Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Общество21 апреля 2021 3:30

Много шума. И ничего?

На «культурном фронте» вновь гремят залпы информационной войны. В бой была брошена «тяжелая артиллерия»
Редакция «КП Казахстан»
Накануне в одиннадцатом часу вечера сотрудники редакции — от автора заметки до главного редактора — подверглись «обстрелу» телефонных звонков от представителей разного уровня культурных учреждений.

Накануне в одиннадцатом часу вечера сотрудники редакции — от автора заметки до главного редактора — подверглись «обстрелу» телефонных звонков от представителей разного уровня культурных учреждений.

Нашу редакцию тоже «накрыло осколками». Случилось это после того, как на прошлой неделе в одном из номеров «Комсомолки» была опубликована небольшая и, как нам показалось, вполне безобидная заметка — о том, как выдающиеся деятели нашей музыкальной культуры выступили с открытым письмом к президенту в защиту уволенного по непонятным причинам директора Государственного академического театра оперы и балета имени Абая Аи Калиевой. Совершенно неожиданно материал, кстати, аналогичный ранее вышедшим на лентах информ-агентств и интернет-ресурсов, вызвал просто шквальную реакцию околокультурных чиновников. Причем, еще до выхода номера в свет.

Накануне в одиннадцатом часу вечера сотрудники редакции — от автора заметки до главного редактора — подверглись «обстрелу» телефонных звонков от представителей разного уровня культурных учреждений. Требование — ни больше ни меньше — остановить тираж уже сданного в печать номера и снять «клеветнический» материал! Такое бывало, пожалуй, в мрачные времена партийно-советской цензуры. И только со стороны «культурологов в штатском»...

В условиях нашего демократического — да еще и «слышащего» — государства «деятелей околокультуры» до предела (или беспредела?!) задело то, что в целом ряде заметок на эту тему (не только в нашей газете) тревога отечественных мастеров искусств за положение дел в знаменитом театре, общая сложная ситуация в культуре увязывается с именем министра культуры и спорта. Справедливости ради следует сказать, что в письме корифеев отечественной сцены имя Актоты Раимкуловой (на фото) не упоминалось. И уж тем более не звучало требование ее увольнения. Не шла впрямую речь об увольнении министра и в фейсбучной статье известного режиссера Ермека Турсунова, которая и стала детонатором «информационной бомбы», первоисточником дальнейших публикаций в СМИ. А те, в свою очередь (в том числе и наша газета, признаем свою оплошность), позволили себе вольную трактовку выводов маститого кинематографиста — в заголовках запестрело слово «уволить».

Повторимся, ни в письме заслуженных мастеров культуры, ни в статье Турсунова это слово не звучало. Но было много других слов, фактов, доводов, аргументов, которые позволяли говорить о критическом состоянии нашей культурной сферы. И о необходимости принимать конкретные неотложные меры — в том числе и в отношении руководства ведомства, за эту сферу отвечающего.

В данном контексте бурная реакция культурных функционеров выглядит не слишком адекватной. Попытка коллективной грудью встать на защиту начальницы при одном лишь упоминании ее «высочайшего имени» явно контрастирует с практикующимся до сих пор упорно-пренебрежительным молчанием со стороны представителей ведомства. Ведь инцидент в ГАТОБ случился еще 18 февраля. Тогда возмущения театральной общественности вроде никто и не заметил. Министр не сочла нужным объяснить причины внезапного увольнения заслуженного и высококвалифицированного работника ни ему самому, ни коллективу театра. Ни обществу, в конце концов.

А ведь это далеко не единственная подобная история в практике малопонятной, мягко говоря, кадровой политики руководителя культурного ведомства. За год до этого в том же «культурном стиле» произошло увольнение директора Казахского академического театра им. Ауэзова. Алгоритм, как под копирку: приказ об увольнении без объяснения причин, возмущение коллектива, шум в прессе. Потом следует личный визит в театр министра — и наступает всеобщее умиротворение...

В бытность пребывания на министерском посту г-жи Раимкуловой были и не менее резонансное освобождение от должности директора киностудии «Казахфильм», и смена руководителей других учреждений культуры. По данным того же Турсунова, приведенным в одной из его многочисленных статей, «за период с июня 2019 года по настоящее время с должностей первых руководителей подведомственных организаций и их заместителей уволили 41 штатную единицу...».

При этом к некоторым особо ценным кадрам отношение руководства минкульта было более чем бережным. Например, бывший руководитель Государственного центра поддержки национального кино Гульнара Сарсенова сохраняла свой пост даже после заведения на нее уголовного дела — по обвинению в хищении почти 400 миллионов государственных тенге. Деньги эти Сарсенова, в свое время назначенная на должность приказом министра, благополучно вернула. За что и получила «индульгенцию»: уголовное дело было прекращено, фигурантке дали тихо уволиться «по собственному». Но скандальный осадок, как говорится, остался... Из того же пикантно-криминального ряда — недавнее задержание по подозрению в коррупции вице-министра культуры и спорта Сакена Мусайбекова...

Вообще, если бы существовал рейтинг самых скандальных чиновников, нынешний министр культуры и ряд ее подчиненных вполне могли бы претендовать в нем на лидирующие позиции. Представители культурного ведомства умудрились отметиться даже в громком скандале вокруг строительства «сафари-отеля» в уникальном урочище Бозжыра. По крайней мере, вице-министр Уркен Бисакаев в ходе обсуждения довольно активно отстаивал одиозный проект возведения фешенебельного «человейника» в заповедной зоне. Чем вызвал очередную волну общественного возмущения.

Впрочем, волны целенаправленного одобрения в министерстве вызывать тоже умеют. После появления открытого письма мэтров и резонансного поста председателя Союза кинематографистов РК в информпространстве начался истинный «пир духа». Специально обученные деятели собирались в стенах «храма искусства» — знаменитом абаевском театре — чтобы публично заклеймить позором «злопыхателя» Турсунова. В широкой культурной среде случился «парад послушания», «демонстрация верноподданничества» — в едином порыве, коллективно и в одиночку проводники и носители высоких духовных ценностей ринулись на защиту профильного министра. Вот лишь некоторые образцы высокого творчества: «Видные деятели культуры и искусства единогласно поддерживают работу Актоты Рахметоллаевны на посту Министра культуры и спорта РК». «Если со стороны руководителя должное внимание уделяется своему делу, это счастье непосредственно для творческих деятелей...». Духоподъемно, ничего не скажешь! И опять невыносимо повеяло партийно-советскими временами «коллективного бессознательного».

Давно сказано и общепринято: «театр начинается с вешалки». В нашем случае, не хотелось бы, чтобы он вешалкой и заканчивался...

И в заключение несколько слов непосредственно в адрес самого «министерства духовности».

Мы готовы признать неточность формулировки в нашей публикации и принести извинения уважаемым корифеям-авторам письма и первоисточнику информации Ермеку Турсунову. Но только в том случае, если получим от представителей культурно-спортивного ведомства ответы на вполне определенные вопросы:

— Находятся ли кадровые решения, связанные с назначением руководителей ведущих культурных учреждений, в компетенции Министерства культуры и спорта, должны ли они приниматься открыто, обоснованно и мотивированно?

— Несет ли министр персональную ответственность за качество таких назначений и кадровую политику в этой сфере — в целом?

— Являются ли многочисленные скандалы, происходящие в последнее время в сфере культуры, спорта, туризма, следствием деятельности первого руководителя ведомства, и должна ли эта деятельность вызвать общественную тревогу и вести к определенным оргвыводам?

В случае отрицательных или уклончивых ответов (либо просто отсутствия таковых, как это уже неоднократно бывало) редакция готова сделать вывод, что «министр культуры» и «сфера культуры» — совершенно разные понятия, в наших «духовных реалиях» никак друг с другом не связанные. А то и просто — «вещи несовместные».

Контрапункт

Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Первый Президент Республики Казахстан:

— Речь идет о том, чтобы деятели культуры были интеграторами нашего общества. Именно с вами я связываю особые надежды на то, чтобы наше общество выработало устойчивый иммунитет к различным попыткам внутринационального раскола... Я призываю всех деятелей казахстанской культуры своим трудом способствовать утверждению одной простой истины: сильный и великий Казахстан — это, прежде всего, мир и согласие в нашем обществе, единство нашего народа.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz