Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды18 мая 2022 11:20

Бауржан ШУКЕНОВ: «Мне его очень не хватает...»

18 мая любимому всеми казахстанцами певцу, легендарному Батырхану Шукенову исполнилось бы 60 лет.
Батырхан Шукенов

Батырхан Шукенов

В память о нем в Алматы 20 мая состоится живой концерт, где песни Батыра прозвучат по-новому. Концерт пройдет под открытым небом на площади имени Абая. Выбор места не случаен. Во-первых, это рядом с его любимой сценой Дворца Республики. Во-вторых, именно здесь семь лет назад в день прощания с Батырханом стихийно собрались тысячи алматинцев и дотемна в едином порыве пели его песни.

Батырхан Шукенов

Батырхан Шукенов

В память об артисте в Алматы 20 мая состоится живой концерт, где песни Батыра прозвучат по-новому. Изначально концерт планировался под открытым небом на площади имени Абая. Но из-за погодных условий перенесен во Дворец Республики. Также трансляция будет идти для всех желающих на LED-экране на площади Абая. Ведь именно здесь семь лет назад в день прощания с Батырханом стихийно собрались тысячи алматинцев и дотемна в едином порыве пели его песни.

Накануне юбилея наш корреспондент встретилась со старшим братом Батыра — Бауржаном Шукеновым, чтобы еще раз вспомнить, каким был Батыр.

— Бауржан Камалович, любил ли Батыр отмечать свои дни рождения?

— Да. Причем со свойственным ему размахом. И каждый раз это было значимое событие для всех — для него, для членов семьи, для друзей, наставников, коллег. Потому что Батыр умел создавать настроение особого душевного праздника без помпезностей и официоза, даже если были приглашены влиятельные люди и представители власти. Батыр по жизни не любил формальности, и день рождения для него — это в первую очередь возможность выразить благодарность тем людям, с кем он идет по жизни, собрать близких и сказать всем душевное спасибо за то, что они есть в его жизни. Наша роль, как родных, отводилась, конечно, к организационным моментам (кухня, меню, оформление и т.д.), потому что мы не могли позволить, чтобы он занимался такими земными вещами.

— Любил ли Батырхан подарки и что любил дарить сам?

— Батыр был очень щедрый и не обращал внимания на цену, если считал, что подарок идеально подходит человеку. Еще в советские времена, когда был дефицит, всегда старался привозить то, чего в СССР никогда не купишь. Маме старался дарить все самое дорогое, что мог себе позволить, — украшения, какие-то небанальные, солидные вещи. Когда Наргиз была маленькая, однажды повез ее на день рождения в Испанию. Особенно Батыр любил Новый год и делал всем подарки очень личностные и со смыслом. Я всегда удивлялся его умению чувствовать, что подарить друзьям. Например, своему педагогу и соратнику, Якову Николаевичу Хану, он как-то подарил статуэтку восточного божества.

— Кстати, по поводу божества... Это правда, что Батыр в последнее время изучал различные духовные практики?

— Он всю жизнь был в духовных поисках — изучал ислам, тибетские, японские практики, ездил в Индию, жил в ашрамах, интересовался астрологией, нумерологией и многим другим. То есть в определенный период жизни он духовно рос в разных традициях. И однозначно верил, что жизнь после смерти не заканчивается. Я бы сказал, что Батыр жил не только в материальном мире, но и в тонких духовных энергиях. Потому что большому артисту, творческому человеку необходимы такая энергетика, подзарядка и поиск высоких смыслов.

— Насколько он прислушивался к вашим наставлениям как старшего брата?

— Как-то в одном из интервью Батыр сказал: «Мой брат — моя путеводная звезда». Я всегда потом подшучивал: «Какая я тебе звезда?». Скорее, я был тем человеком, с которым он мог выговориться и сказать то, что никому не говорил. Особенно в последние годы. Потому что были сложные моменты в жизни — уход из группы, новые аранжировки, новая музыка, и он всегда со мной делился. В творческом плане — тоже. Я по образованию музыкант, и ему было важно мое мнение. Когда к выходу планировалась новая песня или альбом, мы собирались за столом, и после дастархана он включал музыку и говорил: «Ну, слушай...».

Батыр на съемках Отан Ана

Батыр на съемках Отан Ана

— А личными переживаниями делился? Если да, то как он ощущал себя в последние годы?

— Конечно, делился. И мне кажется, что при всей своей популярности был одинок. Потому что близкий и любимый человек, который будет с тобой всегда, при любых обстоятельствах, — это особый дар сверху. А когда ты яркая и известная личность, то тем более непросто. Может, я не прав и чего-то не знаю. Но у меня есть такое внутреннее ощущение его душевного одиночества.

— Общаетесь ли сейчас с Максутом (сын Батырхана, живет в США с мамой. — Прим. ред.) и насколько тесно?

— Конечно, созваниваемся, переписываемся. Из-за пандемии он не был в Казахстане последние два года. Планируем, что летом Максут прилетит в Алматы, а затем поедет в Кызылорду к бабушке. Удивительно, что Максут занимается звукорежиссурой и хочет перевезти студию отца в Америку. У Батыра есть личная студия в Алматы, она находится в полном боевом состоянии у Куата Шильдебаева, его близкого друга и наставника. Как приедет, будем обсуждать...

— Максут похож на Батыра?

— Очень похож, не только внешне, но и в привычках, манере поведения, жестах. Даже в машину садится, как отец. Батыр любил комфорт во всем, и когда садился в машину, сразу отодвигал переднее сиденье, регулировал спинку, настраивал звук радио на идеальное звучание. Максут точно такой же — тут же все начинает настраивать и регулировать. И точно так же, как Батыр, когда заходит в любое помещение, сразу открывает окно. Такие мелочи, о которых знаем только мы, им не научишь, и когда мы видим это сходство, то улыбаемся, а Максут не понимает, в чем причина.

— После смерти Батыра была идея открыть музей. На каком этапе сейчас этот проект?

— Если честно, мне грустно об этом говорить, потому что было обещание создать музей. Мы отдали все музыкальные инструменты Батыра, и даже видели место будущего музея, но открытие так и не состоялось. Не за себя грустно. Мы не думали, что память о Батыре так нужна будет людям. Не знаю, почему так происходит, но люди хотят прикоснуться к его творчеству, видеть, как это было, и интерес к нему не угасает. И если бы было такое душевное пространство с небольшим концертным залом, со студией, где можно было бы собрать молодых музыкантов и творить, то это была бы хорошая дань памяти. Мы сейчас с семьей думаем о том, чтобы в поселке Каракемер, где растут сады Батыра, найти какое-нибудь заброшенное здание и открыть творческую лабораторию, где могли бы собираться молодые музыканты, художники и творить на природе. Такие образовательные программы для талантливой молодежи, у которой вся жизнь впереди, которая ищет свой путь в этом мире, и есть старшие наставники, готовые делиться опытом, помогать в становлении. Это неклассическое образование родило бы очень интересные творения. Думаю, такой проект понравился бы Батыру.

Батырхан Шукенов

Батырхан Шукенов

— Если помечтать, то как бы Батыр отметил свой юбилей сегодня? И что бы сказали ему?

— Я вспоминаю празднование его 50-летия в отеле «Анкара». Однозначно, что сегодня было бы не менее масштабное душевное событие. Еще более осознанное и

осмысленное, как некий период зрелости. Наверняка был бы большой концерт, новый альбом... Что сказал бы ему? (Вздыхает.) Что его очень не хватает. Представляю, сколько у него сейчас было бы идей. Какой обогащенный жизненным и профессиональным опытом взгляд на мир. Наверняка он создавал бы проекты в сфере продюсирования, поиска молодых талантов, новых экспериментов. Жаль, что этого не случилось...

Наргиз ШУКЕНОВА: «Бронзовый памятник — это не про Батыра»

Корреспондент «КП» также поговорила о деятельности Фонда имени Батырхана Шукенова и творческом наследии певца с директором фонда, его племянницей Наргиз Шукеновой. Мы встретились во время репетиции концерта-посвящения в филармонии. Наргиз призналась, что очень переживает, чтобы погода не подкачала, ведь иначе придется перенести концерт.

— Мы решили провести концерт под открытым небом для всех желающих, потому что фигура Батыра очень объединяющая. И после двух лет пандемии, январских событий, событий в Украине наше желание спеть вместе, побыть рядом друг с другом, объединиться вокруг памяти Батыра еще больше усилилось. Мы посчитали, что будет неправильно закрываться в зале, продавать билеты, и вместе с соорганизаторами приняли такое рискованное решение. Так как, помимо того, что сложно проводить живой концерт на улице и сохранить при этом качество звука, мы еще сильно зависим от погодных условий. И возможно даже придется его перенести, но мы пошли на эти риски и сложности ради живой памяти.

Батырхан Шукенов

Батырхан Шукенов

— В чем главная «изюминка» концерта-посвящения?

— Переосмысление песенного наследия Батыра. Поэтому пригласили художественным руководителем народную артистку РК Жанию Аубакирову. Ее взгляд как классического музыканта позволил нам расширить интерпретацию песенного наследия. Также пригласили композиторов и аранжировщиков новой волны, среди них Шырын Базаркулова, Илья Башкатов, Галымжан Берекешев, Данияр Бержапраков, Адильжан Толукпаев и Сатжан Шаменов. Впервые песни Батыра прозвучат в исполнении симфонического оркестра. Оркестр будет дополнен и укреплен ритм-группой, так как мы хотим, чтобы концерт был интересен и близок людям разных возрастов и вкусов.

— Как давно начались репетиции?

— Переговоры в целом о концерте мы ведем с зимы, обсуждали разные варианты. Активная финальная репетиция с оркестром идет уже больше недели. И это беспрецедентно, чтобы такой занятой и большой востребованный оркестр так долго готовился. Для нас это большая честь. И Канат Омаров, руководитель и дирижер оркестра, подходит к этому очень ответственно. Особенно радует и вдохновляет, что вокруг концерта объединились разные ребята. Вы увидите, что это один из самых академических ансамблей нашей страны, и аранжировщики тоже очень разные — от джаза до эстрады. Мы хотели таким образом объединить и друзей Батыра, и тех, кто его не застал. И я верю, что через разные подходы мы продолжаем путь Батыра.

— Как известно, фонд был создан сразу после кончины Батыра, было много планов и проектов. Что из этого реализовано?

— Я занимаюсь фондом с 2018 года, и то, что мы декларируем в своих официальных соцсетях, практически все воплотилось в жизнь (подробнее с многочисленными проектами можно ознакомиться на сайте https://batyr.foundation/ — Прим. ред.). Единственное, что у нас сейчас на паузе, — это проект с мемориалом Батыра. В прошлом году поступило предложение от акимата столицы установить памятник музыканту. Но мы смогли донести, что нужно изменить формат, так как Батыр ушел молодым, был очень разный, и у многих он ассоциируется с экспериментами, разными жанрами, бесконечными перевоплощениями. И мы не видим память о нем просто отлитой в бронзе. Поэтому предложили построить Мемориальный комплекс, который бы круглогодично был открыт для горожан, где проводились бы культурные мероприятия, концерты, творческие вечера, выставки и так далее. В комплексе предусмотрены галерейное пространство, небольшая информационная площадка. Уже разработан эскиз мемориала в форме подписи Батыра. И в идеале мы хотели открыть комплекс как раз к юбилею, но по разным причинам не смогли. Надеюсь, проект все же воплотится в реальность.

— Изначально в Алматы планировали открыть культурный центр имени Батырхана Шукенова, и даже выделили место...

— Сейчас на этом месте построен медицинский центр, к которому мы не имеем никакого отношения. Больше мне нечего сказать. В свое время аким Алматы Бауыржан Байбек планировал установить памятник, но мы считаем, что Батыру рано бронзоветь, хотя бы по той причине, что есть много других деятелей культуры старшего поколения, которым еще не установлен памятник. И в целом, памятник на постаменте — это не про Батыра.

— Фонд проводил конкурсы, выделял стипендии для талантливых музыкантов. Дало ли это какой-то толчок ребятам?

— Если говорить о стипендии, то это направление трансформировалось. Мы провели внутреннее исследование и поняли, что не всегда финансовая поддержка — то, что действительно нужно. Порой кто-то из победителей покупал инструменты, ездил на фестивали, но мы пришли к выводу, что, по большому счету, в этом нет смысла до тех пор, пока нет среды, структур, менеджмента в этой сфере. И мы решили трансформировать стипендию в образовательную программу, так как хотим реагировать на запросы музыкального сообщества. Например, после опыта с флейтовой академией филармония решила провести академию для всех духовых инструментов. То есть сейчас важнее формирование сообщества. Что касается конкурса молодых исполнителей имени Батырхана Шукенова, мы проводили его дважды. Опыт также показал, что сначала нужны образовательные программы на данном этапе, а потом уже конкурсы. Дополнительно пандемия внесла свои коррективы, и перед всей культурой встал большой вопрос, как работать с публикой, как продвигать проекты. В итоге пока конкурс приостановлен. Тем не менее многие участники конкурса сейчас учатся в других странах, и это радует.

https://www.kp.ru/share/i/4/2358719/wr-960.jpg

https://www.kp.ru/share/i/4/2358719/wr-960.jpg

— То есть конкурс все же стал для них отправной точкой?

— Не скажу, что именно наш конкурс, потому что весь творческий путь состоит из определенных ступеней роста. Батыр, например, тоже сначала учился в Ленинграде, потом понял, что хочет учиться инструменту, и в Алматы специально под него открылся класс саксофона. То есть в ретроспективе мы можем понять его путь и путь других.

— Насколько фонд финансово самодостаточен?

— Мы тесно сотрудничаем с Фондом Утемуратова, и думаю, что в Казахстане сейчас нет аналогичных организаций, которые готовы так поддерживать культуру без сильного вовлечения в контент, с максимальным уважением к нашей автономии. Помимо этого, мы всегда ищем гранты, планируем совместный проект с Британским советом в Казахстане, в планах — первое партнерство с Консульством США в Алматы. Также мы тесно сотрудничаем с филармонией. Я вижу, что наш фонд может стать институцией, которая работает и с государством, и с сообществами, и с частными инициативами. Мы не принимаем донаты от граждан. И поддержать фонд можно только через покупку продукции, связанной с Батыром, которую мы регулярно издаем, — книги, диски, ноты и так далее. Их востребованность также позволяет нам быть финансово устойчивыми.

— Чем планируете заниматься в перспективе?

— Одно из направлений, которое мы планируем развивать, — это исследование поп-культуры Казахстана. В одном из последних интервью Батыр говорил, что нужно исследовать нашу культуру как социальный феномен. Мы хотим заниматься исследованиями, которые могут стать основой для формирования культурного кода, потому что вопрос нашей идентичности стоит остро. Мы верим, что должны изучать нашу историю, исследовать нашу независимость. 15 июня фонд запускает подкаст про историю музыки, начиная с тюркских времен и до середины XX века, где будет и этно, и песни переселенцев, и такие песни, как «Атамекен», «Отан Ана». Мы хотим сфокусироваться на исследовании музыки не только Казахстана, но и всей Центральной Азии, так как видим большой потенциал в этом регионе. Хотим говорить о нем громче и ярче.

— Немного о личных воспоминаниях. Каким Батыр был для вас?

— Есть такое понятие — смыслообразующая единица. И у нас в семье Батыр был именно таким человеком, который, как воронка, вокруг себя все затягивает. Вся наша семья жила его мероприятиями, концертами, творчеством и его идеями. Отец (Бауржан Шукенов — Прим. ред.) всегда за него переживал. Думаю, они были лучшими друзьями. И я вижу, как папе грустно без него. Батыр был очень веселый и щедрый. Из-за того, что он сохранил ребенка в себе, ему было очень легко ладить с другими людьми. Он с бесконечным уважением относился к детям, и они его очень любили. А еще был сосредоточенный. Если ему что-то нравилось, мог долго об этом говорить, был в это искренне вовлечен. Например, он был увлечен Индией, духовными практиками, индийской музыкой, рэйки... Выбирая того, с кем бы мы хотели работать в фонде, я прежде всего обращаю внимание на такое качество, как любопытство. Мне кажется, это позволяет не стареть и не бронзоветь.

Между тем

Концерт состоится 20 мая в 19.30. Прозвучат всеми любимые произведения Батырхана Шукенова из альбома «Отан Ана», из раннего творчества группы «Арай», а также народные песни. Песни исполнят популярные казахстанские артисты и коллективы: Рустем Нуржигит, Марсель, Jeltoksan, dudeontheguitar, Шаба, Nasiafromasia, SoulNote, Makvin, вокальная группа «Қазына», Досжан Уби, Мади Сыздыков, Алибек Альмадиев при участии Государственного академического симфонического оркестра Казахстана.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz