Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество21 апреля 2021 4:10

Сделайте нам красиво!

Развитие крупнейших мегаполисов мира обычно в том или ином виде повторяет развитие стран их «прописки». Алматы — яркое подтверждение этому неписаному правилу
...Спустя годы, в тучную эпоху запредельных цен на нефть, Казахстан стал напоминать огромную ярмарку тщеславия.

...Спустя годы, в тучную эпоху запредельных цен на нефть, Казахстан стал напоминать огромную ярмарку тщеславия.

Грива — в цветах, круп — в мыле

В 90-е, когда Казахстан выживал после крупнейшей геополитической ломки современности — распада СССР, Алматы карабкался, как мог, вместе со страной, пытаясь выплыть из мощных и мутных волн внутренней миграции. Тогда в Алма-Ату (до середины последнего десятилетия прошлого века название столицы Казахстана звучало именно так) ринулись в поисках работы сотни тысяч людей. Переселенцы захватывали пустующие здания вроде бывшего вендиспансера в Малой станице, многочисленные рабочие общаги на окраинах города ломились от жильцов. К концу десятилетия городу реально грозил транспортный коллапс, резко ухудшилась экологическая ситуация.

Ко всему прочему, сказалось тяжелое наследие «Викторианской эпохи», когда аким Виктор Храпунов продавал, а то и просто раздавал нужным людям городские земли направо и налево. Собственно говоря, тем же самым, только в иных масштабах, занималось тогда республиканское правительство.

...Спустя годы, в тучную эпоху запредельных цен на нефть, Казахстан стал напоминать огромную ярмарку тщеславия: в новой столице — Астане — возводили помпезные сооружения и проводили разные имиджевые мероприятия с претензией на мировой масштаб, а в старой — строим бесчисленные бизнес-центры, элитное жилье, шикарные отели. Одновременно Алматы прирастал новыми территориями, которые, как обещали тогдашние отцы города, станут магнитом для частных инвестиций и землей обетованной для коммерческих застройщиков.

Однако, на деле все вышло иначе. Девелоперы упорно стремились и стремятся по сей день в верхнюю часть южной столицы, игнорируя «неперспективные» и «непрестижные» присоединенные районы. В итоге мы имеем то, что имеем: к сегодняшнему дню 23 микрорайона в Алатауском и Наурызбайском районах мегаполиса лишены элементарного — питьевой воды, ее туда по графику доставляют водовозы. Это, на минуточку, в начале третьего десятилетия XXI века! Вот уж воистину, грива — в цветах, круп — в мыле...

Цели ясны, задачи определены. Где работа, товарищи?

А ведь рулевой южной столицы Бакытжан Сагинтаев почти два года назад заявлял депутатам маслихата: «Устранить дисбаланс в развитии центра и окраин — принципиальный вопрос, ситуацию надо менять в корне!» Произнеся эти «золотые слова» и, видимо, стремясь им следовать, Бакытжан Абдирович вскоре буквально оглоушил алматинцев «стратегическим» планом развития города до 2050 года — сразу на 30 лет вперед.

Сей замечательный (без всякой иронии!), хотя и несколько фантастичный документ провозглашал семь главных приоритетов развития Алматы и всей Алматинской агломерации. Эти цели столь вдохновляющи, что перечитывать их хочется вновь и вновь. Вот они: город без окраин; умный город (с применением «лучших мировых смарт-практик»); безопасный город (с низкой преступностью и чуть ли не нулевой смертностью на дорогах); зеленый город («предполагает внедрение высоких стандартов экологии, интеграцию природной и городской среды, будет создана «зеленая сеть» города, которая объединит городскую экосистему и будет поддерживать биоразнообразие»); экономически активный инновационный город, транспортно-логистический хаб в центре Нового Шелкового пути, центр притяжения инвестиций, технологий и талантов. «Интеллектуально-креативные возможности качественного человеческого капитала станут неисчерпаемым ресурсом развития города»; город равных возможностей («будет обеспечена полная прозрачность и адресность социальной помощи, сократится время ее получения. Будет создана безбарьерная среда — обеспечена полная доступность городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями по принципу «мобильность для всех»); «культурный креативный город» — обещано устранить диспропорции в доступности культурной инфраструктуры.

Признайтесь честно: хотелось бы вам жить в таком городе? Вот и я совсем не прочь. А теперь ответьте: приблизился ли наш город за почти два года правления инициатора этих блистательных новаций — акима Сагинтаева — к этому идеалу? Практически ни на йоту.

Судите сами. Чтобы достичь всех семи стратегических целей к 2050 году, Алматы должен ежегодно, за счет наплыва туристов и стремительного роста индустрии услуг, наращивать валовый региональный продукт (ничего подобного не произошло в прошлом году и едва ли произойдет по итогам нынешнего). Растет строительство доступного жилья, а в это время изношенность коммунальных сетей достигла чудовищных 60%, и решения этой проблемы в обозримой перспективе не видно. Ожидается, что всего через 30 лет наши дети будут жить в абсолютно безопасном городе, а сегодня по уровню преступности мегаполис безоговорочно лидирует в Казахстане: в городе, где живет лишь 10% населения республики, совершается примерно четвертая часть всех преступлений в стране.

«Эльфы и сифилиды»

Понятно, что все насущные проблемы, в той или иной мере характерные для любого мегаполиса мира, не решишь за два года. Особенно если браться за их решение, что называется, не с того конца. А городской акимат, похоже, занят именно этим: вместо того, чтобы шаг за шагом делать жизнь алматинцев комфортной и удобной, он берет на вооружение подход героев сатирической пьесы Владимира Маяковского «Баня», мечтавших, чтобы им показали «красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение. Даже, если это нужно для агитации, то и танец живота». «Сделайте нам красиво! — восклицал у Маяковского Иван Иванович. — В Большом театре нам постоянно делают красиво. Вы были на «Красном маке»? Ах, я был на «Красном маке». Удивительно интересно! Везде с цветами порхают, поют, танцуют разные эльфы и... сифилиды».

Судя по недавней онлайн-презентации «Развитие Алматы 2021 года: проекты благоустройства и озеленения», нам в очередной раз собираются «сделать красиво». За счет госбюджета, естественно, и не спросив при этом у горожан. Зачем алматинцам — особенно, обитателям многочисленных «шанхаев» без централизованного водоснабжения, школ, больниц и дорог — чудо-мост над проспектом Аль-Фараби, стоящий несметных деньжищ, достаточных для существенного приближения «стратегической» цели «город без окраин»? Какой им прок от того, что «в результате получится новое и уникальное общественное пространство: на верхней точке можно будет на 360 градусов просмотреть пейзаж города, гор и создать новую туристическую дестинацию, которая будет формировать скопление туристов, научный потенциал и радовать глаз горожан, новая рекреационная зона будет составлять почти 60 гектаров»? Произнесшая эту вдохновляющую тираду начальник Управления зеленой экономики Алматы Наталья Левинская едва ли думала о том, как ее слово отзовется в хибарах «Ужета» или «Айгерима». Главное — ублажить гипотетических туристов, показав им «красивых живчиков на красивых ландшафтах»! Ну и заодно «порадовать глаз горожан», когда они выкроят время и, преодолевая ухабы и непролазную грязь окраинных улиц, выберутся в центр из своих трущоб...

«Это не просто железный мост, это целый сад, маршрут которого будет проложен от арборетума к Ботаническому саду. Проект поучаствует в формировании зеленого каркаса города и станет новым символом Алматы», — пообещал в свою очередь градоначальник. Так и хочется добавить: «Это — мост в будущее!» В город светлой мечты и чиновничьих грез.

Жить, а не казаться

Но прежде чем заниматься «символизмом», почему бы для начала не реализовать другое обещание акима Алматы, данное еще в 2019 году? «Наша цель, — уверял он тогда, — в ближайшие три года создать условия для перелома ситуации и существенно повысить качество жизни на окраинах города. Необходимо разработать масштабные программы создания рабочих мест, сноса ветхого жилья, строительства социальных объектов, благоустройства, стимулирования малого и среднего бизнеса». Безусловно, нельзя сказать, что с тех пор ничего не сделано для достижения этой благой цели, но, честно говоря, хотелось бы большего. Увы, похоже, в «ближайшие три года» (два из которых практически миновали) эти планы останутся откровенной маниловщиной...

А ведь людям требуется не так уж много. Причем, большая часть этих «хотелок» честно прописана в Стратегии «Алматы-2050». Читаем: «Снизить степень износа водопроводных сетей города до 45%; довести до 80% переработку отходов; увеличить до 60% поездки на общественном транспорте; снизить смертность на дорогах до нуля; сократить количество преступлений в пять раз; довести охват детей с ограниченными возможностями инклюзивным образованием до 100%; увеличить площадь озеленения до 20 квадратных метров на человека; снизить уровень безработицы до 3,9%; сделать так, чтобы 85% горожан жили в шаговой доступности от места работы или остановки общественного транспорта; довести число туристов до семи миллионов человек в год; активнее во-влекать всех горожан в управление городом».

Против этого едва ли возразит хоть один алматинец, включая коренного жителя города Касым-Жомарта Токаева. Президент не раз подчеркивал: алматинцам нужны не помпезные прожекты вроде горнолыжных курортов и парков «мирового уровня», а предельно практичные проекты, «объекты жизнеобеспечения», доступные и удобные для всех горожан. Руководствуясь этим подходом, президент своим решением остановил «стройку века» в урочище Кок-Жайлау, высказал откровенное неудовольствие точечной застройкой исторического центра Алматы. Да и в целом, по всей стране, глава государства исповедует принцип — «жить по средствам», явно забытый со времен гиперцен на нефть, превративших тогда Казахстан в огромную «ярмарку тщеславия».

Сегодня, когда изрядно потрепанная коронакризисом страна нуждается не в имитации и демонстрации «красивой жизни», а в достойных и главное — доступных условиях развития, южной столице как-то не с руки увлекаться «красивыми живчиками на красивых ландшафтах». Поддержка бизнеса, создание полноценных рабочих мест, инвестиции в медицину и образование — вот задачи поактуальнее превращения парка Первого Президента в конкурента «висячих садов Семирамиды». Еще в доковидном 2019 году можно было как-то понять все эти музыкальные фонтаны и плавучие сцены на улице Байсеитовой, экоцентры и улицы-календари. Иностранных туристов этим не удивить — они и не такое видали. Куда важнее просто сделать наш «яблочный город» комфортным, удобным и безопасным для его жителей и гостей.

В таком городе хочется жить, в него тянет приехать, чтобы увидеть все это собственными глазами. И именно такой город способен стать примером для подражания, или, как сейчас принято выражаться, триггером для развития страны. А не просто радовать глаз начальства и тешить самолюбие «отцов города».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz