Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Политика16 марта 2022 3:20

Встречное движение

Проблема публичности, открытости власти в центре и на местах была и остается одной из самых актуальных для Казахстана
Аким Шымкента вывел чиновников в народ. Фото: otyrar.kz

Аким Шымкента вывел чиновников в народ. Фото: otyrar.kz

Неслучайно 3 марта, через неделю после начала «военной спецоперации» России в Украине, президент нашей страны подписал указ «О проведении встреч акимов с населением».

Конец «бронзового века»?

Очевидно, что этот указ можно считать первой заявкой на «вскрытие» очередного — четвертого, если не изменяет память, пакета политических реформ, провозглашенных главой государства. В контексте украинских событий это выглядит своего рода сигналом местным элитам: будьте ближе к народу, не отрывайтесь от земли, ибо «забронзовевшая» власть не в состоянии адекватно реагировать на вызовы — внутренние и тем более внешние. В этом, кстати, мы имели возможность убедиться в январе, когда крупнейший мегаполис страны пережил несколько дней полного паралича власти, стоившего в итоге кресла его акиму.

Вообще, надо признать: акимовский корпус с самого своего возникновения был некой «вещью в себе», жившей по собственному неписанному уставу. Правительство — пусть формально, процедурно, но всегда пребывало между президентским молотом и парламентской наковальней, депутатский корпус имел в своем арсенале во многом ритуальные, но все же рычаги влияния на исполнительную власть. Акимы же, де-юре составляя вертикаль этой власти, де-факто зависели только от Ноль Первого — недаром с легкой руки одного яркого парламентария 90-х их стали величать «региональными президентами».

Назначение и снятие «удельных князьков» традиционно никак не зависело от настроений в местных сообществах и производилось исключительно по «высшей воле». Неудивительно, что «президенты местного розлива» чувствовали себя калифами — пусть зачастую на час — и практически не снисходили до нужд простых смертных.

Отчитался — и спи спокойно

Хотя справедливости ради стоит сказать: попытки вернуть акимов с небес на землю в последние полтора-два десятка лет предпринимались не однажды. Еще в 2005 году Нурсултан Назарбаев подписал указ «О проведении отчетных встреч руководителей местных исполнительных органов с населением», акимам всех уровней было поручено «ежегодно в течение первого квартала проводить отчетные встречи с населением». С тех уже довольно давних пор бастыки разного калибра собирали в специально подготовленном и заранее оцепленном местной полицией здании таких же специально отобранных и заранее проинструктированных «представителей общественности, которым предлагалось дежурное блюдо — доклад акима о проделанной в области (городе, районе, сельском округе — нужное подчеркнуть) титанической работе. После чего отдельные благодарные слушатели обрушивали на голову родного акимушки поток елея, не забыв между делом обратить внимание уважаемого «басеке» на «отдельные недостатки», списком каковых ораторов заботливо снабжали чиновники, ответственные за организацию «общения с народом».

На таких «народных вече» традиционно присутствовали представители вышестоящих инстанций, усердно фиксировавшие происходящее, дабы потом подготовить «наверх» аналитические записки. Каковые клали под сукно, чтобы извлечь на свет божий в «нужный момент», когда у местного «президента» истекал «срок годности». Как правило, акимы, записанные в число «просроченных», получали негативную прессу еще накануне «хождения в народ», а после тихо снимались с должности с роковой формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Чаще всего свергнутые князьки назначались в сенат (конец карьере) или в мажилис (промежуточный этап перед новым назначением).

Чтоб рейтинг стоял и кредит не иссякал!

Так продолжалось до начала 2013 года, когда карьерная судьба акимов областей попала в прямую зависимость от...статистики, а точнее — от так называемых «ежегодных рейтингов социально-экономического и индустриально-инновационного развития столицы, города республиканского значения, областей, городов областного значения и районов». «Эти рейтинги должно было составлять Агентство по статистике (им тогда руководил, кстати, нынешний премьер Алихан Смаилов) — напоминает политолог Данияр Ашимбаев. — Особо оговаривалось, что «снижение показателей социально-экономического и индустриально-инновационного развития столицы, города республиканского значения, областей, городов областного значения и районов два и более года подряд является основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарной ответственности соответствующих акимов». Однако эта новация приказала долго жить, едва родившись.

Вместо столь важного требования появилась ни к чему не обязывающая формулировка: «Администрации президента обеспечить проведение заинтересованными госорганами анализа уровня и динамики социально-экономического и индустриально-инновационного развития регионов на основе статистических данных».

Любопытно, что идея рейтингов была введена и отменена в период, когда куратором региональной политики в АП был Габидулла Абдрахимов.

Тот самый, заметим в скобках, что позже дважды становился рулевым Шымкента и был изгнан с капитанского мостика южного мегаполиса в 2020 году (уже при президентстве Токаева) с унизительной формулировкой «за исчерпание кредита доверия». К слову, «зын-аким» Абдрахимов часто и охотно появлялся на публике, всякий раз веселя честной «техасский» народ перлами вроде призыва к мужчинам «воспитывать своих жен». Как бы то ни было, а именно «некредитоспособный» Абдрахимов вошел в историю как один из самых публичных и ярких акимов...

Публичность — заложница процедуры

Именно с узнаваемостью, с тем, что называется «народной поддержкой», у акимов дела обстоят не слишком хорошо. Ежемесячные рейтинги глав областей, до недавнего времени регулярно публиковавшиеся в печати, давали представление о чем угодно — от частоты контактов с высшим руководством страны до количества торжественных мероприятий с участием акима — только не о реальной популярности акимов у населения своих регионов. А дежурные «отчетные встречи с жителями», на которые этих самых жителей пускали по принципу «чужие здесь не ходят», народной любви бастыкам явно не добавляли.

К тому же с 2016 года действовал указ «О проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений», окончательно превративший «общение» власти с народом в чисто формальную процедуру — многоступенчатую и сложную. Вот как пишет об этом политолог Ашимбаев: «Отчеты остались ежегодными (в течение I квартала); в перечень вопросов, по которым проводится отчет, добавились «достижение ключевых показателей программ развития территорий» и «процесс формирования проектов местных бюджетов в части определения приоритетов социально-экономического развития региона». К подготовке и проведению отчетов руководителей были задействованы общественные советы.

Кроме того, поручалось не менее чем за 10 календарных дней до даты проведения отчетов публиковать в печатных СМИ и на официальных интернет-ресурсах графики проведения отчетных встреч и информацию о способах направления вопросов и предложений населения к предстоящим отчетам; не позднее 10 календарных дней со дня завершения отчетных встреч обеспечить размещение на официальных интернет-ресурсах отчетов и перечня проблемных вопросов, поднятых населением на отчетных встречах, с указанием сроков принятия соответствующих мер по их решению; информацию о ходе решения проблемных вопросов, поднятых населением на отчетных встречах, ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, размещать на официальном сайте.

На правительство, помимо прежних задач, были возложены подготовка и утверждение типовых форм отчета, а также графика проведения отчетов».

Аким, повернись к человеку!

После смены главы государства в 2019 году были предприняты попытки поставить акимов в прямую зависимость от «воли народа». В своем первом президентском послании Касым-Жомарт Токаев предложил (именно «предложил», а не распорядился) проводить регулярные социологические замеры оценки населением деятельности акимов городского и районного уровней. При этом, по мнению главы государства, если уровень негативных оценок превышает 30 процентов, то есть повод для «оргвыводов» как в отношении самих таких акимов, так и их начальников областного уровня. Однако эта президентская инициатива была «благополучно» забыта. А потом грянула пандемия, и верховной власти стало совсем не до «демократии»...

И вот теперь предпринята очередная попытка повернуть власть лицом к народу. Что же отныне ждет акимов и акимчиков? Областным «губернаторам» придется чаще наведываться «в глубинку». Акимы областей должны проводить раз в полугодие не менее одной выездной встречи в каждом районе и городе областного значения, акимы мегаполисов — ежеквартально не менее одной выездной встречи в каждом районе города, акимы района — ежеквартально не менее одной выездной встречи в каждом селе, поселке, сельском округе, городе районного значения, акимы городов областного и районного значения, сельского округа — ежеквартально не менее одной выездной встречи в каждом районе (микрорайоне), селе, поселке, входящем в состав города, сельского округа; акимы села, поселка, района в городе — ежеквартально не менее одной встречи. Короче, у всех казахстанцев — от жителей мегаполисов до сельчан из медвежьих углов — появится шанс не только запомнить своих начальников в лицо, но и поговорить с ними по душам, а если повезет, то и «поручкаться». Но самое интересное в том, что акимы теперь обязаны «проводить по требованию населения и при необходимости встречи с населением вне календаря; обеспечивать с учетом технических возможностей проведение встреч с организацией онлайн-трансляций с обязательной возможностью комментирования населением на официальных аккаунтах в социальных сетях, а также при необходимости видеоконференцсвязи; проводить не более одной четверти от запланированного для встречи времени с презентацией доклада, остальную часть времени — в формате «вопросы-ответы».

Указ на вылет

Звучит обнадеживающе. Вот только неясно, к чему приведет. Ведь теперь каждый, по существу, шаг вчерашних «региональных президентов» может стать поводом для их публичной критики, а следовательно — для тех самых «оргвыводов» со стороны президента страны. Так что акимам всех калибров придется не только чаще встречаться, но и активнее действовать на опережение — не дожидаясь команды с верхних уровней «исполнительной вертикали». У всех ли хватит на это веса, ресурсов, креатива... да и просто смелости?

С другой стороны, на примере экс-акима Алматы Бакытжана Сагинтаева президент Токаев продемонстрировал готовность принимать кадровые решения, так сказать, с подачи общественного мнения. Хотя не исключено, что в том конкретном случае не это мнение было решающим...

Так или иначе, со вступлением в силу указа от 3 марта Касым-Жомарт Кемелевич получает прекрасный, а главное — вполне себе демократичный инструмент для регулярной «прополки» акимовской грядки. По замыслу Акорды это должно укрепить социально-экономическую устойчивость государства, что в контексте событий «за околицей» страны выглядит совсем не лишним.