Казахстан
+13°
Boom metrics
Общество11 мая 2022 10:25

Лето — это маленькая жизнь!

Разговор с организатором форума студенческих педагогических отрядов Ботагоз Алдонгаровой.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Главная цель cлет-форума студенческих педагогических отрядов - возрождение и популяризация уникального опыта работы вожатых советских пионерских лагерей.

Главная цель cлет-форума студенческих педагогических отрядов - возрождение и популяризация уникального опыта работы вожатых советских пионерских лагерей.

Накануне летних каникул в предгорье Алматы прошел cлет-форум студенческих педагогических отрядов. Главная цель — возрождение и популяризация уникального опыта работы вожатых советских пионерских лагерей. Так как время показало: ничего лучшего для летнего школьного отдыха с тех пор не изобретено. О том, как прошел слет, рассказала инициатор проекта, известная радиоведущая и, наконец, просто «комсомолка-спортсменка-красавица» Ботагоз Алдонгарова (на фото).

Ботагоз Алдонгарова

Ботагоз Алдонгарова

— Идея провести слет именно в таком формате возникла во время моей встречи с председателем Союза детских и пионерских организаций Казахстана Бахытом Абильхаировичем Жанабаевым, — говорит Ботагоз. — Мы решили не просто посвятить слет-форум подготовке вожатых к летнему сезону лагерей, но и отметить таким образом столетие пионерской организации. Многие участники встречи говорили о том, что за годы независимости Казахстана, увы, так и не появилось равноценной организации, которая смогла бы столько дать детям в плане идентификации, коммуникаций, идей, раскрытия творческого потенциала и т. д. И те, кому не безразлично будущее современных детей, очень хотят и готовы возродить лучшее в вожатском движении. Ну, а когда на встрече мы узнали, что именно в Алматы 45 лет назад был образован первый в СССР студенческий педотряд пионервожатых, то увидели в этом особый знак для слета как старта возрождения лучших традиций. В первую очередь это возрождение педагогического вожатского движения как полноценных организаций, целой структуры, которая должна существовать в Казахстане.

— И каким вы видите это возрождение?

— Изначально планировалось объединить в вожатское движение педагогов, психологов, социологов, тренеров, организаторов, воспитателей и так далее, чтобы была площадка, где они могут обмениваться опытом, идеями, информацией, найти единомышленников. Когда эта идея переросла в большой проект, все поняли, что такие слеты не только могут дать эмоциональный импульс и хорошую прокачку, но и стать целым образовательным курсом — как вожатым правильно работать и взаимодействовать с детьми. На слете было уделено много времени как теоретической, образовательной стороне, так и творческой составляющей. Ведь работа вожатого — это умение увлечь и грамотно повести за собой, дать творческий импульс детям, донести в игровой форме важные навыки и знания. В итоге программа слета состояла из пяти важных блоков.

— Времена меняются. В чем отличие этого слета от подобных мероприятий советских времен?

— Главная цель в том, чтобы возродить те наработки и опыт советского периода, от которых не стоит отказываться. Возможно, поменялись названия, но суть осталась та же. Например, то, что сейчас называется «тимбилдинг» — игры на командообразование — было и в советское время в лагерях. Только называлось иначе — «сборы, отряды, зарницы»... На наш слет приехали несколько человек, которые в свое время работали вожатыми в «Артеке», и они до сих пор пользуются этой методикой, несмотря на то, что времена меняются. Более того, они вырастили не одно поколение вожатых, которые работают сейчас в Казахстане. И это лучший состав вожатых на сегодня. То есть задачи слета мы ставим, скажем так, «вечные» — мотивация, обучение, конструктивная консолидация вожатых, способных увлечь детей и подростков, мотивировать их на формирование личной гражданской позиции, построение собственной жизненной траектории, мотивация на служение своему народу и своей Родине. И сегодня работа вожатого, взаимодействие с детским коллективом в целом и с каждым ребенком отдельно — не только важная профессиональная, образовательная, воспитательная задача, но и ключевая социальная и гражданская миссия, реализация которой наиболее эффективна именно в условиях лагеря.

— Как проходил слет? Сколько было участников и каков их примерный социальный портрет?

— Считаю, что первый слет прошел удачно. В нем приняло участие более 150 человек, начиная от студентов до руководителей лагерей, которые решили попробовать себя в роли вожатых, чтобы лучше понимать их задачи и возможности. Но, конечно, большая часть участников — это студенты педагогических вузов. Например, в одном отряде были 24 девушки — студентки ЖенПИ. Накануне слета мы разослали приглашения по всем вузам Алматы и лагерям, приглашая к сотрудничеству. Все участники были разделены на отряды и проходили пять тематических курсов: командообразование, психологические тренинги, технику безопасности, вожатский курс и раскрытие творческого потенциала.

В рамках слета-форума вожатые прошли тренинги, в числе которых презентации, конкурсы, мастер-классы и спортивные соревнования. Участники не только получили необходимые знания, но и смогли сразу применить их на практике. Например, вожатый должен не просто повести детей в горы, но и увлечь романтикой туризма, походов, песен у костра, а также ненавязчиво, в доступной, понятной форме донести, как важно беречь природу. Учитывая, что мы живем в сейсмоопасной зоне, вожатые должны иметь навыки, как реагировать на форс-мажорные ситуации, вплоть до эвакуации людей. Могу точно сказать, что участники слета теперь умеют вязать узлы, правильно подниматься по вертикали в горы, преодолевать препятствия, собирать палатки и т. д. Ну и, конечно, какой вожатый без творческого потенциала? Ведь они должны уметь увлечь детей, зарядить позитивом, показать пример, проявить креатив. Для этого с каждым отрядом наши специалисты прорабатывали уникальные тематические проекты, показывающие, как провести сезон в лагере. Участникам нужно было не просто придумать, но и обосновать, расписать и презентовать. Также мы делали акцент на том, что вожатые должны идти в ногу со временем, с молодым поколением и уметь говорить на понятном им языке, разбираться в современных тенденциях, понимать, что интересует молодежь. В общем, быть с ними на одной волне. Завершился слет в лучших традициях лагерей — песнями у костра и посвящением в вожатые.

— Слет прошел. Что дальше?

— Уверена, что это мероприятие запомнится участникам надолго и будет стимулировать вожатых к лучшей версии себя. На слете произошло объединение всех специалистов, заинтересованных в том, чтобы эта профессия (а я считаю, что это особая профессия, которой нужно учиться) продолжила свой образовательный процесс. Каждый вожатый должен быть готов к тому, что ему самому придется вначале придумать исполнение творческих заданий, активно включаться в процесс, проявлять инициативу, не только реализовывать свои идеи и задачи, но и уметь слышать ребят, чтобы они видели свои результаты. А этому нужно учиться. И тогда один сезон в лагере даст ребенку больше в развитии творчества, коммуникации, чем весь учебный год. Ибо вожатый — это не просто определенная профессия, это большое искусство: «Вожатый — профессия-птица». Это талант, дар и способность, которые не всегда даются с рождения. И быть вожатым — прекрасно, здорово, престижно и круто!

Мы надеемся, что руководители лагерей, которые внимательно наблюдали, слушали и участвовали в слете, уже подобрали кого-то из числа участников для работы в качестве вожатых, увидели в работе своих потенциальных сотрудников. Ведь во все времена, независимо от формы собственности, ценились энтузиазм, эрудиция, креатив и фантазия сотрудников. На сегодня в регионе действует около двух десятков детских оздоровительных и профильных лагерей и центров. Для работы в них всегда будут особо востребованы молодые специалисты, обладающие собственной позицией, владеющие актуальными компетенциями, полезными и функциональными навыками, знаниями, опытом, знакомые с лучшими современными отечественными и зарубежными практиками и опытом.

— Ботагоз, вы, насколько известно, активистка со школьных лет. Наверняка отдыхали в пионерлагерях в советское время. Расскажите о своем пионерском опыте.

— Да, я провела в лагерях много времени, начиная с семи лет. И в 15 лет уже работала вожатой. Поначалу мне поручали самые младшие отряды, к детям этого возраста нужен был особый, бережный подход. Когда стала студенткой, то всегда «доставались» самые старшие отряды, где нужна была совершенно другая работа. И я благодарна судьбе, что мне предоставилась такая возможность, потому что любой такой этап стимулирует к росту и развитию, чтобы быть интересным детям разного возраста каждую минуту. Так как наши эмоции, готовность реагировать на их проблемы, вести за собой — это огромный труд и большая работа. И я очень рада, что мои воспитанники до сих пор дружат, хотя с тех пор прошло около 30 лет. Они встречаются и говорят, что их объединил лагерь...

— Скоро откроется очередной сезон. Но не всем доступны путевки в лагеря из-за цены. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? И каков ваш совет родителям, которые не могут отправить ребенка в лагерь?

— Да, цены высокие, даже если отправить детей в лагерь всего на 10 дней. Важно занимать ребенка полезным отдыхом на протяжении всего лета. Если нет возможности отправить в лагерь, то родителям рекомендую как можно раньше поинтересоваться работой ближайших дворцов и Домов школьников. Также важно, чтобы работа пришкольных лагерей была организована на таком же высоком уровне, как и загородных, чтобы детям было чем заняться и о чем вспомнить. К сожалению, у нас мало лагерей и мало специалистов. И этому нужно уделять внимание государству, так как лето очень многое закладывает в формировании личности. Если ребенок не будет чем-то увлечен, не будет развиваться, а просто проведет все время за гаджетом, то это как минимум сильно расхолаживает, а в худшем случае — может привести в плохую компанию или к мыслям ребенка о том, что он никому не нужен. Стране нужны новые центры детского досуга, куда необходимо привлечь специалистов-энтузиастов, чтобы они занимались детьми с утра до вечера.

Из досье «КП»

Первый в СССР студенческий педотряд пионервожатых был образован в 1977 г. в Казахском государственном университете им. С.М. Кирова (тогда секретарем комитета комсомола вуза был нынешний глава Университета «Туран» Рахман Алшанов) на базе Городской межвузовской школы пионерских вожатых Алма-Атинского горкома ЛКСМ Казахстана.

Между тем

Организаторами слета-форума на солидарной партнер-платформе стали Республиканский оргкомитет 100-летия Всесоюзной пионерской организации, ДОЛ «Горное солнце», УОК «Тау кунi», Семейный фестиваль «UNITY», корпоративный фонд «Жастар КЗ», Союз детских и пионерских организаций Казахстана. Это стало вторым мероприятием после международного форума в «Артеке», проведенным в рамках празднования 100-летия Всесоюзной пионерской организации.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz