Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Политика21 апреля 2021 4:20

Атом будет мирным?

Спор о том, нужен ли Казахстану мирный атом, не утихает уже много лет. Новый импульс дискуссии придало решение о строительстве АЭС в Узбекистане
Антон ЧИРКОВ
«Комсомолка» решила разобраться в этом вопросе и выяснить, какое будущее ждет атомную энергетику в Центральной Азии. Фото: centre1.com

«Комсомолка» решила разобраться в этом вопросе и выяснить, какое будущее ждет атомную энергетику в Центральной Азии. Фото: centre1.com

«Комсомолка» решила разобраться в этом вопросе и выяснить, какое будущее ждет атомную энергетику в Центральной Азии.

«Громкая» пауза

Чуть больше двух лет назад в Ташкенте произошло знаковое событие: президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев, нажав на символическую кнопку, дали старт началу строительства атомной электростанции в Узбекистане. Это был и символический, и логический шаг — ведь решение о сооружении АЭС принимается на высшем политическом уровне. Поскольку атомная электростанция — весьма сложный и дорогой техногенный объект, который на любом этапе, от выбора места, строительства и до эксплуатации, требует от людей высочайшей квалификации. Только вот случилось то, что людям пока не подвластно: буквально накануне запуска президентами строительства АЭС у озера Тудакуль (Навоийская область) произошло землетрясение магнитудой 4 балла. Именно там сначала планировали построить АЭС... Но вернемся к началу «атомной эпопеи».

Со сменой политического курса Узбекистан стал активно проводить экономические реформы. У когда-то одной из самых бедных и закрытых стран Центральной Азии открылось «второе дыхание». Прогрессивные изменения во многих отраслях и сферах экономики достаточно быстро начали приносить положительные результаты.

Но, как известно, экономический рост требует дополнительной энергии. Узбекистан, не колеблясь, взял курс на модернизацию всей энергетической отрасли. Исторически электроэнергия в соседней стране производилась тремя станциями — угольной, гидро- и газовой. Все они явно не отвечали целям новой экономической программы. Требовался иной, более мощный источник энергии. Лучше всех на эту роль подходил атом.

Ответная реакция

Ташкент, изучив игроков на «ядерном» поле, остановил свой выбор на «Росатоме».

С этого места чуть подробнее. Довольно много разговоров в экспертном сообществе было посвящено теме согласования строительства атомных объектов со странами-соседями. Казахстанская сторона выражала понятную озабоченность, ведь АЭС будет находиться всего в нескольких десятках километров от границы. Риски, безусловно, есть. А что оппонент? Формально Узбекистану не нужно согласовывать мегастройку со своими соседями, поскольку он не присоединился к Конвенции ЭСПО (международное соглашение об оценке воздействия на окружающую среду) и не обязан информировать о своих планах соседние государства.

Однако, это не может не беспокоить Казахстан. Дело в том, что атомная электростанция — крупный водопользователь. Учитывая «несогласованное с президентами» землетрясение на первой площадке — рядом с озером Тудакуль, было принято решение: узбекскую АЭС возводить на берегу озера Тузкан, неподалеку от казахстанской границы. И хотя строительство станции планируется начать только в 2022 году, уже сейчас там вовсю идут подготовительные работы.

Надо ли напоминать, какого высокого накала совсем недавно в Казахстане достигало общественное настроение в связи с планами строительства АЭС рядом с Балхашом. Проснется ли вновь «энергия масс» и насколько общественная тревога будет оправдана в отношении строительства узбекской АЭС? С этим вопросом я обратился к члену Комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента РК Кудайбергену Ержану.

— Кудайберген Толепович, вы в свое время руководили Шардаринской ГЭС, это совсем рядом с тем местом, где вот-вот начнут возводить АЭС. Так Узбекистан все-таки должен был предупреждать нас о строительстве станции на своей территории или нет? Существуют какие-либо риски для нашей страны, связанные с реализацией проекта?

— Юридически — нет. Но фактически узбекские коллеги нас уведомляют обо всех этапах работы. Строительство атомной станции требует тщательного изучения и планирования. Прежде всего, нужен водоем для охлаждения ядерных реакторов. Как мне известно, над планированием АЭС работает большая группа международных специалистов, в том числе из России. В качестве площадки для строительства было выбрано побережье озера Тузкан.

Ввиду того, что территория Узбекистана — это сейсмически активная зона, выбор площадок для строительства АЭС не такой богатый. Однако выбор сделан. Хотя, с точки зрения водных бассейнов рядом с АЭС, Тузкан — не лучший вариант. Дело в том, что в этом озере соленая вода, значит, нужна будет ее предварительная очистка. Но все это рабочие вопросы, и я не склонен думать, что узбекские коллеги подойдут к их решению «спустя рукава». Да и все технические и технологические операции при строительстве АЭС требуют обязательного согласования с соответствующими структурами МАГАТЭ. Насколько я знаю, все так и происходит.

— До сих пор в обществе нет консенсуса — полностью ли безопасна работа АЭС, в том числе и с экологической точки зрения. На ваш взгляд, насколько сейчас безопасно производство атомной энергии?

— Сегодня индустрия атомной энергетики достаточно развита. В мире около 200 работающих АЭС. Ядерные реакторы довольно давно используются в различных отраслях, на военном и гражданском флотах. И практически все реакторы зарекомендовали себя как надежные. Конечно, бывают катастрофы, как, например, в Чернобыле или Фукусиме. Но эти случаи лишь мизерная, очень незначительная часть от общего количества бесперебойно работающих станций. Научное сообщество постоянно работает над эффективностью и безопасностью атомной отрасли. Главное — соблюдать все предписываемые МАГАТЭ рекомендации.

А так АЭС — безопасный и дешевый источник энергии. К тому же отличный способ обеспечить электроэнергией те регионы страны, где ее производство затруднительно из-за особенностей, например, гористой местности. Для Узбекистана, пожалуй, это неплохой вариант не только обеспечить себя электроэнергией, но еще и экспортировать ее в Кыргызстан и Таджикистан.

— Следят ли наши специалисты за ходом строительства АЭС?

— Я знаю, что на высоком уровне между Казахстаном и Узбекистаном этапы строительства обсуждаются. Но, к сожалению, мы, депутаты, не в курсе происходящего. Хотя информация о строительстве первой в Центрально-Азиатском регионе АЭС нам была бы очень полезна в нашей работе. Даже с точки зрения дальнейшего развития казахстанской энергетики.

— Стоит ли нам переживать по поводу возможного пагубного воздействия атомной станции на экосистему региона?

— Для этого нет оснований. Тем не менее, несмотря на определенные экологические риски (в том числе ситуацию с отработанным ядерным топливом, его транспортировкой и захоронением), подготовительные работы по строительству первой АЭС в Центральной Азии ведутся полным ходом. Непосредственное строительство станции пока еще не началось и будет возможно лишь после проведения всех научно-изыскательских и некоторых других работ.

Интересно, что атомной электростанции была альтернатива: власти Узбекистана рассматривали также строительство солнечной электростанции. Но в силу более высокой стоимости, чем АЭС, «гелиовариант» не прошел, хотя в той местности 320 солнечных дней в году.

Точка невозврата

Политические решения подобного рода редко бывают обратимы: раз лидеры двух стран договорились, значит, так тому и быть. Вероятность, что ситуация отыграется назад, — крайне мала. Так что, нравится кому-то идея со строительством АЭС или нет, но станция, скорее всего, будет построена.

Исходя из этого, и следует выстраивать дальнейший диалог с узбекской стороной. Пока строительство АЭС на начальной стадии, есть еще время расширить диалог за счет Межведомственной комиссии по вопросам развития атомной отрасли Республики Казахстан. Присутствие наших специалистов на стройке АЭС значительно снизило бы градус возможного напряжения внутри казахстанского общества.

Привлечение научного сообщества и экологических активистов наших стран к мониторингу ведущихся работ на АЭС было бы не лишним. Ведь подобный опыт строительства АЭС — уникальный для нашего региона. Уже сейчас внимание к объекту пристальное: все понимают, что Узбекистан не имеет права на ошибку. Потому что его пример либо будет привлекательным для соседей, либо похоронит идею атомной энергетики для всего региона. Третьего не дано.

Озеро Тузкан входит в Арнасайскую систему озер. Рядом находится Шардаринское водохранилище, источник питьевой воды для всей Туркестанской области. Кроме того, озеро Тузкан включено в список Рамсарских угодий, важных для сохранения флоры и фауны, характерных для данной местности. Неподалеку в горах расположен Нуратинский заповедник.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz