Казахстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика18 мая 2022 13:13

Деньги за бочку — зубы на полку?

Высокие нефтяные котировки могут обернуться для Казахстана неприятными сюрпризами.
Оксана ХЕН
По оценкам аналитиков, растущая стоимость барреля «черного золота» негативно скажется на уровне инфляции.

По оценкам аналитиков, растущая стоимость барреля «черного золота» негативно скажется на уровне инфляции.

По оценкам аналитиков, растущая стоимость барреля «черного золота» негативно скажется на уровне инфляции. Более того, правительство может не устоять перед «соблазном» дорогой нефти и увеличить госрасходы.

Согласно обновленным прогнозам Всемирного банка, цены на энергоносители продолжат расти. До конца года они прибавят в стоимости более 50 процентов, сохраняя взятую «высоту» на протяжении последующих нескольких лет. О том, насколько реалистичен подобный сценарий и какие подводные камни в случае его воплощения «в жизнь» могут угрожать Казахстану, мы поговорили с экспертами.

Взлет и падение

По словам Нурбека Искакова, аналитика компании Esperio, в обновленном прогнозе Всемирного банка за 2022 год говорится о среднегодовой цене в $100 за баррель нефти марки Brent. Еще в начале мая значение среднегодовой цены колебалось в районе $86. Это означает, что прирост индикатора в оставшиеся восемь месяцев этого года составит 16-17%, считает Искаков.

«Насколько это вероятно? Более чем. Для исполнения прогноза Всемирного банка даже не требуется рыночный рост цен, достаточно будет того, что нефтяные котировки в течение большей части 2022 года сохранятся на уровне, превышающем отметку в $100 за баррель нефти марки Brent. Тогда база для расчета среднегодового значения будет пополняться все более высокими нефтяными ценами, и показатель продолжит ползти в направлении прогнозируемых $100 за баррель.

В реальности все, конечно же, несколько сложнее. Вместо спокойного пребывания на отметке чуть выше сотни долларов за баррель цены на нефть в 2022 году будут подвержены чрезвычайно высокой волатильности. 4 мая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен раскрыла содержание шестого пакета антироссийских санкций, в котором имеется пункт о полном отказе от нефти из России и запрете на ее использование.

Конечно же, лидерам европейских стран еще предстоит утвердить проект шестого пакета, однако учитывая, что ранее ими уже было сделано достаточно антироссийских заявлений, принятие этих санкций можно считать делом практически решенным. В комбинации с контрсанкциями России, указ о которых 3 мая подписал президент РФ Владимир Путин, подобные ограничения с высокой долей вероятности приведут к шоковому всплеску нефтяных котировок до $160-180 за баррель нефти марки Brent в мае-июне 2022 года», — полагает эксперт.

Однако долго столь высокие котировки продержаться не смогут, поскольку мировая экономика, которая уже сейчас семимильными шагами несется навстречу глобальной рецессии (ВВП США показал спад на 1,4% в первом квартале 2022 года), при таких ценах на главный сырьевой ресурс просто остановится, ускорив переход к глобальному экономическому спаду.

«Так что после рекордного роста нефтяные котировки очень быстро перейдут к сильному падению до $55-65 за баррель. Для средне-годовой цены на нефть в 2022 году это будет означать рост в мае-июне до $95-100 за баррель (в расчете из 6-7-процентного ежемесячного прироста средней цены на нефть). После чего средне-годовое значение нефтяных цен начнет снижаться, по итогам года оказавшись в диапазоне $85,00-90,00 за баррель нефти марки Brent.

Это несколько меньше, чем в прогнозе Всемирного банка, однако в защиту описанного выше сценария можно сказать, что прогнозы международных организаций и правительств стран выстраиваются в линейной логике, где текущий ценовой тренд просто экстраполируется в будущее. В периоды высокой волатильности (как сейчас) подобные модели могут оказываться ошибочными, а потому такие прогнозы часто обновляются. Что, собственно, мы и наблюдаем в последние месяцы», — продолжает Искаков.

Искушение «черным золотом»

Как эти «качели» отразятся на нас? Ведь экономика Казахстана традиционно крайне чувствительна к ценовой конъюнктуре нефтяного рынка.

«Ожидаемая волатильность может преподнести нам ряд сюрпризов, особенно если реакция финансово-экономического блока правительства страны будет ошибочной.

В случае шокового роста цен на нефть в ближайшие несколько месяцев очень важно не поддаться искушению и не начать наращивать госрасходы, особенно связанные с социальной поддержкой. Хотя политически это очень заманчиво, с финансово-экономической точки зрения может стать ошибкой из-за нивелирования таких расходов дополнительным ростом инфляции и ухудшением баланса республиканского бюджета», — предупреждает Нурбек Искаков.

Сильный рост цен на нефть в ближайшее время должен стать сигналом к тому, чтобы направить полученные нефтяные сверхдоходы на увеличение государственной «подушки безопасности», поскольку это поможет смягчить последствия надвигающейся глобальной рецессии. После того, как из-за спада экономической активности упадет инфляция, государство сможет увеличить поддержку без риска дополнительного роста цен.

«Что касается граждан, то для них самой разумной в следующие год-полтора должна стать сберегательная модель поведения. Нужно представить ситуацию, при которой доходы семьи сократятся на 50% от текущих значений, и соотнести свои расходы с новой реальностью. Сальдо семейного бюджета необходимо направлять в сбережения, например, в тенговые и валютные вклады, но только не в доллар. Также можно рассмотреть варианты с покупкой золота с горизонтом до 2024-2025 годов.

Ситуация на внутреннем рынке энергоносителей Казахстана будет во многом зависеть от действий Национального банка РК и нашего правительства. В период всплеска нефтяных цен важно не допустить избыточного удорожания, потому что вслед за ростом нефтяных котировок придет их падение», — считает эксперт, добавляя, что снижение топливных цен, особенно в условиях нестабильности курса национальной валюты, происходит гораздо медленнее, чем их рост.

Почему из дорогой нефти не получится дешевый бензин

По словам экономиста Данияра Кумпекова, в правительстве прекрасно понимают, что высокие цены на нефть — «не панацея от всех экономических бед».

«К примеру, в Министерстве энергетики заявляют, что для нашей экономики комфортная стоимость барреля — 80 долларов. При таких цифрах валютная выручка и налоговые поступления позволят залатать бюджетные дыры, появившиеся после январских событий в Казахстане и начала «специальной военной операции» России в Украине. Казалось бы, взрывной рост углеводородных котировок нам на руку. Однако дорогая нефть вызовет рост цен на «расходные материалы» — химические реагенты, трубы, буровые установки, насосы и т.д. Это отразится на доходах нефтедобывающих компаний. Поэтому ждать удешевления топлива на внутреннем рынке не приходится. По сути, рядовой казахстанец даже не заметит высокую цену на нефть. Но это может сказаться на его кармане, если Кабмин не прекратит странную политику в отношении трансфертов», — полагает Кумпеков.

По сути, при высокой цене на нефть «вливания» в государственную казну из Нацфонда должны сокращаться, а у нас происходит обратное. Таким образом правительство Алихана Смаилова пытается «нивелировать» дефицит республиканского бюджета.

«Бесконтрольное вливание денег может разогнать инфляцию до космических величин. И тогда все социальные «завоевания» последних дней — повышение зарплат бюджетникам, например, — окажется «популистской мерой». А если представить, что бочка нефти подешевеет до 50 долларов или же произойдет очередная авария на трубопроводе, то затяжного пике экономики не избежать», — резюмирует Данияр Кумпеков.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz