Казахстан
+30°
Boom metrics
Общество16 февраля 2022 3:50

Через комиксы к знаниям?

В Алматы презентовали комиксы, повествующие о знаковых событиях в истории Казахстана
В комиксах отражен период независимости Казахстана.

В комиксах отражен период независимости Казахстана.

Это первое издание подобного рода на территории СНГ.

В комиксах отражен период независимости Казахстана. А также «штрихами» обозначены предшествующие этапы развития государственности — образование Казахского ханства, присоединение к Российской империи, советский период. По задумке авторов проекта комиксы должны привлечь внимание подрастающего поколения к истории в легкой, наглядной форме, надолго запечатлев в сознании некий образ.

— В книге указано, что она предназначена для возраста «12+». На самом деле ее могут читать как дети младшего возраста, так и представители старшего поколения. Каждый запомнит и найдет что-то свое в этих иллюстрациях, — говорит Камилла Хошниязова, менеджер Фонда «BAURZHAN foundation», выступившего инициатором проекта. — У данного жанра большая аудитория в лице молодого поколения, и с каждым годом круг читателей растет. Целью проекта является не только просветительская деятельность, но и поддержка казахстанских художников-иллюстраторов, которым очень важно донести свое творчество до людей. Выбирая темы для иллюстраций, мы консультировались с историками. А также хотели представить на страницах книги тех, кто внес свою лепту в историю современного Казахстана.

Комиксы изданы тиражом 5000 экземпляров на казахском и русском языках. И будут бесплатно переданы в библиотеки, детские дома, общеобразовательные школы Казахстана. Всего в новый формат книги об истории Казахстана вошли 70 лучших иллюстраций, которые рассказывают читателю о знаковых для страны культурных, спортивных и политических событиях. Так, героями новых комиксов стали национальная валюта, достижения Казахстана на Олимпийских играх, строительство города Туркестана, признанные на мировой арене казахстанские артисты и спортсмены, в числе которых Геннадий Головкин, Димаш Кудайберген, Скриптонит и другие. В качестве иллюстраторов были отобраны 20 молодых казахстанских художников, которые в прошлом году стали победителями конкурса иллюстраторов «Тарихым — бүгінім, ертеңім» («История — сегодня, завтра»).

Авторы проекта считают, что комиксы могут говорить и на серьезные темы, а не только в привычном понимании жанра фэнтези. При этом комиксы нарисованы не в едином стиле. Здесь нет главного героя, который путешествует из одной главы в другую. Ведь у каждого иллюстратора свой стиль. Так, для молодого художника из Алматы Ислама Тохтахунова участие в проекте — это собственный вклад в развитие творческой индустрии страны, а также возможность изложить собственный взгляд на историю. Работа Ислама посвящена казахстанскому музыканту Скриптониту, творчество которого не только выделяет пласт актуальных социальных проблем общества, но и является отражением талантливой молодежи Казахстана.

Авторы проекта считают, что комиксы могут говорить и на серьезные темы, а не только в привычном понимании жанра фэнтези.

Авторы проекта считают, что комиксы могут говорить и на серьезные темы, а не только в привычном понимании жанра фэнтези.

Рауан Сайлаубаев, работы которого также вошли в новое комикс-издание, вдохновился историей города Туркестана и его роли в жизни современного Казахстана.

По словам со-организатора проекта, художника Жакупа Оразхана, который на протяжении многих лет занимается популяризацией комиксов в Казахстане, сейчас у этого жанра творчества поиск своей аудитории и своей ниши на рынке страны.

— Сейчас в Казахстане, если говорить начистоту, комиксы — это излишек, без которого можно обойтись, — уверен Жакуп Оразхан. — Однако, как и каждый вид искусства, они займут свою нишу. Комиксы у нас не востребованы, и сейчас говорить о развитии какой-то индустрии в этой сфере невозможно. Скорее есть некоторые единичные «выстрелы». Тем не менее, у нас получается не просто творить для собственного удовольствия в этом жанре, но и зарабатывать. Сейчас мы пытаемся раскачать данное направление, сделать его более массовым, доступным и качественным. За 11 лет существования этого жанра в Казахстане мы научились сначала выживать, потом зарабатывать и теперь пропагандируем и стараемся нести в массы. Комиксы — это лишь вершина айсберга, и ошибка воспринимать их в отрыве от других видов изобразительного искусства.

На вопрос, не перестанет ли молодежь читать, художник уверенно ответил:

— Книгам пророчили смерть еще много лет назад. Но мы видим, что сейчас продажи книг увеличиваются. И современная молодежь много читает. Поэтому популярность комиксов вырастет до определенной степени. Найдет свою аудиторию и будет мирно сосуществовать с классическими книгами. Ни в коем случае они не вытеснят ни книги, ни кино, ни мультфильмы. Надеюсь, что со временем у нас будет еще одно направление индустрии.

Книгам пророчили смерть еще много лет назад. Но мы видим, что сейчас продажи книг увеличиваются.

Книгам пророчили смерть еще много лет назад. Но мы видим, что сейчас продажи книг увеличиваются.

«Комсомолка» решила узнать мнение психолога, что влияет на систему формирования образов у ребенка?

компетентное мнение

Евгения ЛУШНИКОВА, психолог, педагог:

Евгения ЛУШНИКОВА.

Евгения ЛУШНИКОВА.

— Способность самостоятельно мыслить и делать осознанный выбор у человека формируется с детства. И закладывают эту основу мировосприятия родители своим собственным примером. Как правило, первые образы, которые наполняют и напитывают ребенка, — это образы мамы и папы. Потом сюда подключается социум — садики, различные секции и кружки, педагоги, тренеры, школа, двор и так далее. Но первые носители знаний — родители. Очень важно, чтобы ребенок понимал и видел практическую реализацию знаний. И тогда на их основе он может размышлять, анализировать, делать выводы. Например, читать сказки детям на ночь можно по-разному. Можно просто прочитать, пожелать спокойной ночи и с чувством выполненного долга удалиться. А можно вместе размышлять, рассуждать, почему герой поступил так или иначе, сопереживать ему, спрашивать, как бы ребенок поступил на его месте, и так далее. И тогда помимо проторенной сказочной дорожки вы поможете ребенку открыть еще более яркий мир его чувств и размышлений, соприкоснуться с самим собой.

Очень важно сознание ребенка наполнять возвышенными, духовно-нравственными образами и ценностями, чтобы у него было стремление достичь чего-то важного в своей жизни. Образование — это означает напитать живыми образами. Иначе ребенок будет довольствоваться только тем, что «на поверхности» зацепит его ум и чувства. Популярные в тик-токе короткие клипы — как раз об этом.

Каких-то единых рецептов, как «по-быстрому» сформировать у ребенка альтернативное сознание и защитить от клипового восприятия, — такой панацеи нет. Это долгосрочный процесс, который начинается с детства. И практически это можно реализовать через семейные традиции — вместе читать, обсуждать, делиться мудростью, искать смыслы в тех или иных историях, сказках, притчах, а по мере взросления — и в различных жизненных ситуациях. Встречи с интересными людьми, совместные прогулки и походы, совместное творчество — все это передает детям вкус счастья. Ребенок увидит, что реальная жизнь насыщеннее и интереснее, чем сидеть в тик-токе или наблюдать за чужой жизнью в инстаграме. Если родители сами не читают, не развиваются, не углубляют отношения, а зависают в гаджетах, то сложно ждать чего-то другого от детей.

Подводя итог, можно сказать, что родителям важно самим постигать и углубляться в понимание духовно-нравственных ценностей, поселять в своем сердце настоящие, глубокие, возвышенные образы. А затем применять их на практике, воплощая через семейные традиции.