Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 января 2022 3:20

Когда нет крыши

Акимат Тараза отказал в помощи многодетной семье, оставшейся без крыши над головой
Галина ВЫБОРНОВА
Беда пришла в дом Мухаббат Алибиевой в тот сумрачный ноябрьский день, когда над городом пронесся невиданной силы ураган.

Беда пришла в дом Мухаббат Алибиевой в тот сумрачный ноябрьский день, когда над городом пронесся невиданной силы ураган.

Беда пришла в дом Мухаббат Алибиевой в тот сумрачный ноябрьский день, когда над городом пронесся невиданной силы ураган. Несколько часов вся ее большая семья, сидя дома, тряслась от страха, прислушиваясь, как за стенами все шумит, свистит, грохочет. А когда уже вечером хозяйка рискнула выглянуть во двор, ее взору предстала жуткая картина: вместо крыши — голые стропила...

Оказывается, это рухнул стоящий на улице электрический столб. От него тянулись провода к наружному счетчику, закрепленному на стене дома Мухаббат, и, падая, столб потянул за собой всю эту держащуюся на честном слове конструкцию вместе... с кровлей.

К утру следующего дня стало ясно, что страшный ветер натворил бед по всему региону — разметанные крыши, поваленные деревья, упавшие заборы — исчислялись сотнями. И то, с каким усердием областные и городские власти приступили к ликвидации чрезвычайной ситуации, вселяло в людей надежду, что без поддержки они не останутся.

Понадеялись на это и Мухаббат со своей дочкой Дильфузой, матерью пятерых несовершеннолетних детей, младшим из которых шесть лет, два года и полгода.

— Нашей семье, живущей на мамину пенсию в 72 тысячи тенге и детское пособие в 23 тысячи, — крышу не поднять, — рассказывает Дильфуза Рузметова. — Соседи посоветовали обратиться в акимат, и я, конечно, помчалась туда — просить помощи. В городском акимате толпилось множество людей, которых, как я поняла, постигла та же участь, что и нашу семью. Всем было предложено написать заявления, что я и сделала, указав в своем обращении, что семья у нас малообеспеченная: я — многодетная мать-домохозяйка, муж — безработный. Мы едва сводим концы с концами, где уж нам восстановить крышу... Обращение наше приняли, сказали, что сначала на мой телефон придет эсэмэска, и потом уже можно будет рассчитывать на какую-то помощь. «В течение двух недель к вам приедет комиссия, — заверил молодой человек в костюме и при галстуке. — И до ее приезда крышу вы не ремонтируйте». — «А вдруг снег выпадет, куда же я с детьми?» — «А вы надейтесь на лучшее!»

Вскоре, и правда, Дильфуза получила сообщение, что заявление ее находится на стадии рассмотрения. А комиссия все не шла. Прошли обещанные две недели, температура воздуха стала минусовой, а стропила над домом № 20 по улице Казахской так и били взор своей удручающей голизной.

И тогда Дильфуза Рузметова снова отправилась в акимат. И там ей, без лишних слов, вручили ответ на ее обращение за подписью заместителя акима города Тараза Асхата Есеналиева. В ответе черным по белому было написано, что «...по бюджетной программе местного исполнительного органа средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера пойдут только на ремонт особо поврежденных многоэтажных жилых домов. В связи с этим удовлетворить ваше заявление об оказании материальной помощи в восстановлении жилого дома не представляется возможным».

— Я понимаю, что очень много домов и социальных объектов пострадало от ветра, но и меня тоже поймите: столб-то ведь не моя принадлежность, — сокрушается хозяйка дома Мухаббат Алибиева. — Если бы электроэнергетики следили за своим оборудованием и не довели его до крайней степени изношенности, то этот старый деревянный столб и не упал бы, и моя крыша осталась бы цела. А теперь вот и в стенах образовались трещины... Мало того, нас еще заставили новый счетчик приобрести и за его установку заплатить. Городские электросети, как и горакимат, в помощи нам отказали.

Пришлось Мухаббат брать в банке кредит, нанимать рабочих, покупать стройматериалы, которые после бурана в одночасье фантастически подорожали, — и самостоятельно делать ремонт. Он ей обошелся в 1 миллион 100 тысяч тенге. Как жить дальше ее многодетной семье с таким сумасшедшим долгом, женщина не представляет. Поэтому Новый год встретила без настроения.

Побывав дома у Мухаббат Алибиевой и увидев воочию приметы того тяжкого положения, в котором оказалась семья, мы позвонили в акимат города Тараза и поинтересовались: неужели нельзя как-то помочь этим бедным людям?

— После разрушительного урагана решением акима Жамбылской области в Таразе и Байзакском районе была объявлена чрезвычайная ситуация местного масштаба, — поясняет руководитель юридического отдела акимата города Тараза Гульшат Айтбаева. — В резервном фонде города имелось 70 миллионов тенге, и столько же нам было выделено из резервного фонда области. Эти средства ушли на ремонт кровель 86 многоэтажных жилых домов, на большее не хватило средств. То есть те граждане, у кого было повреждено менее 50 квадратных метров кровли, к сожалению, остались без помощи. Поэтому и комиссию в эти дома не отправляли — все равно ведь нет средств на ремонт. Из 270 заявлений мы удовлетворили только третью часть. У меня у самой сдуло крышу, и пришлось брать в банке кредит. Ну нет в бюджете денег!..

Вот такая печальная история. Грустят, правда, не все: торговцы вдруг резко подорожавших стройматериалов получили хорошую прибыль. И никакой акимат их не урезонил. И ничего тут не поделаешь: рынок! Капитализм! С нечеловеческим лицом...

Фото Ольги ЩУКИНОЙ