Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
В мире30 марта 2022 3:25

Нефтяная карта мира

С терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) отправились первые танкеры с нефтью
С терминала КТК отправлен танкер Seavoyager (под флагом Мальты) этим утром. Сейчас на терминале КТК стоит танкер Nissos Tinos — ждет загрузки.

С терминала КТК отправлен танкер Seavoyager (под флагом Мальты) этим утром. Сейчас на терминале КТК стоит танкер Nissos Tinos — ждет загрузки.

Фото: pixabay.com

Об этом сообщил Telegram-канал Energy Monitor, информацию подтвердили в Министерстве энергетики Казахстана.

— С терминала КТК отправлен танкер Seavoyager (под флагом Мальты) этим утром. Сейчас на терминале КТК стоит танкер Nissos Tinos — ждет загрузки. На подходе к морскому терминалу находятся еще два нефтетанкера: Christina (флаг Греции) и Captain A. Stellatos (Маршалловы острова), — говорится в сообщении.

Ранее министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сообщил о запуске одного из выносных причальных устройств (ВПУ-1) 25 марта.

— Подадут танкер, и это, в принципе, нас спасает от значительных потерь в добыче, — сказал министр на брифинге.

Болат Акчулаков подтвердил, что в этом случае танкеры встанут на погрузку, и на ВПУ-2 и ВПУ-3 завершат ремонт в течение трех недель.

Напомним, на ВПУ-3 случилась авария, которая привела к полной остановке работы. На ВПУ-2 тоже наблюдались перебои и аварийная ситуация, что также привело к отключению установки.

Протяженность нефтепровода КТК составляет 1,5 тыс. км. Он является основным маршрутом транспортировки нефти из РК: на него приходится более 80% экспорта казахстанской нефти в Европу. В 2021 году план прокачки нефти по КТК составлял 67,5 млн. тонн.

Альтернативы нет?

— Альтернативы КТК нет, и она не может появиться в скором времени, — заявил глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Альтернатива — это не только вопрос времени. Эксперт перечислил причины, почему в свое время акционеры консорциума КТК, в числе которых крупнейшие мировые нефтегазовые компании, сделали ставку на маршрут, пролегающий через территорию России.

Во-первых, полуторатысячный нефтепровод пролегает по суше и нет нужды и лишней «головной боли» относительно дополнительных действий по перевалке сырья. Трубопровод напрямую ведет к открытому порту на Черном море. Экономия на транспортировке углеводородов — аргумент весьма привлекательный. А бизнес умеет считать деньги.

— Во-вторых, КТК — это большие перспективы. Сейчас пропускная способность трубопровода составляет 67 млн. тонн в год. В настоящее время КТК реализует программы по устранению узких мест нефтепровода (ПУУМ) стоимостью 600 млн. долларов США. Этот проект позволит обеспечить транспортировку нефти по КТК до 83 млн. тонн в год и должен завершиться до конца будущего года, как раз к запуску проекта будущего расширения на Тенгизе, — сказал Жумагулов.

Эксперт приводит сравнительные затраты логистики нефти, опираясь на данные нефтяного аналитического агентства Argus. Так, предлагаемый ныне многими специалистами маршрут Актау — Баку — Джейхан при текущей перевалке стоит от 49,6-55,5 доллара США. Это дороже на 10-17 долларов, чем по трубопроводу КТК.

Однако другие эксперты придерживаются иного мнения и считают, что альтернатива КТК есть. Так, аналитик по нефтегазовым проектам Олег Червинский считает, что в условиях практически полной остановки главной экспортной артерии Казахстана — нефтепровода КТК, по которому транспортировалось около 80% добываемой в стране нефти, экстренным спасением для Кашагана и Тенгиза явилось бы перенаправление части потоков на Баку.

— Специалисты знают, что еще в начале 2000-х годов в недрах Министерства энергетики был разработан проект Казахстанской Каспийской системы транспортировки (ККСТ), решающий задачу диверсификации экспортных потоков. Он предполагал строительство на побережье Каспийского моря нефтеналивных терминалов, откуда нефть доставлялась бы в Азербайджан и далее уходила на мировые рынки по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, — считает Червинский.

Критическая отметка

Запасы нефти на крупнейшем хабе в Кушинге в Оклахоме упали до самого низкого сезонного уровня с начала сланцевой революции в США. Это может привести к повышенной волатильности и резкому росту цен на нефть.

На прошлой неделе котировки «черного золота» снова перешли к росту после того, как Европейский союз дал понять, что обдумывает санкции, направленные против российской энергетической отрасли.

Согласно статистическим данным, запасы сырой нефти в Кушинге с начала года сократились примерно на 13 млн. баррелей и на прошлой неделе составили 24 млн. баррелей, что является самым низким показателем с момента начала крупномасштабной добычи сланцевой нефти в стране. Но это еще не все. Исходя из текущих тенденций цен на нефть, большая часть запасов Кушинга используется на нефтеперерабатывающих заводах, а другая — для трубопроводных поставок.

Соответственно, эти объемы WTI не могут быть использованы для физической поставки по биржевым фьючерсным контрактам, а это означает, что поставки могут быть даже более ограниченными, чем считалось ранее.

Бурение в Северном море

Нефтегазовые компании Великобритании обратились к правительству с просьбой пересмотреть режим разрешений на бурение в Северном море, чтобы увеличить добычу нефти, пишет The Telegraph.

Торговая группа Offshore Energies UK (OEUK) заявила, что «быстрые и надежные» решения о лицензировании — это то, что необходимо для поощрения инвестиций и бурения.

Согласно последним данным OEUK, в прошлом году в Северном море было добыто достаточно газа, чтобы удовлетворить около 38% потребностей Великобритании и более 80% потребления нефти.

В отрасли считают, что для ее развития необходимы существенные инвестиции, иначе перспективы будут мрачными.

— В нефтегазовые проекты предусматривается 21 млрд. инвестиций, и только 6 млрд. из них фактически выделены, — заявила исполнительный директор OEUK Дейдра Мичи. — Такие проекты, как Cambo, Jackdaw (два крупных месторождения в Северном море. — Прим. авт.), действительно должны быть реализованы, иначе добыча рухнет в 2030 году.