Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 октября 2022 4:21

Я б в учителя пошел, пусть меня научат

В Алматы прошел семинар для специалистов в сфере образования.
На семинар были приглашены специалисты учреждений образования не только Алматы, но и регионов Казахстана.

На семинар были приглашены специалисты учреждений образования не только Алматы, но и регионов Казахстана.

«Лучшие мировые методики — в обычные казахстанские школы» — так можно было бы обозначить суть семинара-тренинга, который прошел на днях в Алматы. Бесплатный семинар проходил на базе международной школы «Мирас». На него были приглашены специалисты учреждений образования не только Алматы, но и регионов Казахстана.

Главная цель семинара - показать, как можно на практике реализовать компетентностную модель образования.

Главная цель семинара - показать, как можно на практике реализовать компетентностную модель образования.

— Все мы задумываемся над тем, чтобы ученики не только владели академическим запасом знаний, но и были мыслящими, креативными, успешными, могли развиваться и обучаться на протяжении всей жизни, совершенствуя свои навыки. Это откроет детям большие перспективы, повысит уровень достижений прямо сейчас, а в будущем даст возможность работать в престижных компаниях, — говорит директор школы «Мирас» Алматы Ирина Власянц. — Чтобы хорошо адаптироваться в современном быстро меняющемся мире, чтобы быть успешным, достигать поставленные цели, важно с детства формировать общеучебные навыки. Всего таких навыков пять: исследовательские, мыслительные, коммуникативные, социальные, навыки самоорганизации. На семинаре наши педагоги делились своим многолетним практическим опытом с коллегами из других школ. Программа развития общеучебных навыков частично внедряется в школах, но нет системы, которая позволила бы определить индивидуальный уровень развития навыков у каждого ребенка на разных ступенях обучения, понять, на что сделать акцент в обучении, как дальше с ним работать индивидуально, чтобы ребенок понимал, что он лично может улучшить в своей учебе. Такая система позволяет учащимся всесторонне развиваться, уметь исследовать и анализировать окружающий мир, интегрировать исследование на разных предметах, ставить проблемные вопросы, креативно мыслить, участвовать в дискуссии, развивать навыки самоорганизации, ставить перед собой более глобальные цели, задачи и учиться на протяжении всей жизни. Как реализуется программа на уроках? Например, школьники не просто учат наизусть стихотворения, а обсуждают, размышляют, работают в команде, учатся выслушивать мнения друг друга, давать обратную связь, дискутировать, вести продуктивную беседу и так далее. Развитие общеучебных навыков должно быть интегрировано в обычную школьную программу. Анализ таких показателей, как процент качества знаний и успеваемости, не дает полной картины развития ребенка. А сколько детей с высоко сформированным уровнем мыслительных навыков, какие у них индивидуальные таланты и особенности? Сейчас на уровне Министерства просвещения решается вопрос, как улучшить систему среднего образования, созданы рабочие группы. Мы в свою очередь делимся личным опытом.

Инициаторы семинара-тренинга надеются, что полученные знания будут воплощены в жизнь.

Инициаторы семинара-тренинга надеются, что полученные знания будут воплощены в жизнь.

Внедрение общеучебных навыков в нашей школе курируется администрацией, координаторами, классными руководителями, учителями на уроках и самими учениками — такая модель позволяет более эффективно оценивать прогресс. Внедрена так называемая матрица ожиданий, в которой расписаны требования к учащимся по овладению общеучебными навыками. К примеру, уже в 6 классе в рамках исследовательских навыков учащийся должен уметь находить информацию и использовать ее в своем исследовании, соблюдать правила академической честности, принимать решения по отбору информации и объяснять свои решения. В 7 классе требования усложняются. В 12 классе студенты «Мирас» полностью готовы к первому курсу университета, в результате уровень поступления в вузы — 100 процентов, демонстрируются высокие баллы на государственных экзаменах и по программе IB, и на ЕНТ. Родители учеников получают отдельный отчет о развитии общеучебных навыков ребенка. В нем указано, на что нужно обратить внимание, оценены уровни достижений — от «ниже необходимого уровня» до уровня «превосходящего ожидания». Учитель и ребенок могут сами проанализировать процесс.

Высшее мастерство — зажечь ученика!

В разработке таких программ «Мирас» опирается на стандарты и рекомендации ГОСО РК и Международного бакалавриата. Здесь модель компетентностного образования реализуется уже более 20 лет. И во второй части семинара преподаватели делились практическим опытом с коллегами из других школ. Одна из таких педагогов, которая проводила мастер-класс для коллег, — Наталья Кеневич, преподаватель русского языка и литературы. Еще на 4-м курсе АГУ имени Абая в числе лучших студентов она попала на московский семинар по Вальдорфской педагогике. В течение двух лет посещала занятия, где профессора из Европы погружали в совсем другой формат обучения, когда ученик и студент — в центре процесса обучения, не объект, а главное действующее лицо, вокруг которого разворачиваются события.

Бесплатный семинар проходил на базе международной школы «Мирас».

Бесплатный семинар проходил на базе международной школы «Мирас».

— Если педагог горит своей профессией, то всегда может быть творцом своего урока и работать на результат. А значит, будет работать на успешность, социализацию, развитие творческих способностей, выступать, как партнер, чтобы складывались доверительные отношения. За 40 минут нужно так распланировать урок, чтобы каждый ребенок не только усвоил материал, а понял, как ему это важно, интересно и полезно. Не должно быть такого, что ответил — и отключился от урока. Урок должен принимать активную социальную форму в виде обсуждения, дискуссии и так далее. Когда ребенок что-то открывает для себя, происходит некая вспышка счастья, самопознания. И это истинная цель любого урока. Высшее мастерство Учителя — зажечь и отправить ученика в большую жизнь, — считает Наталья Кеневич. — И тогда ученик берет свою долю ответственности. Так формируется социальная активность. Я всегда говорю ребятам, что после школы они могут внести свой значимый вклад в развитие страны, а потом изменить весь мир к лучшему. Потому что они-то будущее, которое сейчас формируется и закладывается. И какие нравственные, духовные и образовательные компоненты они получат, то и понесут в мир.

Быть в потоке времени

Инициатором семинара выступил ОФ «Фонд образования Нурсултана Назарбаева». Организаторы семинара-тренинга подчеркнули, что общеучебные навыки помогают студентам быть успешными в течение всей жизни, не только во время обучения в школе. При этом внедрение их в школьную программу не предусматривает отход от государственных стандартов.

Наталья Кеневич , преподаватель школы Мирас, уверена, что истинная цель урока - вспышка счастья от познания.

Наталья Кеневич , преподаватель школы Мирас, уверена, что истинная цель урока - вспышка счастья от познания.

«Программа ATTL, внедренная в наших школах и представленная сегодня на семинаре, представляет собой продуманное содержание, стратегии, методики, которые делают образовательный процесс более качественным, подготавливают ученика к самостоятельному развитию в течение всей жизни», — говорится в приветственной речи директора ОФ «Фонд образования Нурсултана Назарбаева» Светланы Мурзабековой.

— Главная цель семинара — показать педагогам казахстанских школ, как можно на практике реализовать компетентностную модель образования. Так как, к сожалению, в Казахстане в республиканском масштабе эти механизмы еще не реализованы. А задача такая поставлена. Если мы хотим, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы желание учиться стало его жизненной потребностью и необходимостью, нужно выстраивать этот процесс в школах системно, — подчеркивает координатор национальных программ Фонда Мария Ковжасарова. — Более того, жизненно необходимые навыки важно формировать с детского сада. Главным преимуществом международных программ является обучение в процессе деятельности, в жизненной практике. Большинство частных школ находят правильные направления, так как высокий уровень конкуренции диктует им необходимость поиска новых подходов для привлечения детей и родителей. В государственных школах эти изменения тоже присутствуют, но реализуются не системно. Мир стремительно меняется, и задача казахстанской школы — отвечать требованиям времени.

Педагоги с интересом изучали новые возможности.

Педагоги с интересом изучали новые возможности.

Участники семинара-тренинга «Процесс формирования и развития общеучебных навыков на примере опыта работы международных школ «Мирас» рассказали о значительном интересе к программе. Их заинтересовали подходы школы, которые апробированы на практике в течение многих лет и приводят к заданному результату. А также у слушателей появилась возможность сравнить свой опыт с опытом международной школы — организатора семинара-тренинга. Многие из участников имеют давние связи со школой «Мирас» и уже наладили активное сотрудничество. Семинар стал отличной возможностью для обмена опытом.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz