Казахстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Общество25 мая 2022 8:30

Всем, но не каждому

В Казахстане заработала программа льготного автокредитования.
Антон ЧИРКОВ
Кто заблаговременно успел встать в очередь, смогут приобрести автомобили казахстанской сборки в кредит всего под 4% годовых.

Кто заблаговременно успел встать в очередь, смогут приобрести автомобили казахстанской сборки в кредит всего под 4% годовых.

Теперь счастливчики, кто заблаговременно успел встать в очередь, смогут приобрести автомобили казахстанской сборки в кредит всего под 4% годовых. Учитывая нынешние времена, данное предложение выглядит довольно заманчивым.

Но все ли так хорошо, как нам обещают? Кто станет счастливым обладателем новенькой легковушки? Повлияет ли льготное кредитование на автомобилизацию всей страны — во всем этом попытался разобраться корреспондент «КП».

Автомобильные страны

Данные статистики мирового авторынка за 2021 год таковы: в прошлом году он вырос на 4,6%, до 81,3 млн. новых машин. Цифра впечатляющая, но до рекорда доковидного 2019-го с 90,3 млн. авто, учитывая мировую рецессию, еще далековато.

Второй год подряд крупнейшим автопроизводителем в мире становится Toyota — 7,35 млн. машин. На втором месте — концерн Volkswagen AG, продавший 4,57 млн. авто. Японская Honda сумела сохранить за собой «бронзу» — 4,13 млн. машин. Интересно, что популярная Tesla заняла лишь 23-е место с результатом в 900 тысяч электрокаров.

Так какие же страны больше всего покупают автомобили? Только на традиционных лидеров рынка — США и Китай — приходится около 36 млн. автомобилей. Остальные восемь стран из Топ-10 (Япония, Германия, Индия и др.) в этом деле им сильно уступают: они приобретают от 1,5 до 3,5 млн. штук в год.

Где наше место?

Буквально накануне старта льготного кредитования Бюро национальной статистики РК подсчитало количество и возраст машин в нашей стране. Оказалось, что всего в Казахстане зарегистрировано 4,4 млн. транспортных средств. При этом 88% из них — легковые авто, 10% — грузовые. Оставшиеся 2% приходятся на автобусы.

Это означает, что у каждого четвертого казахстанца есть авто. Показатель, скажем мягко, средненький. В рейтинге «количество авто в стране на 1000 человек» мы занимаем скромное 67-е место с показателем в 250 машин (выше нас — Турция, ниже — Бразилия).

Что касается возраста «железных коней», которыми владеют казахстанцы, то здесь такая картина: половина всех авто в стране (50,5%) имеет год выпуска свыше 20 лет. Много у нас автомобилей и с возрастом от 10 до 20 лет — 21%. «Молодежи» от трех до семи лет — 14,5%. А вот новых машин (до трех лет) у нас мало — всего 7,2%.

Теперь, имея перед глазами такие данные, вернемся к самой программе автокредитования и попытаемся понять, как ее реализация отразится на нашем авторынке. И отразится ли вообще?

Все кроется в деталях

Не будем здесь детально описывать условия самой программы. Задолго до ее старта многие издания подробно описали, что нужно сделать для того, чтобы одного похода в автосалон было достаточно, чтобы не выйти из него, а выехать. Давайте обратим внимание на некоторые моменты.

Начнем с ассортимента. Новое авто нам предлагают выбрать из следующего «модельного ряда»: KIA, Chevrolet, Hyundai, Renault, Lada и УАЗ. Важно помнить, что кредит на весь модельный ряд этих производителей не будет превышать 10 млн. тенге и будет выдаваться не более чем на семь лет.

Операторами этой программы являются известные банки, список которых еще дополняется. Перечислять их необязательно, так как в каждом автосалоне с первых дней программы находятся их представители.

Важно то, что после подачи заявки клиент уже не может поменять марку и модель выбранного автомобиля или перерегистрировать место в очереди на другое физическое лицо. В случае отказа он выбывает из электронной очереди, и на его место будут добавляться новые участники.

За чей счет банкет?

Незадолго до объявления этой программы в казахстанском правительстве сообщили, что основной бюджет программы был сформирован из собранного утилизационного сбора одиозного «Оператора РОП», который сейчас называется АО «Жасыл Даму». Уже «забрали» 100 млрд. тенге. Всего же на льготные автокредиты государство в лице МИИР планирует направить 250 млрд. тенге до 2027 года.

Столь грандиозные планы можно обсуждать только после начала движения. Сейчас же размышлять о будущих результатах сродни гаданию. Но все же будем исходить из конкретики. А она такова: в этом году государство направило на автокредиты только 30 млрд. тенге.

Получается интересная картина: деньги, которые в виде собранных с нас налогов поступили в РОП и сохранились от «бесследного исчезновения», направили на финансирование (пусть и льготное) наших же кредитов. Похоже на старую, как мир, схему — наши деньги нам в кредит!

Официально о целях госпрограммы говорится мало. Наверное, поэтому в соцсетях продолжают вестись жаркие дискуссии: для чего это все и кому это выгодно.

Ответить на эти вопросы сложно. Здесь проглядывается и помощь банкам, и автозаводам, и даже немного автолюбителям. Но то, что социальная справедливость в вопросе льготного кредитования не учитывалась, либо учитывалась, но каким-то последним пунктом, стало понятно быстро. Эту мысль подтверждают следующие расчеты.

Как сообщает МИИР, сейчас за льготными автокредитами в очереди стоят более 15 тысяч казахстанцев. Много это или мало?

Вспомним арифметику. В этом году на программу выделяется 30 млрд. тенге при средней цене за новенький авто 8-10 млн. Получается 3-4 тысячи счастливых обладателей авто. И это на всю страну. Интересно, об охвате именно такой аудитории мечтали авторы программы?

Так это или нет — не проверишь. Зато можно сказать с уверенностью, что авторы программы точно позаботились о том, чтобы одномоментно в нашей стране не случился транспортный коллапс. Скорее всего, именно поэтому правительство не стало нагружать производственные мощности на полную катушку и «перегревать» экономику. С дополнительным приростом в 3,5 тысячи авто в год транспортные проблемы пока не критичны. К тому же, как отмечают эксперты, данной ситуации «на руку» текущий острый дефицит машин для продажи.

Когда хорошо, тогда нехорошо?

Безусловно, положительный эффект от льготного автокредита есть: это хорошая возможность для определенного количества наших сограждан купить впервые (либо обновить) автомобиль в салоне за более или менее вменяемые деньги. Но почему тогда столько возмущений вокруг этой истории?

Может быть, потому, что желающих купить новое авто из салона оказалось кратно больше тех, до кого очередь вряд ли когда-нибудь дойдет? Или, может быть, потому, что странный ажиотаж спровоцировал существенный рост цен на подержанные авто, и мы, пожалуй, впервые оказались в ситуации, когда купленный автомобиль со временем не упадет в цене, а вырастет?

Таких «может быть» на самом деле много. В любом случае, подводить итоги программы льготного автокредитования еще рано. Даже авторитетные специалисты пока воздерживаются от каких-либо оценок: должно пройти определенное время.

Хотя на данный момент можно с полным правом сказать, что программа, говоря простым языком, зашла. Свободных авто в салонах нет, а сроки их ожидания — от нескольких недель до полугода.

Из положительных моментов еще отметим медленное, но все же заметное обновление автопарка страны. Вот, пожалуй, и все положительные эффекты от программы, которые видит простой обыватель.

Но ему приходят в голову и другие мысли.

Например, если государство вызвалось помочь населению обновить автопарк и улучшить свои позиции в рейтинге самых загрязненных стран мира, где мы располагаемся на 23-м месте рядом с Китаем и Ираном, то каким образом дополнительные 3,5 тысячи новых автовладельцев смогут исправить ситуацию? А учитывая, что увеличение количества автотранспорта в стране должно идти синхронно с реальным переходом на высокие экологические стандарты, то первый результат мы сможем наблюдать не раньше, чем через сто лет.

Как видим, нюансы действительно есть. Главный из них — невнятное целеполагание. Ведь чтобы реально помочь людям, не справедливее ли было бы снизить или полностью убрать различные пошлины, «растаможки», НДСы, сборы за первичную регистрацию и прочие способы «относительно честного отъема денег у населения»?

Или, например, разрешить на время ввоз праворульных авто? Эти методы гарантированно позволят обновить свой автопарк практически каждому нашему автолюбителю. По крайней мере, нашим соседям это удалось, и мы все чаще видим на номерных знаках приличных соседних авто грузинские, армянские, киргизские и другие флаги.

Но, видимо, что-то отменять и разрешать не в правилах наших ответственных лиц: как говорится, и так сойдет. Когда сильно хорошо — это уже не так хорошо?

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz