Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 июня 2021 3:50

Чтобы жизнь медом не казалась

Похоже, нашим здоровьем озаботились всерьез
Антон ЧИРКОВ
Минздрав решил причислить к основным врагам казахстанцев, кроме коронавирусной инфекции, еще и сахар.

Минздрав решил причислить к основным врагам казахстанцев, кроме коронавирусной инфекции, еще и сахар.

Это и понятно — время-то непростое на дворе. Минздрав решил причислить к основным врагам казахстанцев, кроме коронавирусной инфекции, еще и сахар. В рамках своего проекта «Здоровая нация» министерство выступило с инициативой — ввести на все сахаросодержащие безалкогольные напитки акцизный налог со ставкой в 7%. С последующим увеличением до 45%.

Сейчас уже сложно сказать, кому первому пришла в голову эта новаторская идея. Мнения разные: одни чиновники ссылаются на рекомендации Всемирной организации здравоохранения по введению «сахарного» налога. Другие говорят, что дельный совет был получен на встрече с представителями Всемирного банка. Доктор Кейт Мандевилл, руководитель одной из групп этого банка, тогда заметила: «Введение налога на сахаросодержащие напитки выгодно и для общественного здравоохранения, и для экономики. Смоделированное налогообложение в Казахстане по различным схемам может генерировать до 182 млрд. тенге (или 0,25% ВВП) к 2022 году».

На мой взгляд, здесь ключевые слова «по различным схемам». Только эти схемы хорошо знакомы, и они не различные, а вполне конкретные. Их давно сформулировали наши классики сатиры как относительно честные способы отъема денег у населения.

Как бы ни было, а на то, что во властных кабинетах эта идея была встречена «на ура», указывает тот факт, что некоторое время назад при Министерстве экономики была создана рабочая группа для выработки предложений по совершенствованию налогообложения и повышению доходов бюджета. Групповые предложения тоже оказались вполне конкретными: увеличить НДС до 16%, корпоративный подоходный налог — до 24%, а также ввести 20-процентный акциз на сахаросодержащие напитки (ССН), к которым относятся сладкие газированные и сокосодержащие напитки, подслащенные чаи, «энергетики» и прочие подобные вкусняшки.

Сладости — это горести

Ученые из проекта SugarScience предостерегают, что чрезмерное употребление сахара способствует:

• диабету 2 типа;

• сердечно-сосудистым заболеваниям (причина смерти № 1 во всем мире);

• повышению артериального давления (особенно у старшего поколения);

• заболеваниям печени: гепатозу, дислипидемии;

• заболеваниям почек: гиперурикемии, подагре, камням в почках и мочевом пузыре.

Как с этим делом в Казахстане? Один пример: к середине 2019 года число больных сахарным диабетом у нас было зафиксировано на отметке 340 000 человек, а к ноябрю 2020 года их количество увеличилось на 40 000!

Действительно, с сахаром мы сдружились давно. Ежедневные чаепития с конфетами, печеньем и вареньем (где до 80% всей массы — это сахар), компоты и так далее. А все ли мы знаем, что в любимой многими «красной» или «синей» шипучке содержится 212 граммов сахара (в 2-литровой бутылке)? После этого данные по ежегодному приросту диабетиков в 40 тысяч человек (население города Аксу) уже не кажутся столь надуманными.

Так вот, сладкие напитки — всего лишь верхушка сахарного айсберга. По данным исследований Ассоциации производителей продуктов питания РК и Ассоциации безалкогольных напитков и соков РК, доля ССН в рационе казахстанцев составляет всего лишь 2%. Основная же доля потребления сахара происходит «через чайную ложку» (чай, кофе, варенье, кондитерские изделия и пр.) и составляет почти 55%.

Возникает резонный вопрос: почему Минздрав, считая сахар большой угрозой нашему здоровью, пытается ограничить потребление ССН, а не самого сахара? Сразу же вспоминается другое наше министерство — экологии, геологии и природных ресурсов, по мнению которого чем меньше мусорных баков, тем меньше мусора. Вполне можно допустить, что следующим звеном в этой логической цепочке будет заявление о том, что чем меньше будет больниц, тем меньше будет болеющих.

А как у них?

Планируемый ввод в Казахстане акциза на ССН сначала на уровне 7% (с последующим увеличением до 45%), можно сказать, вопрос решенный. Ведь не для того же выдвигаются прорывные идеи, создаются рабочие группы и пишутся безапелляционные экономические обоснования, чтобы потом они канули в песок. Наверняка решение уже принято, и за сладкие напитки нам вскоре придется платить все больше и больше.

В высоких инстанциях заявляют, что это общемировая практика. Отчасти так. Подобный налог на ССН в той или иной форме ввели около 30 стран. Однако тут есть примеры как положительные, так и отрицательные — когда этот налог обернулся дополнительной финансовой нагрузкой на малообеспеченные слои общества.

Покупатели в таких странах, как Франция, Норвегия, Дания и Великобритания, «сахарный налог» не заметили вовсе. Чего не скажешь про небогатые государства — Мексику, Индию, Вьетнам и некоторые другие — там спад потребления этой продукции оказался весьма заметным, но не настолько, чтобы существенно поправить здоровье населения.

Как написано в учебниках по экономике, слабое место любых налогов на продукты — это их конечный плательщик. В экономической науке подобный тип сборов называется регрессивным и считается наименее справедливым.

Здесь есть еще один весьма интересный момент. Аналитические расчеты, проведенные Высшей школой экономики РФ, показали, что «при введении акцизного регулирования на ССН экономический эффект для бюджета оказывается отрицательным за счет того, что снижаются объемы продаж и другие показатели». Также был отмечен и другой эффект — «в странах, в которых вводились данные меры, после подорожания ССН население переключается на алкогольсодержащие напитки» той же ценовой категории.

Наши представители бизнеса и эксперты по здоровому питанию (в том числе Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК«) и вовсе прогнозируют сокращение в стране объемов производства ССН на 50%. По их мнению, введение налога приведет к сокращению рабочих мест в различных секторах экономики примерно на 15 тысяч, так как одно рабочее место в отрасли производства напитков создает от 7 до 10 рабочих мест в смежных отраслях.

По мнению производителей, при введении 20% акциза картина в секторе производства ССН будет выглядеть следующим образом:

• спад производства — 26,4%;

• снижение налогооблагаемой базы со 132 млрд. тенге до 97 млрд.;

• снижение поступлений в бюджет по всем видам налогов — 15 млрд. тенге;

• отток/спад инвестиций в отрасль — 6 млрд. тенге в год.

ВОЗ и ныне там

В докладе специалистов ВОЗ «Улучшение питания в Казахстане», на который ссылается наш Минздрав (в обоснование «сладкого налога»), даны конкретные рекомендации по улучшению здоровья казахстанцев. Например, эта мировая организация указывает на высокое потребление трансжиров, соли и сахара (именно в таком порядке). Так, по мнению ВОЗ, ограничение или сведение к минимуму этих «пищевых добавок» напрямую связано с повышением уровня занятости и устойчивого экономического роста. С этим трудно не согласиться, ведь чем меньше болеет человек, тем меньше он тратит на лечение. Соответственно, у него остается больше свободных средств на собственное развитие.

Заметьте, логика ВОЗ выгодно отличается от той, которой руководствуются наши чиновники. А это значит, что пути достижения одной и той же цели — устойчивого развития государства и укрепления здоровья нации — будут совсем другими. Дело в правильной расстановке ориентиров и правильном алгоритме их достижения. И, конечно, в адвекатной оценке экономической ситуации в стране.

Как подсчитала Организация экономического сотрудничества и развития, убытки мировой экономики к концу 2021 года составят 7 триллионов долларов США. Сегодня едва ли найдется страна, которая сможет похвастаться «легкими» последствиями пандемии: пострадали все. Новые вызовы потребовали экстренного принятия восстановительных мер.

Будет ли эффективной помощью экономике введение нового налога? Вопрос, мягко говоря, спорный. Примеров стран, которые реанимируют свою экономику увеличением дополнительной налоговой нагрузки на собственное население, нам не удалось найти.

Сам по себе планируемый ввод акциза на ССН в более благоприятный экономический период, может, и не вызвал бы такого эмоционального обсуждения в нашем обществе. Народная мудрость гласит: всему свое время. Наступил ли сейчас подходящий момент для не вполне однозначных мероприятий — вопрос открытый.

Нашим экономистам нелишним будет вспомнить и другую мудрость, а вернее — принцип, сформулированный великим медиком Гиппократом, — «не навреди»!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz