Общество5 мая 2021 7:40

Улёт по прилёту

По статистике, около 80% всех нарушений прав потребителей происходит из-за неправильного информирования покупателя о цене
И никого сегодня особо не волнует, что пополнение кошельков находчивых субъектов предпринимательства происходит не только от уставной деятельности.

И никого сегодня особо не волнует, что пополнение кошельков находчивых субъектов предпринимательства происходит не только от уставной деятельности.

Замалчивание, искажение характеристик и условий пользования товаром или услугой — все эти «маркетинговые ходы» давно уже стали традиционным способом надувательства со стороны наших доморощенных бизнесменов, о которых в последнее время так пекутся власти. Они настолько часто встречаются в повседневной жизни, что большинство граждан-потребителей, махнув рукой, свыклись с этим явлением.

И никого сегодня особо не волнует, что пополнение кошельков находчивых субъектов предпринимательства происходит не только от уставной деятельности: доля побочного заработка у них нередко превышает 30% всего дохода.

Применима ли эта цифра к тому, о чем пойдет речь ниже, утверждать сложно. Но, судя по многочисленным гневным обращениям граждан в социальных сетях, ставший традиционным способ «сравнительно честного отъема денег» на территории АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» приносит находчивым услугодателям совсем немалую прибыль.

Цены высокого полета

Довелось на днях в аэропорту встречать гостей из Алматы. Обычно я действую, как и многие: чтобы не оплачивать парковку (смущает не столько стоимость — 100 тг/час, сколько неудобство оплаты, поскольку тут онлайн-платежи не в ходу), сразу не заезжаю на территорию, а жду на обочине у дороги. И только когда прилетевшие выходят из терминала, заезжаю.

В этот раз ввиду особой важности гостей мне пришлось заехать на парковку заблаговременно, до их выхода. Переживаний не было, так как я знал о 15 бесплатных минутах, но металлические 100 тенге на всякий случай приготовил. Однако они не понадобились...

Когда прибывшие разместились в авто, я сразу подъехал к терминалу оплаты, а не к шлагбауму, так как знал, что пробыл на парковке аэропорта не 15, а 16 с половиной минут. Терминал мои 100 тенге проигнорировал и высветил на табло требуемую сумму — 5000 тенге!

Сотруднику парковки (хотя он тут, конечно, не при чем) я не успел высказать свое недоумение, потому что меня оттеснили трое крепких парней (тоже, как и я, потерпевших) с возмущением, подкрепленным сильными выражениями. В итоге словесная дуэль с сотрудником парковки завершилась победой робота-терминала, и я с гостями поспешил побыстрее покинуть столичную воздушную гавань с заметно полегчавшим кошельком. Настроение было испорчено основательно: даже привезенные из южной столицы гостинцы не смогли восстановить мое душевное равновесие. Пожалуй, это были самые дорогие 16 с половиной минут в моей жизни.

Крупная наглость мелким шрифтом

С этим фокусом парковочной службы столичного аэропорта, оказывается, люди уже сталкивались. Информация о непонятно откуда взятой сумме в 5000 тенге (есть подозрение, что это любимое число управляющих аэропортом) за пользование краткосрочной парковкой появилась еще в феврале этого года. В соцсетях и на других интернет-площадках о подобных случаях (как со мной) предостерегали и, понятное дело, возмущались. Комментировать ситуацию пришлось пресс-секретарю аэропорта. Но для меня (как и для тех трех товарищей по несчастью) это было все равно неожиданно.

Дело оказалось вот в чем. На территории аэропорта столицы есть две парковочные зоны. Одна — основной парковки — предполагает бесплатную 15-минутную парковку с последующей длительной платной стоянкой, с вполне понятными тарифами: в среднем по 100 тенге в час (с возможностью оставлять авто на сутки и более). Другая же зона — краткосрочной парковки — предлагает встречающим только 15 бесплатных минут для посадки/высадки, с последующим штрафом (!) в 5000 тенге. Ценник во втором случае, надо прямо сказать, улётный!

Ну и ладно бы с таким ценником: в конце концов, АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» может поднять стоимость парковки и до 50 000 тенге, кто им запретит? Если бы не одно «но». Дело в том, что, подъезжая к аэропорту, вы ни за что не догадаетесь, где въезд на краткосрочную парковку, а где — на основную. Никогда не видели отъезжающие задним ходом машины от одной линии шлагбаумов и сразу же подъезжающие к другой? Так вот, это те, кто обогатил акционеров данного АО на кругленькую сумму, и, возможно, не единожды.

-

Ни предупреждающей информации о въезде на «суперпарковку», ни специальных знаков или иной идентифицирующей «опасную зону» указателей попросту нет! Правда, администрация аэропорта может сказать: мол, там, у шлагбаума, висит предупреждающая табличка. Но она такой величины, что сразу вспоминается такой анекдот: «Врывается рано утром к спящему гражданину в дом группа вооруженных амбалов в черных камуфляжах и, скрутив ему руки, выволакивает на улицу. Гражданин испуганно спрашивает, что вообще происходит и куда его ведут?

— Как это куда? На расстрел!

— На какой еще расстрел?

— Ты позавчера в банке ипотеку оформлял, договор подписывал?

— Подписывал.

— А то, что в конце мелким шрифтом написано, читал?!»

Так вот, объяснить такое поведение руководства аэропорта не иначе как намеренным искажением информации с целью дополнительного заработка — очень трудно. И потом — не нарушение ли это

ст. 10 и п. 1 ст. 25 Закона РК «О защите прав потребителей», которые обязывают продавца предоставлять полную информацию о товаре или услуге?

Меня особенно возмутили вот эти слова пресс-секретаря главной аэрогавани страны: «С учетом того, что линия привокзальной площади для экспресс-высадки и посадки пассажиров не предусматривает длительную стоянку, установлен штраф в размере 5000 тенге за долгосрочную остановку». Мои полторы просроченные минуты — это длительная стоянка?!

Я специально подчеркнул слово «штраф». Уместно ли оно в данном случае? Кодекс РК об административных правонарушениях (ст. 44) гласит: «Штраф — есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении».

То есть, въезжая на территорию парковки аэропорта, вы с большой долей вероятности можете совершить административное правонарушение, которое можно «погасить» штрафом в 5000 тенге! А вот откуда взялась эта цифра, насколько она обоснована и как она соизмеряется с тем же МРП?

Мне, например, кажется, что это вовсе не штраф, а откровенное и циничное надувательство клиентов, так называемый «развод» на кругленькую сумму.

Чтобы мне не просто казалось, а было окончательно ясно, я обратился к знакомым юристам с достаточной практикой. Они мне коллективно сказали следующее:

— Существует Закон «О дорожном движении». Его статья 42-1 устанавливает, что места для парковок, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, а также тарифы на парковку в таких местах определяются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.

Получается, все мои вопросы надо не аэропорту адресовать, а местной исполнительной власти? На что мне знатоки юриспруденции ответили, что если наличествует не парковка, а полоса для высадки пассажиров — тогда надо ставить туда полицейского, вывешивать дорожный запрещающий знак и взимать штрафы за нарушение ПДД (стоянка после высадки/посадки пассажира). Но штрафные деньги должны идти в местный бюджет (что уже не так обидно).

Если же это гражданско-правовые отношения на земле, находящейся в частной собственности, то условия пользования предоставляемой услугой (парковка, заезд, высадка/посадка) — это уже публичный договор. Однако и в нем есть свои нюансы. Так, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Ну и, конечно, в этом случае обязательны исполнение требований законодательства о защите прав потребителей, а также запрет нарушения требований Предпринимательского кодекса о недостоверной информации и рекламе.

Вместо послесловия

Все больше кажется, что принцип «есть я, а потом все остальные» побеждает другие. Ладно, слово «солидарность» мы вместе с социализмом похоронили. В словарях, правда, осталось... Но вот почему-то все реже слышим и другие слова — «социальная ответственность». Между прочим, еще недавно бывшие в активном употреблении. Думается, вместе с этими словами и понятиями (а точнее, с тем, что они означают) уходит доверие людей не только к вышеназванным «улётным» структурам, но и друг к другу.

...Я на секунду представил гипотетический случай: случайно в одной компании оказываюсь вместе с хозяином аэропортовской парковки. Но тут же отогнал это видение.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz