Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 мая 2021 5:00

Полвека человека: С легким паром!

До выхода на экраны в середине 70-х годов легендарной «Иронии судьбы» подавляющее большинство населения СССР и понятия не имело, что в баню можно ходить не только за тем, чтоб помыться, но и для того, чтобы «круто изменить свою судьбу»
Летом в баню ходили меньше. Для детей каждый день выставляли на солнышко такие вот цинковые ванночки...

Летом в баню ходили меньше. Для детей каждый день выставляли на солнышко такие вот цинковые ванночки...

Фото: Архив автора

Баня для граждан вовсе не была предметом культа и элементом развлечения. В бане — мылись.

Когда мытье — катанье

И тут не стоит искать причины в какой-то ограниченности людей того времени. Дело в том, что до 60-х годов прошлого столетия собственная ванная (или даже душ в доме) была привилегией немногих. В том числе и в Алма-Ате, которая уже тогда начинала претендовать на звание одного из самых благоустроенных городов Советского Союза. Впрочем, об этом я уже рассказывал в одном из предыдущих материалов этого цикла.

В условиях отсутствия горячей воды в кранах мытье (даже в тех много-этажных домах, где в квартирах имелись ванные комнаты) превращалось в катанье. Архаичное выражение — «истопить баньку» — вполне соответствовало процессу мойки даже у обладателей самой современной жилплощади. В этом отношении, впрочем, у них наблюдалось полное равенство с обитателями многочисленных еще в ту пору «верненских домиков», у которых сохранились собственные баньки. Но «частный сектор» Алма-Аты дошел до 1960-х таким перетасованным и покоцанным, что похвастаться наличием таковых могли далеко не все.

При этом жители эпохи строительства коммунизма уже впитали в себя облагораживающие веяния советского санпросвета и в большинстве своем весьма трепетно относились к чистоте тела. Им мало было уже умываться утром и вечером, обтираться полотенцем и регулярно мыть голову из чайника над тазиком.

«Не реже одного раза в неделю надо ходить в баню или мыться дома горячей водой с мылом и мочалкой». Это напоминание из школьного учебника «Природоведение» за 4-й класс, впрочем, не было откровением для детворы той поры, которую с полным основанием можно считать эпохой коммунальных бань.

Идите в баню!

Посещение общественной бани (раз в неделю) считалось непременным элементом нормальной жизни для огромного количества жителей городов и сел. И если в селах все было проще — в одной бане каждую неделю был один «мужской» и один «женский день», то в городах все происходило гораздо напряженней. Большие коммунальные бани работали тут ежедневно, с утра до ночи, и одновременно обслуживали мужчин и женщин (в разных, разумеется, отделениях).

... а взрослые вполне могли удовлетвориться и шлангом с холодной водой.

... а взрослые вполне могли удовлетвориться и шлангом с холодной водой.

Фото: Архив автора

Однако в «час пик» очереди из желающих могли изрядно растягивать время мойки. Причем очереди наблюдались как в предбанниках, так и внутри, где обычно в такое время кому-то чего-то не хватало — шайки, скамейки, душа и пр.

Любопытно, но даже с появлением в городе центрального отопления, горячей воды и обретением собственных ванных комнат в благоустроенных квартирах многие алма-атинцы все равно норовили раз в неделю «сходить в баню». И, опять же, не ради какого-то ритуала и пива, а исключительно дабы смыть с себя грязь и пот. Ортодоксы считали, что помыться так качественно, как в бане, никакие домашние ванные никогда не позволят.

Несмотря на изрядное количество общественных бань (одна только «Центральная» на Октябрьской в пору своего апофеоза была рассчитана на 320 одновременных посещений), их все равно не хватало на всех желающих. Коммунальными мойками заведовал Алма-Атинский трест банно-прачечного хозяйства. Кроме «номерных» (№ 1 — Абая, 62, № 2 — Октябрьская, 30, № 3 — Ташкентская, 164, № 4 — Горького, 127 и т.д.) в Алма-Ате существовало еще и определенное число «ведомственных» бань. Таких, как заведение Управления казахской железной дороги, помывочные при крупных заводах и общежитиях вузов.

Сауны пришли позже

В баню приходили мыться. И этим сказывалось все. Процесс мытья на деле выглядел мало романтичным и вовсе уж не поэтичным. Голые люди, потные и грязные, раздевшись и спрятавши вещи «в шкафчики» (подобные были во всех заводских раздевалках и прихожих детских садов), озабоченно озираясь, входили в большой общий зал. Озирались они в поисках свободной «скамейки» (которую тут же следовало занять, уложив на нее мочалку и мыло) и свободной «шайки» (их делали из того же «цинка», что и массовые ведра).

После этого следовало подойти к огромному общему крану и набрать в тазик горячей воды. Теперь можно было вернуться к своей скамейке (деревянной, крашенной), застолбленной мочалкой и мылом, мирно усесться и начать процесс намыливания.

В процесс банного мытья вкладывали не только всю силу, но и душу. Прежде чем начать, следовало с помощью мыла подготовить мочалку. В те годы поролоновые губки еще только входили в обиход, и массы пользовались первобытным инструментом из липового луба или пористой резины. Мыло предпочитали «Банное» или «Хвойное». Хотя многие брутальные «классики» по старинке пользовались «Хозяйственным», которое считали наиболее действенным в борьбе с наиболее въедливой грязью и даже «лечебным».

Страница учебника «Природоведение» за 4-й класс

Страница учебника «Природоведение» за 4-й класс

Фото: Архив автора

Незнакомые с прогрессивными веяниями будущего, жители той эпохи намыливались и терли себя мочалкой с какой-то дикой радостью и яростью. Особенное значение придавалось спине. При этом не возбранялось попросить об услуге «потереть спину» соседа, даже совсем не знакомого.

Голову мыли отдельно, после тела (или перед телом), намыливая тем же мылом (шампуни только появлялись и предназначались в основном для детей), часто и «Хозяйственным». После этого можно было подойти к крану и, опрокинув себе на голову две-три шайки чистой воды, поставить точку.

Никаких особых изысков (бассейнов, восточных отделений, саун) в тех алма-атинских банях не было до самого появления знаменитого «Арасана» в 1982 году. Кое-где наличествовали аскетичные парилки. Время тех «VIP-заведений», в которых с таким завидным постоянством стали вылавливать политиков, прокуроров и оппозиционеров с малолетками, — еще даже не маячило на горизонте...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz