Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество28 апреля 2021 3:40

Бес культуры

-
Но нынешняя ситуация заставила взяться за перо по одной простой причине: шлейф скандальности, тянущийся за нашим культурным ведомством, щиплет глаза и нервы.

Но нынешняя ситуация заставила взяться за перо по одной простой причине: шлейф скандальности, тянущийся за нашим культурным ведомством, щиплет глаза и нервы.

Фото: СЦК

В боевые действия на культурном фронте, как мы и предполагали (см. публикацию «Комсомолки» «Много шума. И ничего?» от 21 апреля 2021 года), вступают резервисты из числа «сбитых летчиков».

Вчерашний «соловей власти» и «бомбардировщик оппозиции», околокультурный министр и чрезвычайный посол горячо (чтобы не сказать «горячечно») вступился за нынешнего главу Минкультспорта Актоты Раимкулову. В эфире своего YouTube-канала он буквально обрушился на ее оппонента — известного кинорежиссера и рулевого Союза кинематографистов Ермека Турсунова, не выбирая выражений.

Оговорюсь сразу: лично я — как и вся редакция «КП Казахстан» — ни в коем случае не претендую на роль секунданта того или другого дуэлянта. Вообще, за информационными войнушками предпочитаю наблюдать со стороны, поскольку не первый год пишу о политике и в силу этого прекрасно знаю цену как таким «боям местного значения», так и участвующим в них «бойцам». И стараюсь не ввязываться, ибо чаще всего в этих баталиях не бывает правых.

Но нынешняя ситуация заставила взяться за перо по одной простой причине: шлейф скандальности, тянущийся за нашим культурным ведомством, щиплет глаза и нервы. Вытравливая с информационного поля другие, куда более актуальные темы.

Итак, что мы имеем? С одной стороны — действующего министра, вершащего кадровую политику на свой вкус и не спешащего объясняться ни с уволенными, ни с обществом, ни с прессой. А с другой, это самое общество — читательскую аудиторию газеты, задающей г-же Раимкуловой со своих страниц вполне себе оправданные вопросы, и общественную организацию — Союз кинематографистов, от лица которой, надо полагать, теми же вопросами задается г-н Турсунов.

Что в таком случае должен делать отвечающий за культуру министр «слышащего государства»? Правильно, объяснить обществу, почему и за что уволен чиновник министерства (или руководитель подведомственного учреждения). И какие выводы из этого должен сделать его преемник. Министр — по только ей известной причине — до объяснений не снисходит.

А незваный (или, все-таки, званый?) заступник нашей героини уверяет, что любое серьезное кадровое решение любого министра согласовывается с Администрацией президента и нечего, мол, «доставшимся нам от советского прошлого» творческим союзам в это дело вмешиваться. Потому что в Основном законе прописано: «Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов».

Такой «гениальный» аргумент вызывает, мягко говоря, недоумение. Если следовать этой логике до конца, то почти все инициативы президента — от создания Национального совета общественного доверия до разрабатываемого с подачи главы государства закона об общественном контроле — есть ни что иное, как антиконституционное вмешательство государства в общественную деятельность — и наоборот. Ведь при желании вполне можно трактовать предложения общественной организации, каковой по статусу является НСОД, как «вмешательство» в деятельность главы государства, а любые инициативы общественных советов при акиматах и министерствах — как вторжение в компетенцию исполнительных органов государственной власти. Если на то пошло, партия «Нур Отан» — тоже общественная организация, такая же, как любой творческий союз, но последствия ее «вмешательства» ощущаются везде — от правительства до последнего сельского акимата.

В случае с Минкультом ничего подобного на горизонте не наблюдается. Общественность вовсе не желает рулить культурной политикой государства и уж тем более — «испытывать президента на прочность», а всего лишь хочет получить от министра внятные объяснения ее действий. И Союз кинематографистов, и наша редакция, и любой казахстанец, на чьи налоги содержится Минкультспорта, имеет полное право потребовать таких объяснений и получить их.

И если бы г-жа Раимкулова с самого начала ответила на простые и вполне обоснованные вопросы, поднятые режиссером и тезисно воспроизведенные в editorial «Комсомолки», то конфликт был бы раз и навсегда исчерпан.

Конечно, Актоты Рахметоллаевна — человек в большой политике относительно новый. Но пришла она туда из того, что у нас называется «творческой средой», а среда эта амбициозная и по этой причине — агрессивная, можно сказать, «кислотная». На посту «министра духа» ей требуется одно — несокрушимый авторитет в этой среде.

В таком творческом ракурсе «сбитый летчик», который в свое время сам так и не сподобился (по собственному признанию) стать лучшим другом «культурников и физкультурников», — не самый подходящий помощник и советчик.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz