Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество10 июня 2022 9:14

Читательская грамотность

6 июня отмечается день рождения поэта Александра Пушкина и заодно Международный день русского языка.
Александра ПЕРШИНА
В день рождения Александра Пушкина, отмечался Международный день русского языка.

В день рождения Александра Пушкина, отмечался Международный день русского языка.

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, отмечался Международный день русского языка. Сегодня мы говорим с Ольгой Тупий, учителем русского языка и литературы в частной школе им. Шокана Уалиханова, а также председателем Клуба учителей русского языка и литературы, учрежденного год назад Россотрудничеством в Алматы.

— Ольга Петровна, расскажите о клубе, для чего он создан?

— Это своеобразное творческое объединение преподавателей, желающих совершенствовать свои знания, расширять кругозор, эрудицию, развиваться творчески, а также повышать свою мотивацию к изучению и преподаванию русского языка. Наша цель — развитие профессионального сообщества, заинтересованного в повышении качества образования. Сейчас в Клубе уже свыше 200 педагогов не только из Казахстана, но и из Киргизии, Грузии, мы сотрудничаем с Россией, планирует подключиться Молдова. За год было проведено 10 заседаний, на которых участники делились своим опытом. Следующая встреча Клуба состоится в августе. Также планируется провести конкурс на лучшего учителя русского языка и литературы.

Ольга Тупий

Ольга Тупий

— А что вы скажете о сегодняшнем уровне преподавания языка и литературы в школах?

— Задачи, которые сейчас стоят в условиях изменений как в социальной жизни страны, так и в области образования, определяют главные проблемы изучения и преподавания и литературы, и русского языка. И здесь складывается непростая ситуация: с одной стороны, необходимы новые подходы к изучению языка и литературы, с другой — не хочется терять проверенные методики преподавания, которые за годы, и даже десятилетия, уже показали себя.

Сейчас можно выделить, наверное, три актуальные проблемы. Во-первых, низкий уровень грамотности. Далее — низкий уровень речевой культуры, когда за всеми грамматическими заданиями в школах, разборами предложений и так далее ученик перестает обращать внимание на красоту языка. И третья проблема — низкий читательский уровень именно художественной литературы. И наш Клуб как раз помогает педагогам находить решения этих проблем.

— Действительно ли можно утверждать, что современные дети в большинстве своем «не читающие»?

— Очень часто родители жалуются, что их ребенок абсолютно не читает или читает, но мало. Но если подумать, то современный ребенок читает намного больше, чем, например, мы 20-30 лет назад. Да, они читают меньше художественной литературы. Но, с другой стороны, получают очень много текстовой информации в многочисленных соцсетях, в интернете. Поэтому сказать, что они меньше именно читают, мы не можем. Но вот как приобщить их к художественной литературе... Мы организовываем мероприятия совместно с детьми. Например, проводим «Читательскую гостиную», когда ребята сами предлагают те книги, которые они прочитали. Приглашаем писателей, и, знаете, когда дети видят вживую человека, который пишет книги, их это так увлекает, что они с удовольствием не только читают, но и начинают что-то писать.

Я стараюсь давать ребятам побольше текстов именно на читательскую грамотность. Проблема в том, что дети плохо понимают прочитанный текст, поэтому я предлагаю им сначала прочитать текст, а потом поработать с ним, например, написать отзыв о прочитанном.

— Сегодня у детей «свой» русский язык, мы все это видим, точнее, слышим. По вашему мнению, это явление естественное или же с ним «нужно что-то делать»?

— Во все времена молодежи было свойственно употреблять сленг, как вы сказали, «свой» русский язык, зачастую непонятный старшему поколению. Можно спросить, зачем же он нужен? Я думаю, что так подросткам легче выражаться и общаться друг с другом, все вот эти их словечки сближают молодое поколение. Но что интересно, можно заметить, что подросток не станет писать школьное сочинение, используя сленг, и общаясь со взрослыми, он, скорее всего, будет подбирать правильные слова. Конечно, очевидно, что жаргон засоряет наш язык, делает его непонятным. Но в то же время, если взрослый в общении с подростками будет немного использовать их молодежный язык, то это будет сближать поколения. Вообще, формирование молодежного жаргона — это противоречивое явление: оно имеет и плюсы, и минусы, и всегда присутствует. Исторический опыт показывает, что явление это неизбежно.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz