Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды18 января 2023 4:30

Театру Аюханова хотят присвоить его имя

Булат Аюханов стал для коллектива театра не просто художественным руководителем, а педагогом, исполнителем и концертмейстером.
«Молодой балет Алма-Аты» как Государственный ансамбль классического танца Казахской ССР представлял собой театр хореографических миниатюр, в репертуаре которого одноактные, двухактные балеты, концертные номера на музыку русских, советских и западных композиторов.

«Молодой балет Алма-Аты» как Государственный ансамбль классического танца Казахской ССР представлял собой театр хореографических миниатюр, в репертуаре которого одноактные, двухактные балеты, концертные номера на музыку русских, советских и западных композиторов.

Недавно ушедший от нас легендарный танцовщик и хореограф, народный артист Казахской ССР Булат Аюханов (на фото) оставил после себя особую театральную школу, которую основал в далеком 1967 году.

Булат Аюханов.

Булат Аюханов.

Фото: Борис Юрьев

«Молодой балет Алма-Аты» как Государственный ансамбль классического танца Казахской ССР представлял собой театр хореографических миниатюр, в репертуаре которого одноактные, двухактные балеты, концертные номера на музыку русских, советских и западных композиторов. А Булат Аюханов стал для нового коллектива не просто художественным руководителем, а педагогом, исполнителем и концертмейстером. Изначально ансамбль располагался во Дворце им. Ленина. Само название театра отражало новые тенденции и новые подходы в постановках.

Чем живет, чем дышит его детище? Об этом и многом другом мы поговорили с новым директором театра (ныне это Государственный академический театр танца Республики Казахстан) Таиром Каратаевым и учеником Аюханова Диаром Акеневым.

— Булат Газизович был мастером миниатюр. Например, спектакль «Ромео и Джульетта» со всеми страстями и перипетиями главных героев он умудрялся показать за 20 минут, передав всю драматургию, эмоции, сюжетную линию, — подчеркивает директор Таир Нурланович. — Благодаря мобильности и отсутствию сложных декораций это был один из самых гастролируемых театров в СССР. Артисты исколесили не только весь Казахстан и ближнее зарубежье. За время существования балетной труппы зрители многих стран имели возможность познакомиться с искусством талантливого коллектива — это и Англия, Франция, Италия, США, Куба, Швеция, Индия и т.д.

Наряду с новаторской балетмейстерской деятельностью, и в том числе подвижнической педагогической, Булат Аюханов признан одним из ярких и самобытных исполнителей сценических образов. В годы перестройки, несмотря на всеобщую разруху, благодаря авторитету Булата Газизовича местными властями было выделено здание бывшего детского сада под репетиционную базу театра, где и продолжает по настоящее время находиться театр. Здание расположено в одном из спальных районов города Алматы. Помещение давно нуждается в ремонте и обновлении. Пройдясь по узкому коридору, сразу возникает ощущение, что попадаешь в советское прошлое — обшарпанный линолеум, старые деревяные двери и так далее. Похоже, творец Аюханов на такие бытовые нюансы не обращал особого внимания.

— Городские власти идут нам навстречу, запланирован ремонт в здании. Более того, готовы предоставить другое помещение, однако сейчас в Алматы нет свободных площадей, подходящих для балета. Мы в процессе обсуждения дальнейшего развития, — продолжает Таир Нурланович, — ведь это уникальный и значимый театр в истории Казахстана. Если изначально в его составе было 9 артистов балета, то с каждым годом штат увеличивался, и в настоящее время труппа театра включает более 50 штатных артистов балета.

Так как у балетной труппы нет своей сцены, спектакли проходят на сценах других театральных и культурных организаций: это и КазНАТОБ им. Абая, КазГосфилармония им. Жамбыла, КазТЮЗ им. Г. Мусперова и другие.

— У нас разнообразный репертуар — от классики до модерна. Совсем скоро состоится премьера спектакля «Снежная королева», а в марте приглашаем всех на балет «Жизель». И, продолжая традиции Булата Аюханова, мы тоже экспериментируем и стараемся внести новые, современные тенденции. Например, так как у нас нет своих декораций и сцены, постановка выигрывала за счет костюмов и света. Более того, с прошлого года мы добавили видеографику, когда на заднем плане с помощью проектора можно создать самые разные шикарные световые декорации, — делится планами директор.

— Каким лично для вас запомнился Булат Аюханов?

— Булат Газизович — творческая личность, он жил и горел балетом и своим театром, своим коллективом, поэтому все наши беседы были только об искусстве балета, спектаклях, музыке. Он прекрасно играл на фортепиано, а я по образованию — музыкант. Поэтому мы очень часто обсуждали музыкальную составляющую постановок. Как основатель театра он переживал за свое детище, за будущее театра, смотрел наперед, строил планы. Конечно, здоровье и возраст дали о себе знать. Когда началась пандемия, Булат Газизович переживал, что это отразится на коллективе. Ведь для артиста самое страшное — лишиться выступлений на сцене. Аюханов заботился о каждом сотруднике и подходил личностно, он к ним относился, как к своим детям. И всегда ставил акцент на творчестве, чтобы артисты продолжали гореть своим делом. Сейчас артисты переживают уход Булата Газизовича, так как он был для них больше, чем директор. Я точно знаю, что каждый хотел быть рядом с ним, услышать его отзыв, похвалу или критику. Так как и то, и другое очень ценно для артиста. Сейчас наша задача — продолжать его начинание, работать над творческим наполнением. И несмотря на то, что самое главное в театре — это люди, мне важно решать административные вопросы, стараться улучшать условия для творчества в меру возможностей.

— Немного каверзный вопрос. В связи с кончиной Аюханова нет ли переживаний, что его детище со временем останется без должного внимания со стороны властей?

— Абсолютно нет переживаний, имя Булата Газизовича Аюханова точно не будет забыто. Это легенда нашего балета. Это эпоха, которая всегда будет историей народа, страны, и его вклад в балетное искусство Казахстана со временем наоборот будет все значимее и виднее. Более того, если посмотреть на различные творческие сферы, то таких корифеев не так уж и много. И каждый на вес золота. Поэтому грош нам цена, если мы утратим память о них. Мы со своей стороны готовим документы в уполномоченный государственный орган для увековечивания памяти выдающегося деятеля культуры, основателя Государственного академического театра танца Республики Казахстан, для присвоения театру имени Булата Аюханова.

Из досье «КП»

«Молодой балет Алма-Аты» был основан 1 августа 1967 года. В 1975 году коллектив был переименован в Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан. В 1998 году коллектив Булата Аюханова получил звание «Академический», а в 2003 году труппа Аюханова стала Государственным академическим театром танца Республики Казахстан. Сам Булат Газизович, развивая традиции мирового балета, сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца. Созданный им коллектив солистов балета, в котором нет традиционного для трупп кордебалета, где практически каждый артист имеет собственный репертуар, позволяет расширять жанровые возможности искусства балета.

Дословно

Диар АКЕНЕВ, солист театра, ученик Булата Аюханова:

— Булат Газизович для меня не просто великий актер, а наставник, педагог, учитель. Он заботился не только о нашем профессиональном росте, а интересовался всеми сферами жизни — чем живем, о чем мечтаем, чем увлекаемся, о чем голова болит. Для меня он Шеф с большой буквы. Кстати, именно так я его всегда называл. И даже в личном общении с Булатом Газизовичем обращался у нему Шеф. Шеф — отличный психолог. Он знал все переживания и творческие мучения молодых артистов, всегда давал дельные советы, возвращал в реальность. Я познакомился с ним еще на 1 курсе учебы и уже тогда мечтал попасть в его театр. Булат Газизович сразу покорил мое сердце своей харизмой, любовью к балету. Рядом с ним невозможно было не загореться, не влюбиться в свою будущую профессию. Большая часть моих однокурсников мечтали попасть в его балетную труппу. И мне посчастливилось попасть в нее.

Булат Газизович — наставник от Бога. Несмотря на сложный характер, как у многих творческих личностей, мы с благодарностью и почтением принимали любые его замечания, критику, крепкое словцо, за которым он в карман не лез (улыбается). Потому что Шеф был очень требователен к себе и к нам, у него была крепкая хватка. Несмотря на болезнь, он до последнего работал с нами. Когда мог, приходил на репетиции, и сразу атмосфера менялась только благодаря одному его присутствию. Шеф всегда был на связи по телефону. Он — наставник от Бога. И этим все сказано. У него была очень высокая планка и любимый девиз — «Впереди планеты всей». Поэтому он всегда видел нас, своих учеников, на подмостках лучших театров мира. Такая вера в нас, такая любовь к балету не дают нам расслабляться, опускать руки, отступать назад. Мы просто обязаны продолжать его дело и творить на радость Шефу.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz