Казахстан
+24°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ27 января 2023 5:21

Такая здоровая сумма

В 2023 году финансирование медуслуг в Казахстане увеличится на 11% — до двух триллионов 488 миллиардов тенге. Помогут ли эти деньги пациентам?
Ирина ПАЛЬЧИКОВА
Фото: temperaturka.com.

Фото: temperaturka.com.

Тихо сам с собою?

В столичных поликлиниках открыли отделения скорой медицинской помощи (СМП). Пациентов здесь принимают терапевт, травматолог и хирург. Это пилотный проект. Заявленная цель — снизить нагрузку на медицинских работников в стационарах и увеличить доступность СМП для населения.

Новые отделения открылись и в алматинских поликлиниках № 4, 5 и 10.

Как это работает?

Пациентов, которые обращаются в скорую помощь, по состоянию здоровья делят на четыре категории. Первые три включают риски для жизни и здоровья. Пациенты четвертой категории, те, кто без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью могут получить первую помощь в поликлиниках.

Казахстанские пациенты восприняли пилотный проект неоднозначно.

— Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) оказывается участковыми терапевтами, педиатрами, ВОП, фельдшерами, акушерами, социальными работниками и медицинскими сестрами, о профильных врачах речи нет, — поясняет Галия Тобатаева, член Общественного консультативного совета ФСМС. — В алгоритме действий специалистов ПМСП нет ссылочной нормы по механизму оказания помощи на уровне 4-й категории. В терминах и определениях, используемых в стандарте, отсутствует расшифровка неотложной помощи на уровне ПМСП.

Между тем, согласно приказу МЗ № 225, «по результатам осмотра, диагностики, динамики проведенных лечебных мероприятий, фельдшером или врачом отделения СМП при организации ПМСП принимается одно из следующих решений... В случае оставления пациента, не нуждающегося в госпитализации, на месте вызова или на дому бригадой отделения СМП предоставляются рекомендации для обращения в организацию ПМСП (по месту жительства или прикрепления).

— Получается, специалисты отделения СМП сами себе делегируют рекомендации? — недоумевает правозащитница. — Если вызов прошел по 4-й категории, ПМСП, у которой открыта служба СМП, и ее не отдали в аутсорсинг, сама занимается сортировкой, верификацией и оказанием медпомощи?

А медикам так и вообще многое в этом новшестве непонятно.

— Поликлиники работают с 8.00 до 20.00. Теперь их работу сделали круглосуточной? — интересуется Кульшара Джумагалиева. — А ведь 4-я категория вызовов — это уровень участкового врача, для которой даже нет необходимости приезда бригады. Если хотят разгрузить профильные стационары, не лучше ли открыть больницы скорой помощи, как это было раньше? Отделение скорой помощи при поликлиниках — опять нагрузка на ПМСП, и так задыхающуюся от интеграции всего на свете!

Услышат ли реформаторы от медицины голос разума?

Не благодаря, а вопреки

История из серии — когда наши врачи «умывают» руки, а у родителей в борьбе за здоровье и жизнь ребенка руки не опускаются.

У сына Жанны Бикеевой два года назад случилась серьезная черепно-мозговая травма. Мальчик поступил во 2-ю детскую больницу столицы. По словам родителей, врачи меняли протокол лечения каждую неделю, но ребенку становилось только хуже.

— Мы доверяли врачам, верили, что нашего ребенка спасут. Но натолкнулись не то что на некомпетентность, а на какую-то бесчеловечность и жестокость, — с горечью вспоминает мать маленького пациента. — Мы случайно узнали про клинику Рошаля, нам помогли объявить сбор средств. Москва запрашивала видеоконференцию с нашими врачами с платформы телемедицины, но выяснилось, что в Казахстане она не работает. Пришлось вести переговоры по ватсапу. Московские врачи указывали нашим на недочеты лечения, после чего столичные врачи перестали заходить к нам в палату, «обидевшись», что мы уезжаем в Москву. Напоследок главный невролог вообще посоветовала нам идти домой: «Вам никто не поможет, во всем мире один протокол лечения подобного случая. Максимум, чего вы добьетесь, что он освоит навыки самообслуживания». Нас забрали на лечение в Москву буквально в последний момент. Если бы мы не уехали, наш ребенок не смог бы выжить.

За два года маленький пациент прошел 10 реабилитаций, из них шесть — в Москве, четыре — в Астане. А ведь казахстанские врачи прогнозировали, что ребенок не будет говорить, ходить, не будет адекватным.

— Конечно, в нашем случае не обошлось без чуда, — считает мама мальчика. — Но нужно бороться! Нужно принимать лекарства! Здесь, в Казахстане, не назначают даже аскорбинку. Например, мы до сих пор принимаем лекарства, которые лечат деменцию и слабоумие у пожилых. По инструкции эти лекарства детям до 18 лет противопоказаны, но в Москве назначают, потому что доказан эффект. Эти препараты содержат вещества, способствующие восстановлению нейронных связей и мозга в целом. Эти лекарства помогают детям с аутизмом, задержкой развития, ДЦП. Когда приезжаем в Москву, сыну параллельно назначают эти лекарства, так как они усиливают результаты от проводимых занятий. У нас же в реабилитационных центрах ни нам, ни другим детям медикаменты не назначались. А без них результаты от занятий (ЛФК, массаж, физиопроцедуры, логопед и т.д.) не такие явные, а в некоторых случаях их и вовсе нет.

И вот здесь возникают вопросы: почему у нас до сих пор такая косность в методах лечения; почему какие-то протоколы должны определять, жить пациенту или нет; почему не прислушаться к мнению коллег? Ведь сама жизнь подтвердила правоту родителей, которым не оставалось ничего другого, как довериться зарубежным врачам. И они оказались правы: их ребенок выздоровел и встал на ноги, но не благодаря, а вопреки. Жанна Бикеева констатирует:

— Мой сын полностью восстановился. Осталось нагнать школьную программу...

«Мы оказались бессильны...»

Следующая история закончилась трагически: трехлетний Амир после плановой операции впал в кому и скончался. Эту информацию подтвердил главный врач Костанайской детской областной больницы Нурлан Ержанов: «Очень жаль, что мы оказались бессильны».

Плановую урологическую операцию мальчику сделали в день его рождения, 15 декабря. В тот же день были прооперированы еще четверо ребят, и все отходили от анестезии тяжелее, чем обычно. У старшего 17-летнего парня болела голова, у младших — от 2,6 до 4 лет — поднялась температура выше 40 градусов. Анестезию все пятеро получили из одного флакона.

Сейчас проводится экспертиза препарата «Профол», который использовали для анестезии. Врачи считают, что дело именно в нем — раньше его применяли, но последствий не было даже у новорожденных. Пока не ясно, что именно пошло не так, но версия передозировки комиссией МЗ уже исключена. Возбуждено уголовное дело, начато досудебное расследование.

«Ищу емши...»

Немудрено, что на фоне бессилия нашей медицины кто-то из пациентов все чаще ищет спасения у целителей и шаманов, кто-то — у «волшебных докторов» с нетрадиционными методами лечения.

Представьте, как разуверился в нашей медицине человек, написавший такое:

«Астанчанка под ником Алека опубликовала в соцсети просьбу о помощи: «Ищу емши. Сестра болеет. Лежала во 2-й горбольнице, только обезболивающее делали, дальше — обследование по месту жительства. Из-за финансовых проблем не удается найти хороших специалистов. Прошли МРТ и некоторые обследования. Онкомаркеры периодически то повышены, то в норме. Онколог, гастроэнтеролог, хирург, гинеколог в поликлинике футболят друг к другу, разводят руки. С органами брюшной полости, кишечником, по-женски много проблем. Боли в малом тазу, костях, кишечнике, животе. Иногда болит так, что ходить не может. Сильно похудела. Ищем хорошего специалиста, который комплексно возьмется за пациентку. Может, где-то под Астаной или в области есть сильный целитель? Нужен проверенный, который сможет поставить диагноз, и, если есть сглаз/порча, снять. Ищем любые способы, лишь бы помогло. Сестра тает на глазах. Уже не знаем, как ей помочь...».

В смерти винить «злую ауру»?

Следственный комитет РФ проверяет «волшебного доктора» и «онкопсихолога» Дмитрия Раевского, обвиняемого пациентами в шарлатанстве, сомнительных методах и неэффективности лечения онкологии. Проверка ведется по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Доследственную проверку начали после жалоб нескольких семей.

Пострадавшие утверждают, что врач принуждал их отказаться от пересадки костного мозга, на приемах «мычал по-тибетски», а также обвинял в смерти одного из своих пациентов его «злую ауру».

Казалось бы, к нам этот «волшебник» не имеет никакого отношения. Но нет: сообщается, что «доктор» находится в Казахстане, где возглавляет еще одну сеть клиник Центра интегративной медицины. А на сайте клиники, который и сейчас доступен всем желающим, утверждается, что там создают медицину будущего:

«... достигнуты устойчивые результаты при лечении различных заболеваний. Новаторский подход в лечении позволил совмещать методы традиционной и классической медицины. Специфика работы врача интегративной медицины заключается в рассмотрении человека как целостной, взаимосвязанной системы...».

Кто бы спорил: человек — целостная взаимосвязанная система. Хорошо бы, чтобы это, наконец, поняли представители нашей официальной медицины. Тогда и потребность в емши и других «волшебниках» отпадет сама собой.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz