Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Общество30 марта 2022 3:45

Концепт по заявкам

-
Дело это, безусловно, благородное, крайне нужное и весьма нелегкое.

Дело это, безусловно, благородное, крайне нужное и весьма нелегкое.

В минувшую пятницу в столице собрались за круглым столом высоколобые эксперты, вознамерившись научить как профессионалов с учеными степенями по психологии и педагогике, так и любителей, которых профессионалы с едва уловимым оттенком снисхождения именуют «родительской общественностью», мудреной науке воспитания юной поросли.

Академики елбасы

Дело это, безусловно, благородное, крайне нужное и весьма нелегкое. В этом лишний раз убедились все, кому довелось послушать собравшихся в Нур-Султане «рыцарей» круглого стола. Это нам — наивно-самонадеянным представителям той самой родительской общественности — кажется, что главное — вырастить своих детей умными, целеустремленными, человечными и при этом — по возможности успешными. Ну, иначе говоря, такими, чтобы все у них было, а им за это ничего не было. Но собравшиеся за пятничным круглым столом определенно не разделяют столь вульгарно-упрощенного подхода. Они вознамерились «родить» базовую концепцию воспитательного процесса.

Вот, например, цитата из спича Алины Хаматдиновой — не абы кого, а целого управляющего директора корпоративного фонда «Академия Елбасы», существующего по сей день с 2019 года: «Если в стратегических документах не будет мнений экспертов, лидеров отрасли и участников, то они не будут ориентированы на целевые группы населения. В рамках концепции нужно четко понимать, что основным благополучателем результатов этого документа будет сам ребенок. Современные методы воспитания в глобальном мире говорят о том, что в воспитании должны принимать участие не только школа и учитель, должна быть и родительская ответственность».

Кто бы мог подумать? Мы-то грешным делом уверовали, что школа (желательно, платная и частная) воспитает и научит, а мы уж поднатужимся и заплатим. А тут вдруг выясняется, что это только лишь тактика (и то порочная), а стратегии до сих пор не было и нет. По словам Алмагуль Канагатовой, заявленной на круглом столе в качестве общественного эксперта, инициатора независимой рабочей группы по обсуждению проекта концепции, роль в воспитании не сводится только к школе, это ответственность и общества в целом, и родителей. Она пояснила, что «задача, которая стоит перед экспертами сейчас, — собрать весь опыт и знания в один общий документ, который будет понятен и школьнику, и учителю, и родителю».

Эксперименты на выживание

Задача, прямо скажем, грандиозных масштабов и... абсолютно невразумительной практической перспективы. Ведь если озаботиться собирательством всего лучшего педагогического опыта за историю человечества, то придется признать: наша современная школа в этом ряду выглядит, мягко говоря, не слишком убедительно. Об этом красноречиво свидетельствуют не самые лучшие результаты отечественных школяров в международном рейтинге PISA. Есть мнение, кстати, что этому способствовали многолетние «эксперименты на выживание», каковые ставили на отечественном просвещении отраслевые министры последнего десятилетия. А в итоге в наших школах появились новомодные «ноу-хау», но стремительно исчезает привычная для прежних времен атмосфера дружелюбия, взаимовыручки, да что там!.. элементарного комфорта. Ленты информ-агентств практически ежедневно приносят сообщения о буллинге, драках между детьми, моральном и физическом прессинге учеников со стороны учителей, отсутствии во многих школах элементарных условий для того, что принято называть «полноценным образовательным процессом».

— Можно много раз говорить на уроках, что у каждого есть права, что человек это высшая ценность, но когда ребенок заходит в туалет и видит, что там нет туалетной бумаги, или когда он приходит в класс, выражает свое мнение, и за это на него кричит учитель, занижая оценки, он чувствует фальшь. Он понимает, что ценности, которые транслирует школьная система образования, предаются, — резонно заметила на все том же круглом столе Халида Ажигулова, доктор права PhD, директор Центра исследования прав человека, инклюзии и гражданского общества.

С этими, как говаривал классик пролетарской литературы Горький, «свинцовыми мерзостями жизни» не поспоришь. Как и с переполненными классами во многих школах даже столицы и Алматы, далеко еще не редкой в наших палестинах трехсменкой, дефицитом квалифицированных учителей-предметников.

Пиши, за заумного сойдешь!

Зато в заумных и пафосных «концептуальных документах» о том, как организовать воспитательный процесс, недостатка нет. Возьмем для примера один из них — «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ». Отдельные пассажи этого программного документа, утвержденного приказом отраслевого министра в 2019 году, достойны резца скульптора-монументалиста.

«Контент Концептуальных основ воспитания учитывает шесть направлений модернизации общественного сознания: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания, определенных программной статьей главы государства Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», — читаем уже в преамбуле. Далее по идее должны конкретизироваться цели, задачи и инструменты достижения результатов по обозначенным шести направлениям. Однако в соответствующем разделе читаем:

«Задачи:

1) актуализация социальной значимости обновления содержания воспитания детей, подростков в рамках основных направлений программы «Рухани жаңғыру»: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания;

2) определение целей, задач обновленного содержания воспитания в рамках основных индикаторов программы «Рухани жаңғыру» с учетом мировых тенденций развития обучения и воспитания (глобализации, интернационализации, интеграции, гуманизации, компьютеризации, цифровизации, SMART- и STEM-образования), новейших достижений педагогической науки в области воспитания, основных положений современных зарубежных и отечественных концепций воспитания обновленного содержания среднего образования РК, методологических основ и принципов воспитания с учетом прогрессивного опыта АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее — НИШ), «Назарбаев университет»;

3) обеспечение совместных действий обучающихся и их семей, школы, государства, общественных организаций детского гражданского общества и личности обучающегося в целостном воспитательном процессе на основе современных приоритетных общечеловеческих, национальных и этнокультурных ценностей;

4) усиление в содержании воспитания детей и молодежи системы интеграции с реалиями современности, а также деятельностного компонента, детскими и молодежными социальными инициативами, обусловливающими реальный социально значимый результат.

Объект: целостный педагогический процесс организаций образования всех уровней системы образования страны.

Основные механизмы реализации: Концептуальные основы воспитания являются основанием для организационно-управленческого, информационного обеспечения воспитательного процесса, социального партнерства».

Но самое поразительное в том, что эта высокопарно бессодержательная чушь повторяет (местами чуть ли не дословно!) другой подобный трактат — «Концептуальные основы воспитания, — утвержденный, опять же, приказом министра образования и науки четырьмя годами раньше — в 2015-м. От обильного цитирования этого шедевра чиновно-дидактической мысли я, пожалуй, воздержусь: желающие могут насладиться им, загуглив. Впрочем, не могу отказать себе в удовольствии предложить читателям один пассаж: «В системе образования Казахстана реализуется программа нравственно-духовного образования «Самопознание» (автор идеи Программы — С.А. Назарбаева), имеющая позитивный метапредметный и воспитательный потенциал. Программа охватывает все сферы воспитательной работы в организациях образования и при должной ее реализации будет выполнять роль сильного катализатора механизмов возрождения национальных и общечеловеческих ценностей в их единстве. Основанная на многовековом опыте народной педагогики с использованием вдохновляющих идей самых современных воспитательных теорий, программа нравственно-

духовного образования «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве (далее — НДО). Она обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном воспитании детей и учащейся молодежи. Данная программа, основанная на вечных общечеловеческих ценностях, способствует воспитанию достойных граждан, обладающих благородным характером, нравственными качествами, и является ведущим механизмом реализации Концептуальных основ воспитания». Как говорится в таких случаях, комментарии излишни...

Не повторить пройденное

В связи с этим возникает резонный вопрос: не наступят ли собравшиеся в прошлую пятницу «новые концептуалы» на старые грабли своих предшественников? Судя по прозвучавшим заявлениям, среди «рыцарей» круглого стола согласия пока нет. Один из них высказался в том смысле, что «в условиях нынешней геополитической турбулентности» главное — не конкурентоспособность подрастающего поколения, а «умение держать удар». Другой же заявил буквально следующее: «Конкурентоспособность нации зависит не от военных достижений, амбиций различных политиков, она зависит от того, насколько люди чувствуют свое единство и могут реализовать весь свой потенциал».

Подобных банальностей и откровенных трюизмов было произнесено великое множество. Так что о качестве «готового продукта остается только догадываться. В связи с этим «Комсомолка» предлагает читателям поделиться с редакцией опытом «неконцептуального» воспитания своих собственных детей. Наиболее интересные истории мы обещаем обнародовать на страницах нашей газеты. Глядишь, наши читатели помогут высоколобым концептуалам явить наконец миру не набор барабанных фраз, а нечто общественно полезное — эдакий концепт по заявкам трудящихся. Присылайте ваши истории на электронный адрес — komskz@mail.ru