Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество17 августа 2022 4:52

Загон для образования

Почему Казахстан в качестве образования уступает многим странам мира?
Данияр АШИГАЛИЕВ
Казахстан оказался в международном клубе аутсайдеров, разделяя строчки образовательных индексов с условной Анголой или Зимбабве.

Казахстан оказался в международном клубе аутсайдеров, разделяя строчки образовательных индексов с условной Анголой или Зимбабве.

В целом, успехи государства можно оценивать по уровню образованности его граждан. Наличие знаний, а главное — их использование, дает надежду на будущее. Думается, никто не станет отрицать, что в этом компоненте Казахстан «беден», как никогда.

Мы прочно обосновались в международном клубе аутсайдеров, разделяя строчки образовательных индексов с условной Анголой или Зимбабве. Наличие соотечественников, имеющих зарубежные ученые степени, только подтверждает нелицеприятное положение казахстанской науки. И это далеко не субъективные ощущения.

Позади планеты всей

Монументальный провал отечественного просвещения подтверждается объективными цифрами — в глобальном рейтинге образования РК занимает 71-е место из 78-ми возможных. Здесь мы находимся сразу после Ливана, уступая ближневосточной стране по всем ключевым параметрам.

Естественно, каждую пятилетку власти пытаются реанимировать «умирающего», поскольку пробелы в обучении стали влиять на все аспекты жизни. Тем временем специалисты, измученные перманентными образовательными экспериментами, начали лечить, строить и производить. Откровенно говоря, становится страшно. Страшно, когда молодой дипломированный врач предлагает пациенту обратиться к народному целителю, не в силах диагностировать болезнь. Или же, когда выпускник-отличник педвуза делает пять ошибок в одном слове.

Ковидные ограничения последних лет и последовавшая за ними «дистанционка» окончательно добили систему передачи знаний. Результаты Единого национального тестирования констатировали «предынфарктное состояние больного». По данным Национального центра тестирования РК, ЕНТ-2022 провалил каждый третий казахстанский школьник, а с вопросами ЕНТ-2021 не справились почти 40% абитуриентов.

Скатывание в образовательную яму решили останавливать радикально, разделив Министерство образования и науки на два независимых ведомства — Министерство просвещения, отвечающее за дошкольное, среднее и среднеспециальное образование, и Министерство науки и высшего образования, соответственно курирующее «вышку». Подобных экспериментов в истории независимого Казахстана вагон и маленькая тележка, однако неясно, даст ли результаты очередное «разделение труда». К примеру, в конце 2019 года была утверждена пятилетняя Госпрограмма развития образования и науки (ГПРОН), принят закон о статусе педагога. Разработчики судьбоносных документов обещали еще более масштабные изменения, еще более грандиозные средства на их реализацию. Но возникает вопрос: какое из двух министерств будет достигать целевых индикаторов и осваивать бюджетные деньги до 2025 года? Либо это будет совместная работа по освобождению нации из оков безграмотности?

Вспомнить всё

Но прежде чем говорить о пока еще действующей программе (во всяком случае, о ее сворачивании официальные лица еще не обмолвились), предлагаем вспомнить ее предыдущую версию — образца 2016-2019 годов.

Покинувший пределы государства экс-глава Минобра Ерлан Сагадиев мог бы рассказать о ней в разы больше. Но чиновник, позиционирующий себя бизнесменом, повышает свою квалификацию за границей. Во всяком случае, официальные источники объясняют его отсутствие в Казахстане такой причиной.

Возможно, именно предпринимательская жилка господина Сагадиева привела к тому, что образование было отдано на откуп частнику. Необъяснимый фанатизм по внедрению государственно-частного партнерства «родил» электронный дневник «Кунделик» и расплодил массу контор, паразитирующих на бюджете МОН РК. К слову, нынешние чиновники от просвещения успешно продолжают использовать принципы аутсорсинга. К примеру, они «успешно» решают проблему нехватки ученических мест за счет частных школ.

В принципе, цель предыдущей программы была вполне адекватной — повышение научной конкурентоспособности, развитие человеческого капитала и обеспечение равного доступа к качественному образованию.

В 2018 году ГПРОН была скорректирована, из нее удалили лишние «детали», переназначили индикаторы и сместили ориентиры. Но, в целом, основное требование осталось прежним — придать отечественной системе «волшебное ускорение». Кстати, с этого же года увеличился объем финансирования — на 445 млрд тенге, или 31,3%. Такой рост в министерстве объяснили повышением преподавательских зарплат. Только на доплату за преподавание на английском языке из бюджета было выделено около 50 млрд тенге.

За годы реализации госпрограммы не удалось решить вопрос дефицита старения преподавательского состава. Более того, снижение количества учителей происходит на фоне увеличения контингента дневных общеобразовательных школ. Только за период с 2016 по 2018 год школьников стало больше на 174 751 человека.

К концу 2019 года стало ясно, что среднее образование — основа всех основ — оказалось на карачках. МОН РК провел Национальное квалификационное тестирование среди преподавательского состава казахстанских школ. Для чистоты эксперимента был заключен договор ГЧП, вспомним «уроки» Сагадиева, с компанией U-Future. К ужасу проверяющих, 44 тысячи из 73 тысяч протестированных учителей не смогли подтвердить свою квалификацию. По сути, более половины специалистов оказались случайными людьми в образовании.

Кстати, несмотря на полное освоение средств, ГПРОН-2016-19 не обеспечила достижения запланированных показателей. Отечественные вузы так и не смогли существенно улучшить позиции в международных рейтингах. По итогам 2018 года в Топ-200 не попал ни один казахстанский университет. Программе не удалось обеспечить и равный доступ к качественному образованию. В Казахстане учащиеся с низким социально-экономическим статусом набирают на 41 балл меньше, чем их обеспеченные сверстники. И это официальные данные. Думается, что реальные цифры покажут еще больший разрыв. Кстати, 7 из 10 студентов в Казахстане обучаются на платной основе. Число счастливчиков, получающих образование за счет государственных образовательных грантов, достигает 180 тысяч человек. Остальные 424 тысячи грызут гранит науки за свой счет.

Любопытно, что к 2017 году чиновники обещали полностью устранить проблему аварийных школ. Сказали — сделали. Показатель «Доля аварийных школ от общего количества школ» был попросту исключен из старого ГПРОН. Как бы в реальности они есть, а по документам их нет. Еще хуже предыдущая версия программы решила вопрос обеспечения качественными учебниками. С первого раза научно-педагогическую экспертизу проходит только 12% учебных пособий.

Отметим, что про науку в рамках госпрограммы забыли напрочь. Наблюдалась тенденция снижения внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к ВВП. Специалисты уверены: только одно увеличение финансирования не сможет помочь местным ученым. Причина — значительный износ основных средств. Например, при значительных расходах на НИОКР выпуск инновационной продукции составил лишь 3,8%.

Что нас ждет?

Ранее активный министр Асхат Аймагамбетов уже анонсировал ряд мер, которые, по его мнению, усилят научный потенциал страны. Он предлагает повысить эффективность администрирования, привлекательность науки для негосударственного финансирования и кардинально улучшить качество подготовки научных кадров. Пока все предложения молодого реформаторами остаются словами. Впрочем, теперь это дело нового министра науки Саясата Нурбека. Тем не менее министерские инициативы государство подтвердило изрядной порцией бюджетных вливаний. Так, на очередную пятилетнюю программу развития выделено более 12 триллионов тенге: из республиканского бюджета — 9 565 млрд, из местных бюджетов — 716 млрд, частные инвестиции — 1 284 млрд. Примечательно, что Всемирный банк также решил «поднимать» местное образование. Правда, международная организация, памятуя о предыдущих провалах, сделает «осторожные вливания» — всего 13 млрд тенге.

Интересно, что в преамбуле госпрограммы на 2020-2025 годы профильное министерство устроило показательное покаяние.

«Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC) Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации. При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны», — говорится в тексте документа.

В целом, целевые индикаторы нового начинания несильно отличаются от прежних. Быстрее, выше, сильнее — основной посыл обновленной ГПРОН. Надеемся, что очередные директивы не добьют последние остатки советского образовательного наследия. Иначе наши дети будут утверждать, что земля плоская и покоится на трех китах.

Продолжение следует.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz