Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика17 августа 2022 5:15

Так проедим!

Что творится с ценами у нас в стране с ценами?
Сегодня цены в Казахстане только растут. Фото: yujanka.kz

Сегодня цены в Казахстане только растут. Фото: yujanka.kz

Страна живет не по средствам.

Эту мысль, высказанную несколькими независимыми экономистами и послужившую отправным толчком для нашей предыдущей публикации (см. «ТЕНГЕнция, однако»), на днях повторила председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова, участвовавшая в круглом столе, «накрытом» деловым изданием «Курсив».

Ссылаясь на опубликованный в начале августа доклад Нацбанка со звучащим в контексте нынешних реалий прямо-таки издевательски названием «О финансовой стабильности в Казахстане», она привела две показательные цифры, демонстрирующие снижение чистых финансовых активов государства в процентах к ВВП: 2,5 процента в нынешнем году (ожидаемый показатель) против 11,3 в 2010-м и 40,2 в 2015-м. «Откуда идут истоки всего этого? Наше государство живет не по средствам. После 2015 года Нацфонд начал проедаться просто катастрофическими темпами, что представляет угрозу устойчивости. Об этом не принято говорить, потому что бюджет предоставляется по полугодиям, корректируется, смещается спектр внимания. Если говорить о трансфертах, то они составляют 4,5 трлн тенге. Я сомневаюсь, что эта сумма уменьшится в следующем году, потому что невозможно сократить текущие расходы бюджета», — констатировала Елена Леонидовна.

За чей счет банкет?

Что это значит? Говоря по-простому, государство живет в долг перед будущими поколениями своих граждан, для которых, если кто запамятовал, и создавался этот фонд в начале нулевых. На сегодняшний день эта копилка вот уже около десятилетия работает главным поставщиком доходов в казну. И, судя по всему, продолжит в том же духе и дальше вопреки грозным (и не очень) увещеваниям с разной высоты трибун.

О чем это говорит? Многие вслед за г-жой Бахмутовой ответят, не задумываясь: об отсутствии продуманной ДКП — денежно-кредитной политики правительства и Нацбанка.

Между тем, несмотря на бесконечно раздающиеся — в том числе, с президентского Олимпа — призывы уменьшить присутствие государства в экономике, госпрограмм — как на уровне правительства, так и отдельных ведомств — меньше не становится, скорее, наоборот. К примеру, на днях в Министерстве труда и соцзащиты населения сообщили о намерении разработать очередной программный документ с непривычно красивым для чиновного бумаготворчества названием «Серебряный возраст». Речь идет о трудоустройстве тех, кого в реальном секторе экономики работодатели давно записали в сбитые летчики — женщин после 50 лет и мужчин после 55-ти.

На первый взгляд, идея не только плодотворная, но и благородная. Ведь только не устроенных толком женщин «после полтинника» в стране, по данным МТСЗН, порядка четверти из общестатистических 634,5 тысячи. О безработных представителях сильного пола после «двух пятерок» в ведомстве Тамары Дуйсеновой почему-то умалчивают. «Данный показатель не только свидетельствует о бедности среди указанной категории женщин, но и имеет негативные последствия, которые отразятся на размерах их будущих пенсий», — подчеркивают актуальность своей затеи в Минтруда. Правда, тут же оговариваются: рабочие места по проекту «Серебряный возраст» создаются вне постоянных рабочих мест и вакансий на них. То бишь, работа временная и, скорее всего, со «смешной» зарплатой. Тем не менее финансирования своего проекта подчиненные Тамары Босымбековны будут добиваться по высшему разряду — это уж к гадалке не ходи. А откуда дровишки? При нынешнем состоянии налогового администрирования и общей бюджетной дисциплины ответ напрашивается один: из «тумбочки» для будущих поколений.

При этом никому в правительстве даже в голову не придет заикнуться о субсидиях и налоговых (и иных) льготах для «реальных» работодателей — в той же стремительно накачиваемой деньгами индустрии туризма, где руки и опыт сбитых летчиков с летчицами вполне могут пригодиться. Тем более что и чиновники, отвечающие за завтра туризма, и коммерсы, занятые в этой сфере, в один голос жалуются на кадровый голод. И это, заметьте, только один пример, причем, не самый впечатляющий по затратам. Сколько еще подобных «серебряных» госпрограмм изобретается (или уже изобретено и запущено) в правительстве, в министерствах, в акиматах — и не сосчитаешь...

Чем больше коней, тем дороже конина

Стоит ли удивляться тому, что Нацфонд тает буквально на глазах? Огромные вливания из него утекают в ту же аграрку, а продовольствие продолжает неумолимо дорожать. Не успели улечься страсти вокруг сахара, как грянуло «горе луковое». А последний по свежести кейс — рост цен на конину. Что удивительно, чем больше поголовье — тем выше цены. Вот сухая статистика: за первое полугодие в стране было забито в хозяйстве или реализовано на убой 125 тыс. тонн лошадей в живом весе — на 6,2% больше, чем годом ранее. В убойном весе было забито 64,6 тыс. тонн лошадей, плюс 6,1%. Но розничные цены на культовый для казахов продукт несутся ввысь галопом. Снова обратимся к сухой цифири. Сильнее всего рост цен ощутили жители Северо-Казахстанской области: на 28,8% за год. В тройке печального первенства также оказались Актюбинская область и Шымкент. Наименьшее за год подорожание зафиксировано в Кызылординской области — на 4,5%.

Дороже всего среди крупных городов страны килограмм конины стоил в столице (3,3 тыс. ), а дешевле всего — в Кызылорде (2,3 тыс. тенге).

Снижение цен? Не дождетесь!

Правда, в последнее время пошли разговоры о достижении инфляционного пика. Но, уверяет экономист Алмас Чукин, публике не стоит кричать ура и бросать в воздух чепчики. Ибо цены снижаться не будут, замедлится только темп их роста. По словам экономиста, казахстанскую экономику от экономик развитых стран отличает высокий уровень госрегулирования в ценообразовании на самые разные товары, продукты или услуги — от проезда в общественном транспорте до ценников на заправках. «Цена — это термометр в экономике. Если она растет, то в нормальной рыночной экономике это сигнал производителю увеличивать производство того или иного товара или услуги. Постепенно спрос и предложение приходят в баланс, и цена снижается. У нас обычно так не работает. Взять наши цены на бензин. Они не из мира сего. Про них рассуждать бесполезно. Они дотационные и никакого отношения к экономике не имеют, у нас социально-политические цены. Или взять сжиженный газ. Рост цен на него стал искрой, которая зажглась в «январских событиях». Говорим дефицит газа, а откуда он возьмется!? Государство регулирует цену, держит ее на низком уровне. Кто будет себе в убыток заниматься его добычей?» — риторически вопрошает экономист.

Госпрограмма — враг развития

Вот и выходит, что мы живем не в ладу с собственным карманом во всем: сначала искусственно создаем дефицит на рынке — будь то рынок труда, продовольствия или нефтепродуктов, а потом гасим последствия этого дефицита госрегулированием — порой столь же беспощадным, сколь и бессмысленным. При таком подходе сложно надеяться на бурное развитие реального сектора — развивать любое производство себе в убыток, в самом деле, никто не будет. Как, впрочем, и банки не станут торопиться такое производство кредитовать. Неудивительно, что правительство, подстегиваемое регулярными наказами президента, выдумывает все новые и новые программы «поддержки и развития». Свой рецепт — возможно, болезненно радикальный, предлагает Елена Бахмутова. По ее данным, реальный сектор кредитуется банками только на 20%, остальные 80 — деньги, выделяемые в обход банковского сектора по льготным ставкам государственных и квазигосударственных «институтов развития».

«Скорее тут речь идет о бюджете, который выдает ссуды направо и налево. Замечу, что наибольший объем потенциально проблемных займов сконцентрирован в секторах торговли и строительства. Поэтому, если будет спрос на кредиты, то в этих сферах. Но, опять же, чтобы займы выдавались на рыночных условиях, нужно сократить огромное количество госпрограмм, которые напрямую предоставляют фондирование за счет бюджетных средств, не связанных с рыночной стоимостью денег. Нужно на практике координировать денежно-кредитную фискальную политику. Вот когда количество госпрограмм сойдет на нет, тогда эффективность процентного и кредитного каналов начнет работать. Но до тех пор, пока будет альтернативная экономика: (с одной стороны) рыночная, банковская и (с другой) — квазигосударстванная — бюджетная, мы будем сталкиваться с этой проблемой», — заявила глава АФК.

По сути, это то, о чем давно твердят многие эксперты: отодвинуть государство от экономики. Свести к минимуму госрегулирование и упразднить «квази-конторы», восстановив старые добрые министерские отраслевые вертикали. Такую экономику, действующую по понятным и стабильным правилам, те же коммерческие банки будут кредитовать куда охотнее. А трейдеры на местах перестанут, как выразился недавно премьер Алихан Смаилов, «баловаться с ценами».

В самом деле, может, хватит велосипед изобретать? Ведь всякий раз одно и то же получается: сверху — руль, снизу — цепи. А главное — все это за счет будущих поколений, наших детей и внуков.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz