Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Общество1 февраля 2023 5:55

В каждом ребенке живет творец

В сельской местности наблюдается заметный дефицит креативных учителей.
Фото из архива Ирины Балан.

Фото из архива Ирины Балан.

Обычно педагогов-новаторов можно встретить в крупных городах. Но некоторые из них работают в глубинке и переезжать в город не собираются. В их числе Ирина Балан, основатель и преподаватель творческой мастерской «Индиго», которая работает в селе Каргалы в Жамбылском районе Алматинской области.

Ирина Балан.

Ирина Балан.

— Ирина Юрьевна, какие авторские приемы вы используете в работе с детьми?

— С каждым ребенком стараюсь работать индивидуально. Не делю детей на группы по возрастам. Работая с 5-6-летними детьми, пользуешься их языком, чтобы все было просто и весело. 7-10-летние ребята боятся, как правило, сделать что-то неправильно. Для них очень подходит правополушарное рисование, использую приемы арт-терапии. Постоянно анализирую работу детей, используя рисуночную диагностику. Это уже больше для себя. Информативно и помогает найти индивидуальный подход. Когда старшеклассники осваивают академический рисунок, а рядом малыши слушают мои объяснения, понимают, что это все-таки серьезная наука. Ну, и, когда берешься за кисти, работая рядом с детьми, это тоже играет очень важную роль.

Гаджеты и креатив

— Как цифровые технологии влияют на психологию детей? Можно ли направить увлечение гаджетами в русло развития творческих способностей ребенка?

— Мышление, способ изложения своих мыслей стали тезисными. Дети мало читают, в речи много сленга. Дисграфия (согласно Логопедическому словарю, «частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме». — Прим.ред.), по-моему, перестала быть диагнозом, как считалось еще лет 30 назад. Родители жалуются на жуткий почерк детей. Надо направлять цифровые технологии в нужное русло. Дети получают задания найти информацию о художниках, новых стилях, о мировых шедеврах. И, разумеется, мы используем соцсети, чтобы показать, какие у нас замечательные художники и какие у них достижения.

Фото из архива Ирины Балан.

Фото из архива Ирины Балан.

— Насколько активно современная средняя школа использует игровые практики в образовании? Что бы вы посоветовали ввести в школьную программу из этих практик?

— В школе не работаю уже более 10-ти лет. С современной средней школой близко столкнулась, когда мой внук пошел в первый класс. О новом подходе, программах, предметах публикуется очень много, и все в превосходной степени. Вряд ли родители разделяют это мнение. Игровые практики обычно используются на открытых уроках в ходе предметных декад. Дети от нестандартных уроков в восторге. Но каждый такой урок — огромная подготовительная работа. А учителя всегда перегружены. В школах проводят экспериментальные программы продолжительностью в учебный год. Кто бы послушал, что сами ученики говорят об этих экспериментах. Это постоянное напряжение, дополнительная нагрузка. Дети не знают, что учиться можно с удовольствием.

— Должны ли выездные уроки в музеи, на природу стать обязательной частью среднего образования по таким предметам, как география, история, биология?

— Конечно, это было бы просто великолепно. Но у нас, в отдаленном пригороде, для учителей это непростая задача. Согласовать с администрацией, медработником, прихватить бикс с медикаментами, найти и заказать транспорт, обеспечить присутствие нескольких родителей, оплатить дорогу. В мастерской это проще. С учениками мастерской мы ездили на «Ночь в музеях». В восторге были все. Но ведь достаточно посмотреть вокруг. Взять, например, наш поселок. Это одно из мест древних стоянок на Великом шелковом пути. В наших горах есть балбалы, петроглифы, места древних захоронений. У нас в 1939-м был найден знаменитый Каргалинский клад. Каждая травинка в наших горах лекарственная, родники с изумительно чистой водой, красивейшие водопады. Все, о чем я упомянула, можно и нужно использовать при изучении предметов школьной программы. Достаточно подойти к обучению творчески.

Фото из архива Ирины Балан.

Фото из архива Ирины Балан.

— Нужно ли ребенку во время каникул целиком отказаться от образовательных практик?

— У детей должны быть каникулы. Это время активного отдыха, спорта, творчества, походов. Детям нужно дать перезагрузиться. Это гораздо эффективней, чем дополнительные курсы. А вот чтение никому и никогда не вредило.

Секрет управления временем

— Вы работали в детском лагере на фестивале FourЭ в августе прошлого года. Как он был устроен и какие формы работы с детьми вы использовали?

— Руководителем детской площадки был Илья Ламах, известный как «клоун Бабочкин». Формировать команду и продумывать общий сценарий и отдельные моменты мы начали еще в начале лета. Выбрали место с густыми деревьями и зеленой травой. Оформление делали и крепили сами несколько дней. Привлекли учебные центры из нашего поселка. Распланировали зоны для активных игр. У нас был пиратский корабль с канатами, на которых можно было качаться. Специально для него мы сшили парус. В этой зоне мы проводили танцевальные флэш-мобы, активные игры, эстафеты. Создали театральный балаганчик, для которого я сшила разноцветный занавес. Там проходили спектакли для детей и концертная программа. Ученики мастерской помогали делать фотозоны. Столы для рукоделий, аквагрима, шахмат и мастер-классов расположили в тени. Приходилось охранять площадку, чтобы не приходили с собаками, не курили даже вблизи, убеждать прибывающих туристов не ставить там палатки. Все прошло весело, активно, захватывающе, с призами, подарками, сувенирами, сделанными детьми самостоятельно. А вечерами у костра пекли картошку и рассказывали страшные, а также смешные истории.

Фото из архива Ирины Балан.

Фото из архива Ирины Балан.

— Недавно вышла ваша книга стихов «На кончиках пальцев». Используете ли вы поэтические занятия в работе с детьми?

— Как таковые поэтические занятия не проводим. Это все-таки особая творческая ниша. Но все ученики знают, что я пишу, принимаю участие в конкурсах. Старшеклассники регулярно посещают мои страницы на литературных сайтах. Даже пробуют писать сами. А вот свои сказки и рассказы детям я читаю. Некоторые из них очень волнуют подростков, они сопереживают героям, строят версии, что было бы, если бы события развивались иначе.

Одна моя ученица, сейчас она уже студентка, сказала как-то, что в ее представлении я человек, который умеет управлять временем, потому что за месяц успеваю сделать больше, чем некоторые за год. Надеюсь, что это так. Я была бы счастлива, если бы это качество переняли и мои ученики. Ведь для творческого человека, умеющего управлять временем, нет ничего невозможного.

Справка «КП»

Ирина Балан — основатель и преподаватель творческой мастерской «Индиго», которая работает в селе Каргалы (поселок Фабричный) в Жамбылском районе Алматинской области. Член клуба художников «Самоцвет», член Ассоциации художников-педагогов «Тумар Арт», постоянный участник художественных выставок этих объединений, дипломант международных творческих конкурсов по живописи и литературе, поэт, писатель.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz