся и даже живших на повозках кочевниках в степях Евразии говорится в греческой литературе, у Страбона. Упоминания о колесницах и арбах в Центральной Азии встречаются и у китайцев, и в «Соdex Comanicus» начала XIV в., и в трудах берберского путешественника ибн Баттуты. У персидского историка Рашид ад-дина арба была предназначена для перевозки военной добычи, а Абулгази, хивинский хан из династии Шейбанидов, в качестве хобби занимавшийся историей, да так, что стал признанным ученым, объяснял слово канглы (тюркское племя), как звукоподражание скрипу телеги (канкыл — «скрип» на казахском языке). Арбы часто упоминаются в «Сокровенном сказании монголов» XII-XIII вв., у Чанчуня, Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло и многих других путешественников, оставивших после себя письменные свидетельства.

История на камнях

— Последние находки казахстанских археологов привносят новые веские аргументы зарождения древней колесничьей культуры именно в Великой степи. Сегодня в Казахстане известен целый ряд могильников и курганов с остатками колесниц в Северном Казахстане (Кенес, Улубай, Берлик II, Новоникольское), Западном Казахстане (Танаберген 2) и Центральном Казахстане (Сатан, Ащису, Нуртай, Аяпберген, Бозинген и др.), которые были исследованы и изучены учеными.

Например, наш известный археолог и востоковед Виктор Новоженов исследовал погребальный комплекс из нескольких курганов в Карагандинской области. В одном из них было обнаружено парное захоронение лошадей с щитковыми псалиями — специальными приспособлениями для управления исключительно лошадьми, запряженными в повозку. Исследователь отмечает, что «расположение коней и самого погребального каменного ящика однозначно демонстрирует погребение в форме колесничной упряжки. Датировка подобных памятников определена рубежом третьего-второго тысячелетий до н.э., что отдаляет эту колесницу от нашего времени на более чем пять тысяч лет. Найденные в кургане наконечники бронзовых стрел и копий дают возможность предполагать, что мужчина был воином, представителем эпохи колесничной культуры».

В последние годы появляется все больше достоверных фактов использования боевых колесниц в древней степи. Археологическая экспедиция Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова под руководством профессора Валерия Евдокимова в ходе раскопок кургана эпохи бронзы в предгорьях Кентских гор в самом центре Сары-Арки обнаружила погребение колесницы с сохранившимися колесами со спицами и деталями кузова. Оно оказалось первым хорошо сохранившимся погребением колесницы из более чем 60-ти уже раскопанных в Урало-Казахстанских степях памятников. Эта колесница, возраст которой превышает четыре тысячи лет, была реконструирована в натуральную величину Виктором Новоженовым и художником-реставратором, основателем и руководителем научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» Крымом Алтынбековым. Она воссоздана в Алматы, и выполненная в натуральную величину, установлена в сквере Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО в качестве интерактивного музейного экспоната под открытым небом. То есть, каждый сегодня может прийти и увидеть, на каких колесницах сражались наши предки четыре-пять тысяч лет назад.

Есть и совсем свежие находки. В 2020 году неподалеку от прокладываемой автомагистрали Павлодар — Усть-Каменогорск у села Байдала на глубине полутора метров была найдена средневековая колесница. Подобный артефакт в Казахстане обнаружен впервые, потому к исследованиям приковано особое внимание всей научной общественности страны. Ученые датируют артефакт X-XII вв. — периодом расцвета Кимакского каганата. В настоящее время ученые и специалисты реконструируют колесницу, и уже скоро мы увидим, как она выглядела и для каких целей использовалась. Сегодня представляется наиболее вероятным, что в степи использовались оба варианта: и как арба — для перевозки семей и имущества, и как боевая колесница.

Время тогда было суровое, и миграции почти всегда проходили во враждебной среде. Зачастую для прорыва и прокладывания дальнейшего маршрута кочевники использовали все подручные и освоенные виды вооружений. Начиная с 2000 года до нашей эры они стали одним из решающих факторов боевых действий. Так, например, на Каратауских петроглифах эпохи бронзы мы видим четкую картину боевой колесницы, запряженной двумя конями, и воина с луком. Воин расположился на сиденье, удобном для ведения стрельбы. Не думается, что это фантазия древнего художника, скорее всего, точное воспроизведение увиденного. И нахождение на территории Казахстана в захоронениях боевых колесниц лишь подтверждает, что описываемые в «Авесте» события имели место на просторах нашей бескрайней степи. Так, на боевых колесницах туранцы, жители семи каршваров и других земель, упоминаемых в «Авесте», вели непрерывные сражения: одни — защищая свои земли, другие — пробиваясь к новым территориям.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz