Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Общество16 июня 2021 4:00

Театр начинается с ГИТИСа

Богатые традиции, преподаватели-маэстро, гениальные актеры сформировали непререкаемый авторитет ГИТИСа
Антон ЧИРКОВ
Актерской профессии никакие веяния времени не страшны — это ремесло было и в античном прошлом, обязательно будет и в будущем.

Актерской профессии никакие веяния времени не страшны — это ремесло было и в античном прошлом, обязательно будет и в будущем.

Фото: sputnik.kz

К тому же здесь театральному искусству обучаются студенты со всего мира, в том числе — из Казахстана.

Дипломные спектакли выпускников-казахстанцев, переговоры в Министерстве культуры, встречи с абитуриентами — график уже не первого визита в Казахстан ректора знаменитого ГИТИСа Григория Заславского довольно плотный. Однако в этот раз он выкроил время для беседы с корреспондентом «Комсомолки».

Григорий Заславский.

Григорий Заславский.

— Григорий Анатольевич, сегодня с наступлением цифровизации многие профессии становятся все менее востребованными, некоторые и вовсе исчезают. Почему, на ваш взгляд, актерская стезя для молодых людей все так же привлекательна, как и раньше?

— Актерской профессии никакие веяния времени не страшны — это ремесло было и в античном прошлом, обязательно будет и в будущем. Девушки и юноши видят в ней прямой и ясный путь к успеху, популярности, признанию. Другое дело, что далеко не все могут пройти его в силу самых разных причин.

Раз я здесь, в Нур-Султане, скажу, что казахстанские студенты в процентном соотношении занимают первое место среди зарубежных учащихся ГИТИСа. Но главное в другом — выпускники из вашей страны весьма достойно несут нашу марку: они занимают наибольшее количество призовых мест на различных конкурсах. Чего стоит только одна наша общая гордость — Самал Еслямова, ставшая первой актрисой на постсоветском пространстве, получившей «Нику» Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль! Сегодня я здесь у вас в том числе и для того, чтобы побудить молодых ребят «заразиться» успехом Самал и прийти к своему собственному.

— Дорогое ли в ГИТИСе образование? Следует ли абитуриентам перед поступлением проходить некую подготовку, скажем, в актерских школах или на курсах?

— Образование стоит порядка $6 500 в год. Да, это дорого, потому что обучение у нас практически индивидуальное. Большинство занятий проходит в небольших группах. Кстати, в ГИТИСе, в отличие от других московских вузов, нет ни одной большой аудитории, хотя бы на сто человек. Массовость в обучении творческим азам совсем не требуется.

Что касается предварительной подготовки. Она, конечно, нужна. Но я бы посоветовал ребятам готовиться самостоятельно. Когда абитуриента кто-то готовил — это всегда заметно. К сожалению, это чаще оборачивается против поступающего: репетиторы, почасовые педагоги зачастую «затирают» индивидуальные особенности молодого человека, его изюминку. Про детские театральные школы даже говорить не хочется: они попросту калечат еще несформировавшуюся личность. Не открою вам секрета: сцена формирует в человеке не только позитивные черты, и нужно быть достаточно взрослым, я бы сказал, внутренне зрелым человеком, чтобы суметь противостоять разного рода конъюнктурщине, всему наносному и впитывать, растить в себе лучшее.

— Можно ли научить актерскому мастерству тех, кому, как говорится, повезло с родителями? Или для этого непременно должен быть талант?

— Талант всегда желателен. Но вы же знаете, как мало людей им одарены. Талант, и это тоже известно, пестуется кропотливым трудом, из чего следует, что сценическому мастерству можно научить практически любого, кто сам искренне желает и умеет трудиться. Немало есть примеров как из прошлого, так и наших дней, когда актеры не очень большого природного таланта развивали свои актерские качества так, что становились настоящими мастерами. Если человек способен постоянно работать над собой, обогащать свой внутренний мир, то шансы полнее реализовать себя, получить заслуженное признание зрителя у него очень высоки.

И еще хотел бы дать совет и абитуриентам, и студентам: не надо переделывать себя. Причем, и в переносном, и в прямом смыслах. Знаете, в последние годы к нам стали приходить уже прооперированные молодые люди (в особенности девушки), потерявшие при этом свою индивидуальность, свою неповторимость, а значит, и красоту. У таких ребят шансов меньше.

— Есть ли те, кто не справляется с учебной нагрузкой?

— Есть, и, к сожалению, много. В некоторых случаях количество отчисленных составляет до половины набранного курса. Вы удивитесь, но основная причина отчисления — не финансовая. Многим ребятам элементарно тяжело учиться физически. Они попросту не готовы к ежедневным и довольно интенсивным нагрузкам: отработка сценической речи, сценического движения, репетиции, следующие одна за другой... Ребята не выдерживают и отчисляются даже с бюджетных мест. Ну, и неспособность развивать себя: человек при поступлении выдал свой максимум, а дальше в учебе не показывает никаких результатов. Тогда уже его отчисляет мастер, который ведет его группу.

— Григорий Анатольевич, вы — из театральных критиков. А как воспринимаете критику в адрес ГИТИСа?

— Критики нас не ругают, этим занимаются журналисты. А по большому счету, ругать нас стало практически некому. И это не очень хорошо. Досадно, что постепенно умирает традиция, когда критиком является специалист, хорошо знающий историю театра, понимающий его искусство. Над этим мы тоже работаем.

— Какой «силой» обладает диплом выпускника ГИТИСа?

— Сегодня в театрах обязательно требуют документ об образовании. Между прочим, к нам недавно приезжала Чулпан Хаматова, чтобы получить диплом ГИТИСа спустя 23 года после его окончания! Дипломы нашего вуза хорошо знакомы в Америке, они ценятся в Великобритании, других европейских странах, Китае.

— Как, по-вашему, есть ли на казахстанском горизонте новые театральные звезды?

— Позвольте я приведу вам несколько примеров. В этом году, 23 апреля, в вашем столичном театре драмы имени Горького Иван Петров представил спектакль «Кин IV». Художником этой постановки стала выпускница факультета сценографии ГИТИСа Екатерина Витковская.

Примерно в это же время в Жамбылском областном театре состоялась премьера спектакля «Шутники» по пьесе Островского в постановке выпускника режиссерского факультета ГИТИСа Петра Нореца. Вместе с ним над спектаклем работали выпускница факультета сценографии Карина Автандилова и студентка балетмейстерского факультета Настасья Воронцова. Хочу особо отметить, что премьера в Таразе прошла с таким успехом, что спектакль вошел в постоянный репертуар театра.

Ну, и совсем недавно почетную миссию посла ГИТИСа в Казахстане принял наш выпускник факультета музыкального театра, старший преподаватель Казахского национального университета искусств Ержан Кулумбетов — один из самых одаренных учеников знаменитой мастерской художественного руководителя Михаила Кислярова.

Кроме того, помощь молодым актерам в их профессиональном росте, развитие и укрепление творческих и человеческих связей — одни из главных задач, над которыми неустанно работает многочисленный профессиональный коллектив ГИТИСа. А это значит, можно смело надеяться, что успех Казахстана в лице Самал Еслямовой — далеко не последний.

Справка «КП»

ГИТИС — эта аббревиатура знакома не только любителям Мельпомены. Российский институт театрального искусства — крупнейший театральный вуз в Европе и один из самых крупных в мире — переживает уже третий с его основания век. Овеянный такими легендами сцены, как Владимир Немирович-Данченко, Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, он сегодня, как и в XIX веке, является синонимом классического театрального образования, концепция и методики которого востребованы во многих странах мира.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz