Казахстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Политика18 июня 2021 11:13

Казахстан празднует 175-летний юбилей легендарного Джамбула

Устами акына Жамбыла Жабаева «народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу»
Святослав Арутюнов
Фото с сайта Электронной библиотеки г.Кокшетау

Фото с сайта Электронной библиотеки г.Кокшетау

Минувший год в Казахстане прошёл под знаком 175-летия великого поэта, основоположника казахской словесности Абая Кунанбайулы (1845-1904). В начале нынешнего года указом президента Касыма-Жомарта Токаева была создана Государственная комиссия по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева, известного читателям старшего поколения под псевдонимом Джамбул. Символично, что акын Джамбул был всего лишь на год младше великого Абая, однако их творчество охватывает и олицетворяет совершенно разные эпохи. Если создатель казахской литературы ушёл из жизни в 1904 году, то «Гомер Великой степи» Жамбыл Жабаев приобрёл большую известность в советское время, он прославил в стихах подвиг народа на фронтах Великой Отечественной войны и стал очевидцем победных залпов мая 1945-го.

Фото из архива Литературно-мемориального музея Ж. Жабаева

Фото из архива Литературно-мемориального музея Ж. Жабаева

«Ищущая правду народная поэзия»

Многие россияне, росшие в советскую эпоху, помнят такие строки:

Чтобы ты, малыш, уснул,

На домбре звенит Джамбул.

Струны он перебирает

Доброй дедовской рукой,

Колыбель твою качает

И тихонько напевает,

Чтоб слетел к тебе покой…

Это отрывок из «Колыбельной» Жамбыла Жабаева, написанной в печально знаменитом 1937-м. Слава пришла к поэту, когда ему было уже почти 70 лет. Однако поэтическое призвание Джамбул осознал гораздо раньше, в подростковом возрасте.

Юный Жамбыл любил шумные компании, многолюдные посиделки с чабанами, которые были настоящей кладезью песен и сказок. Будущий поэт слушал устные предания о великих героях прошлого и старые легенды. Он рано научился играть на домбре. Мать поэта поддерживала талант мальчика.

В 14 лет Жамбыл решает стать народным поэтом – акыном. Подобно средневековым западноевропейским трубадурам, акыны выступали в городах и деревнях, кочуя по бескрайней казахстанской степи. Получив отказ в отцовском благословении, который считал, что сын должен посвятить себя чему-то более серьёзному, подросток покинул родительский дом и стал учеником популярного в народе акына Суюнбая. Обучение продолжается 6 лет, а в 20 лет юноша уже поёт собственные стихи на айтысах. Этот музыкально-поэтический жанр соединял в себе черты фестиваля и творческой дуэли. На импровизированных сценических площадках айтысов, зачастую под открытым небом, акыны беспощадно бичевали конкурентов экспромтами, не выбирая выражений. Может быть, от них берёт корни современный жанр рэп-баттлов? Достаточно скоро молодой поэт и домбрист начал завоевывать призовые места в «хит-парадах» того времени, к нему пришла известность.

Памятник Жамбыла Жабаева в Петербурге. Фото: из архива автора

Памятник Жамбыла Жабаева в Петербурге. Фото: из архива автора

При этом дореволюционная поэзия Джамбула была полна того, что называется «народной правдой». Как писал известный всему миру советский казахский писатель, драматург и учёный Мухтар Ауэзов, «подлинную народность своей творческой сути Жамбыл Жабаев нашёл в глубинных связях с вековыми неугасаемыми и неувядаемыми мотивами борющейся за правду и ищущей правды народной поэзии». Поэт не пошёл в услужение к состоятельным баям, обещавшим достойно содержать, уважать, одаривать богатыми подарками за поэтические прославления. Молодой Джамбул не желал лицемерить.

Когда в 1916 году император Николай II издал указ о мобилизации казахов на рытье окопов на полях I Мировой войны, власти дали известным акынам творческое задание написать хвалебные оды. Джамбул ответил на это стихотворениями «Чёрный указ» и «Приговор царя», бросив властям вызов.

«Стремился соединить сердца народов»

По мнению критиков, поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения реальности, сентиментальностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэзию и прозу. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода, связанную с жизнью простого народа. Джамбул призывал к братству казахов и русских, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. В 1938 году поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтического творчества прислали Ромен Роллан, Михаил Шолохов, австралийская писательница-коммунистка Кэтрин Причард. Большинство критиков сходится в том, что талант Жамбыла Жабаева наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны, которую поэт встретил 95-летним аксакалом. В эти суровые годы он написал несколько стихотворений, которые были переведены на русский и положены на музыку.

Однако особое место в военном периоде творчества Джамбула занимает поэтическое послание «Ленинградцы, дети мои!»:

Из глубин казахской земли

Реки нефти к вам потекли,

Чёрный уголь, красная медь

И свинец, что в срок и впопад

Песню смерти готов пропеть

Бандам, рвущимся в Ленинград.

Хлеб в тяжёлом, как дробь, зерне

Со свинцом идёт наравне.

Наших лучших коней приплод,

Груды яблок, сладких, как мед, -

Это всё должно вам помочь

Душегубов откинуть прочь.

Не бывать им в нашем жилье!

Не жиреть на нашем сырье!

Фото из архива Литературно-мемориального музея Ж. Жабаева в селе Жамбыл, Жамбылского района Алматинской области

Фото из архива Литературно-мемориального музея Ж. Жабаева в селе Жамбыл, Жамбылского района Алматинской области

Писатель, главный редактор журнала «Знамя» Всеволод Вишневский, на собственной судьбе испытавший муки блокады, вспоминал: «В самые тяжёлые дни Ленинграда – осень 1941 года – достойнейший Джамбул обратился к нам – защитникам города – с вдохновенным призывом: «Ленинградцы, дети мои!» Без слёз и чувства радостного волнения не могли мы читать это послание. Мы, ощутили, что это письмо так же ценно, как подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы».

Стихотворение Джамбула было напечатано на плакатах, установленных на улицах осаждённой Северной столицы.

Произведения казахского поэта переведены на множество языков, среди которых китайский, английский, чешский, словацкий. Его именем названы улицы и переулки в Санкт-Петербурге, Липецке, Ижевске, Волгограде, Иркутске, Кемерове, Кургане, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Хабаровске, Красноярске. На родине в Казахстане имя поэта носят улицы и площади в Алматы и многих других городах и селах. Улицы, названные в честь Джамбула есть в Киеве, Енакиево, Ужгороде.

Донесение о безвозвратных потерях: сын поэта Алгадай Джамбулов убит в 1943 г. Фото: pamyat-naroda.ru

Донесение о безвозвратных потерях: сын поэта Алгадай Джамбулов убит в 1943 г. Фото: pamyat-naroda.ru

«Имя Джамбула неразрывно связано с историей Великой Отечественной войны, с нашим братством. Этот поэт входит в плеяду самых славных имён нашей общей советской истории, как имена 28 героев-панфиловцев, героев Сталинграда, имена простых солдат и крупнейших военачальников. Народы постсоветского пространства объединяют воспоминания о войне, это наша общая горькая и славная история»,– говорит главный редактор издательства «Художественная литература», вице-президент Академии российской словесности Георгий Пряхин. – «Что касается нашего издательства «Художественная литература», то Джамбул для нас «свой человек». Его стихи у нас неоднократно издавались и в советское время, и позже. Несколько лет назад мы издали очень хорошую, не пафосную, «человечную» книгу «Жамбыл. Биографическое повествование о поэте» Ерлана Сыдыкова, ректора Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева. Наверное, это символично: книгу о судьбе человека, духовно соединившего наши народы, написал ректор Евразийского университета. В ней Жабаев предстает не в «парадном облачении», а как человек со своими пристрастиями, эмоциями, человек, который мог обратиться к блокадным ленинградцам «дети мои», который обращается к своим современникам и людям нынешнего времени. Книга соткана из бытовых деталей, в ней говорится о трагедии Джамбула (его сын погиб на войне), она вызвала интерес, получила несколько премий, хорошо разошлась. Это книга –напоминание о личности поэта, одухотворявшего нашу совместную историю, описавшего наши общие страдания, принесённые войной, в том числе страдания народов братского Казахстана и России. Этот поэт отдал дань молоху войны не только в стихах, но и в жизни. Книга будет представлена на книжном фестивале на Красной площади, кроме того, мы хотели бы издать сборник произведений Джамбула.

Молодым читателям я советую почитать не только военную лирику Джамбула, но лирические стихи о природе, о его родном степном крае», – рекомендует писатель Георгий Пряхин.