Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Политика18 марта 2022 3:30

Касым-Жомарт ТОКАЕВ: «Мы должны искоренить искусственные монополии в экономике и политике»

Послание президента «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» имеет особое значение, поскольку его содержание и масштабы выходят за рамки одного года
Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан.

Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан.

Фото: пресс-служба Акорды

«КП» предлагает основные тезисы из речи главы государства.

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕЗИДЕНТА

— Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому для ближайших родственников президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Считаю, будет вовсе не лишним закрепить данную норму в Конституции.

— Сверхконцентрация власти президента также выражается в избыточном количестве его полномочий. Глава государства имеет право отменять или приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения. Эта норма способствует укоренению излишней практики «ручного управления» и снижает самостоятельность местных исполнительных органов. Более того, сейчас президент обладает правом снимать с должности районных и даже сельских акимов. Такие законодательные положения нужно упразднить.

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ

— Последовательно сокращая полномочия президента, нам предстоит значительно укрепить роль Парламента и тем самым повысить институциональную устойчивость государства.

— Президентскую квоту в Сенате следует рассматривать не как средство контроля, а в качестве механизма учета голосов и мнений социальных групп, слабо представленных в Парламенте. Поэтому мною принято решение о сокращении президентской квоты в Сенате с 15 до 10 депутатов. Причем, пять из них будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана, а не избраны ею, как это происходит в настоящее время.

— Мы упраздним квоту АНК в Мажилисе, что, на мой взгляд, правильно и с политической, и с юридической точек зрения. Эта квота переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. Соответственно, общее количество депутатских мест в Мажилисе уменьшится. Как говорится, лучше меньше, да лучше.

— Считаю целесообразным ввести норму, предполагающую право Сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Следовательно, именно Мажилис наделяется правом принимать законы.

— Необходимо усилить парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Для этого предлагаю преобразовать Счетный комитет в Высшую аудиторскую палату, председатель которой должен два раза в год отчитываться перед депутатами нижней палаты.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

— Ключевая цель политической модернизации страны — повышение роли граждан в управлении государством, в том числе через электоральные процессы.

— Депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по следующей схеме: 70% — на пропорциональной основе и 30% — на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.

— Вместе с тем в районах и городах, где требуется тесное взаимодействие депутатов с гражданами, предлагаю полностью перейти на мажоритарную систему. Это создаст на местах более конкурентную политическую среду и откроет дополнительные возможности для появления новых авторитетных политиков.

— Связь депутатов с избирателями также упрочит переход к императивному мандату. Это дополнительный рычаг влияния на народных избранников, потому что появится возможность их отзыва в случае ненадлежащего исполнения предвыборных обещаний.

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

— Курс на построение Нового Казахстана исходит из необходимости обеспечения честной и свободной политической конкуренции.

— Процедуры регистрации партий будут значительно упрощены. Регистрационный порог следует снизить в четыре раза — с 20 до 5 тысяч человек.

— Минимальная численность региональных представительств уменьшится в три раза — с 600 до 200 человек. Почти на треть, с 1000 до 700 человек, сократится минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫБОРНОГО ПРОЦЕССА

— Во многих странах расширяются альтернативные формы голосования, в том числе электронное, досрочное, дистанционное, многодневное. Поэтому нужно изучать лучший мировой опыт и в случае необходимости постепенно внедрять его.

— В эпоху бурного развития коммуникационных технологий большое значение имеет активность кандидатов и партий в социальных сетях. Но действующим законодательством агитация в соцсетях не регламентирована. Несмотря на это, во время электоральных кампаний она так или иначе велась. Чтобы устранить это упущение, предлагаю нормативно разрешить агитацию в социальных сетях, закрепив соответствующие регламенты и правила.

— В целях исключения вероятности двойного голосования, а также голосования на любом участке необходимо рассмотреть целесообразность формирования единой электронной базы избирателей.

— Для того, чтобы не допустить влияния отдельных лиц на ход выборов, требуется установить предельные размеры пожертвований в избирательные фонды. Учитывая эти факторы, общее нарастание различных гибридных угроз в мире, в том числе с применением избирательных технологий, следует на законодательном уровне принять действенные меры для недопущения какой-либо возможности иностранного вмешательства в выборы в нашей стране.

УСИЛЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ИНСТИТУТОВ

— В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями. В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона. Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

— Расширить гражданское участие в отправлении правосудия позволяют суды присяжных. В Казахстане присяжные заседатели могут выносить вердикт только по особо тяжким преступлениям. Я считаю, мы должны пойти дальше и расширить категории дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СМИ И УКРЕПЛЕНИЕ РОЛИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

— В современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации.

— Представляя собой эффективный канал коммуникации между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать насущные проблемы. Но делать это нужно с большой гражданской ответственностью, работать не по заказам извне, способствуя поляризации нашего общества, и не за теневые гонорары, участвуя в скрытой борьбе политических кланов.

— Убежден, что дальнейшие демократические преобразования невозможны без независимых и ответственных средств массовой информации. По-этому необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы.

— Необходимо более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого прежде всего нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов. Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого являются великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе. Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства. Поэтому вместо успешно выполнившего свои задачи Национального совета общественного доверия предлагаю создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ

Меняя систему выборов и порядок формирования Парламента, необходимо учитывать административно-территориальное устройство.

— В первую очередь предлагаю образовать Абайскую область, центром которой станет город Семей.

— На территории прежней Жезказганской области следует образовать Улытаускую область. Город Жезказган вновь станет областным центром. Улытауский регион, находящийся в самом центре необъятных просторов Казахстана, занимает особое место в нашей истории. Здесь проходили великие собрания, на которых принимались судьбоносные для народа решения.

— Много вопросов и в отношении Алматинской агломерации. Жители области в основном проживают в пригородах Алматы. При этом из Талдыкоргана непросто решать проблемы Узынагаша или, например, Талгара. Учитывая эти и другие обстоятельства, предлагаю разделить данную область на Жетысускую и Алматинскую. Центром Алматинской области станет Капшагай, а Жетысуской — Талдыкорган.

— Мы продолжим укрепление национального самосознания, возвращая исконные географические названия и возрождая память о наших великих деятелях. Например, город Капшагай тесно связан с выдающейся личностью в истории нашего народа — Динмухамедом Кунаевым. И если общественность предложит назвать этот город его именем, я поддержу такую позицию.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

— Надо понимать, что сильная система местного самоуправления — это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте.

— В рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления.

— Нужно кардинально пересмотреть систему финансирования регионов. В настоящее время сельские округа полностью зависят от вышестоящих акимов и получают поддержку по остаточному принципу. С учетом введения выборности акимов целесообразно внедрить механизм прямого финансирования органов местного самоуправления в соответствии с передовой международной практикой.

— Требуется также существенно расширить базу их собственности. Обладая существенными ресурсами, они смогут реально влиять на ситуацию и нести ответственность. В противном случае это просто имитация, а не самоуправление.

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРАХ

— Казахстан столкнулся с беспрецедентными в нашей современной истории финансово-экономическими трудностями, связанными с резким обострением геополитической ситуации. Но причин для паники все же нет. У нашей страны есть все необходимые резервы и инструменты для преодоления масштабного кризиса.

— Прежде всего нужно обеспечить устойчивость национальной валюты. Это ключевой фактор нашей экономической безопасности.

— Нестабильность на валютном рынке связана с паникой, выводом капитала, «серыми» трансграничными денежными перетоками. Поэтому в финансовой сфере требуется снизить повышенный спекулятивный спрос, возникший, в том числе, из-за активности покупателей извне.

— Следует проработать вопрос увеличения продаж экспортной валютной выручки компаниями с государственным участием. Жду, что частные недропользователи тоже обеспечат продажи своей валютной выручки.

В рамках исполнения своих договорных обязательств банки второго уровня должны осуществлять контроль и мониторинг приобретения валюты их клиентами.

— В сложившейся крайне нестабильной международной обстановке огромное значение приобретает обеспечение продовольственной безопасности страны. На этом фоне на первый план выходит качественное проведение посевной кампании. Однако многие фермеры, насколько мне известно, еще не готовы к севу. Правительству и акиматам требуется взять эту работу под особый контроль. Нужно обеспечить аграриев необходимым объемом горюче-смазочных материалов по приемлемым ценам.

— Для предотвращения дефицита и бесконтрольного подорожания продовольствия надо проработать вопрос закупа сельскохозяйственной продукции в государственные стабилизационные фонды по форвардным ценам.