Казахстан
+17°
Boom metrics
Звезды22 июня 2022 6:25

Михаил КИРХГОФФ: «В спешке не рождается творчество»

В Казахской государственной филармонии им. Жамбыла проходит необычный фестиваль «XX-22».
Авторы (2):
Карлыгаш НУРАЛИЕВА
В Казахстане проходит фестиваль «XX-22», где прозвучат симфонические произведения, созданные на рубеже XIX-XX веков.

В Казахстане проходит фестиваль «XX-22», где прозвучат симфонические произведения, созданные на рубеже XIX-XX веков.

Фото: Борис Юрьев

В Казахской государственной филармонии им. Жамбыла проходит необычный фестиваль «XX-22». Это уникальный проект, посвященный музыке прошлого века и современности. В этом году представлена первая часть фестиваля, обозначенная как «вступление к XX веку», где звучат симфонические произведения, созданные на рубеже XIX-XX веков. В числе приглашенных музыкантов дирижер Калининградского государственного симфонического оркестра Михаил Кирхгофф (на фото).

Михаил Кирхгофф

Михаил Кирхгофф

Фото: Борис Юрьев

Михаил Кирхгофф уже не первый раз в Казахстане. За это время он не только участвовал в становлении Казахского государственного симфонического оркестра в столице, но и создал фестиваль «Звезды Евразии».

— Мое первое знакомство с казахстанской культурой произошло, когда ко мне в гости приехал выдающийся оперный певец Шахимардан Абилов. Я тогда работал в Турции по контракту. Певец позвал на свой фестиваль в Павлодар «Шахимардан приглашает друзей». Позже я познакомился с Айман Мусаходжаевой. Она планировала расширить камерный оркестр «Академия солистов» до симфонического, и когда пригласила работать в Казахстан, я согласился. Тем более что дети подросли, и хотелось дать им хорошее музыкальное образование старой советской закалки, которого в Турции нет. Так, дочка поступила в музыкальную школу, а я на протяжении 2,5 лет работал с оркестром. Кстати, через месяц после того, как я уехал работать в Калининград, оркестр получил статус Казахского государственного симфонического оркестра. Чему я очень рад.

— В тот период вы также организовали фестиваль «Звезды Евразии»...

— Да, трижды он проходил в Казахстане, один раз — в Узбекистане. В этом году, пятый, юбилейный фестиваль состоится в трех странах и стартует в Алматы. В течение трех дней в октябре дадут концерты солисты и дирижеры с мировым уровнем. Далее фестиваль продолжится в Ташкенте и завершится в Стамбуле.

— Расскажите о фестивале «XX-22», который проходит сейчас в Алматы.

— Когда мне рассказали, что это фестиваль современной музыки, захотелось исполнить то, что еще не играли. В итоге в субботу в Алматы состоялась мировая премьера скрипичного концерта «Сон Иакова» Баруха Берлинера. Почему выбор пал именно на этого композитора? Мы знаем ярчайших представителей композиторской школы Германии, России, Италии, Казахстана и так далее. А Берлинер — ярчайший представитель еврейской школы. Несмотря на то, что он современный композитор, Берлинер является популяризатором классического искусства. Он использует разные краски и одновременно доступен для слушателя — хватает за душу и не отпускает. Уверен, что «Сон Иакова» достанет до глубины сердца. Также в первом отделении прозвучала очень интересная сюита Жака Ибера «Париж», которая рисует картинки парижской жизни. Это миниатюры на полторы-две минуты, имеющие свои названия — «Метро», «Мечеть в Париже», «Предместье», «Ресторан в Болонском лесу» и так далее. Во втором отделении мы представили «Жар птицу» Стравинского. Это версия 1919 года, хотя чаще исполняют версию 1954 года.

— Вы сказали, что решили дать детям хорошее музыкальное образование, и они пошли по вашим стопам. Это вы так вдохновили своей любовью к музыке?

— У меня трое детей. Старший сын от музыки сразу отказался, и мы не стали настаивать. А двое младших сами захотели. Более того, я отговаривал, потому что понимал, что в итоге их учеба ляжет на мои плечи (улыбается). Сейчас они учатся в филиале Центральной специальной музыкальной школе при Московской консерватории в Калининграде. Но я никого не заставлял. Когда встал вопрос о том, поступать младшему сыну в «музыкалку» или нет, уговаривал не делать этого. Но вместе с мамой они «победили» — сын целый год готовился и, к моему сожалению, поступил. Он скрипач, как и я, поэтому учеба теперь на мне. Дочка тоже недавно сдавала переводные экзамены в пятый класс. Набранный высокий балл — это результат нескольких бессонных дней-ночей и моих нервов (улыбается). А если серьезно, то считаю, что это ответственность родителей разглядеть с детства в ребенке талант и развивать его. Мои дети начали заниматься профессионально с 6 лет. Сначала по 10-15 минут в день, потом по полчаса, и сейчас для них не проблема заниматься 2-3 часа. Тем более что есть цель и первые результаты — дочка становилась лауреатом международных конкурсов, ездила на гастроли в Италию, есть на следующий год ангажемент, будет играть с другими оркестрами. Это ее вдохновляет и стимулирует. Конечно, бывают моменты, когда хочется бросить и быть, «как все», потому что музыка — это колоссальный труд, терпение и упорство. В такие моменты я говорю: «Чтобы чего-то добиться, нужно постоянно заниматься».

— А старший сын классику слушает или совсем далек от этого?

— Да, он регулярно приходит на мои концерты и знает в музыке толк. При этом у него аналитический склад ума, мышление бизнесмена, и он неплохо зарабатывает для своих 17 лет. Возможно, сыграли гены, так как мой прадед был зажиточным помещиком в Москве. У него были свои магазины, доходные дома. И сейчас на Садовом кольце стоит дом, который в прошлом принадлежал ему. А если посмотреть еще глубже, то мой прапрадед Густав Роберт Кирхгофф сформулировал законы электричества. Те, кто в технических вузах учится, проходят законы Кирхгоффа. Так что у каждого из нас свой путь, свое предназначение. Порой Бог талант дает очень неожиданно. Например, в моей семье не было музыкантов. Однако в пять лет я попросил купить мне скрипку, влюбился в нее и заставил родителей, чтобы привели в музыкальную школу. Согласитесь, что обычно бывает с точностью до наоборот. Занимался всегда сам без давления, и все было слишком очевидно в моем предназначении. Но зачастую родители вовремя не замечают способности детей, если сами не музыканты. Например, когда я работал в Турции, мы с супругой открыли частную школу, где дети могли получать хорошее музыкальное образование. Привели как-то на занятия подростка 15 лет. Ни одной ноты не знает, но подбирает все, что угодно. Талантище! После того, как я научил его нотной грамоте, ритму, он стал часами заниматься за роялем, придумывать маленькие фортепианные пьески, потом для струнного квартета. Однако родители настояли, чтобы он поступил в юридический институт. Я тогда им сразу сказал, что не заставите ребенка сидеть за столом с бумагами, если он тянется к клавишам. Возможно, он будет неплохо зарабатывать, но при этом будет самый несчастный человек в мире, потому что надо заниматься любимым делом. В итоге через год он все-таки бросил учебу и решил готовиться к экзаменам в консерваторию на композиторский факультет. К сожалению, не знаю его дальнейшую судьбу, так как мы уехали в Казахстан.

— Не планируете вернуться в Москву?

— Сам я родился в Москве, окончил консерваторию, потом уехал в Турцию на десять лет. После Казахстана в столицу России не захотел возвращаться, так как не люблю суету. Считаю, что в спешке не рождается творчество. Восток с неспешным ритмом жизни мне более близок. И после Казахстана выбор пал на Калининград, он мне больше подходит по укладу.

Тем временем

В рамках фестиваля «XX-22» уже состоялись два концерта — 11 и 18 июня. А на этой неделе, 24 июня, на сцене Большого зала филармонии завершающий концерт. На скрипке сыграет Ержан Кулибаев. Дирижер — Канат Омаров. Целью проведения такого масштабного фестиваля стало привлечение внимания казахстанцев к поистине необыкновенной музыке, совершенствование музыкальной культуры страны через усиление и укрепление международных связей, развитие более тесных контактов с мировыми артистами в культурном пространстве. Одной из задач фестиваля является укрепление статуса Алматы как одного из крупнейших центров культуры Средней Азии, а также повышение культурного имиджа Казахстана. Именитые мастера искусств, являющиеся «живыми символами всего лучшего в мировом музыкальном искусстве», сыграли концерты симфонической и камерной музыки, а также соло. Фестиваль позволил окунуться в творческий мир композиторов благодаря исполнению талантливых музыкантов Казахстана и приглашенных гостей мирового уровня, таких как Ержан Кулибаев, Гайк Казазян, Граф Муржа.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz