25 октября его шестиместную праворульную «хонду» 2007 года выпуска с российским номером подожгли
Нурлан Канатов сам по себе личность весьма занятная. Хотя определить его профессиональную сущность не очень-то и легко. Похож на общественного активиста и блогера - но почему-то всегда трется у дверей высоких кабинетов. Более того, вхож в эти кабинеты. И даже как-то занимал один из них, будучи руководителем КГУ «Молодежный ресурсный центр» отдела внутренней политики акимата города Тараза. Но если гражданин «при должности», то почему он денно и нощно зависает в соцсетях, «разоблачая» ту самую систему, в которую встроен?.. И, кстати, после очередной серии «изобличений» такой «борец за правду» обычно пересаживается в еще более мягкое кресло. Так произошло и с нашим героем. Оторвавшись от бюджетной соски (после громкого скандала, связанного с финансовыми нарушениями), Нурлан Канатов недолго ходил без работы и на момент произошедших с ним в конце прошлого года умопомрачительных событий пребывал в должности директора КГП «Областной центр кино» Управления культуры, архивов и документов акимата Жамбылской области.
Нурлан Канатов.
И вот 25 октября его шестиместную праворульную «хонду» 2007 года выпуска с российским номером подожгли, о чем Нурлан Канатов тут же оповестил мир посредством Фейсбука: «Друзья Если честно у меня впервые в жизни такое паршивое настроение в день моего рождения. Лица совершившие теракт возле моего дома, запомните, я Вас всех найду…» (пунктуация и орфография сохранены. - Г. В.).
Вот напрасно он употребил слово «теракт». Если до этого «потерпевший» мог рассчитывать хоть на какое-то сочувствие, то после введения им в обиход этого оказавшегося роковым для него словечка других эмоций от окружающих - кроме как гомерического хохота - ему уже ожидать не приходилось. Ну, скажите, кто поверит, что какой-то маленький начальник - пусть даже директор целого Дома кино - может представлять серьезный интерес для террористов?.. И вообще, где они и кто они, эти мифические террористы? Тараз пережил единственный в своей новейшей истории террористический акт почти полтора десятилетия назад, когда 12 ноября 2011 года приверженец радикального ислама Максат Кариев убил семерых представителей силовых структур и гражданских лиц, троих ранил и отправился в мир иной от собственной гранаты. И это было страшно. А тут преуспевающий блогер, сделавший себе имя на шельмовании руководителей госорганов (которые в силу налагаемых на госслужащих этических табу не всегда могут как следует ответить), кричит на весь свет о каком-то там теракте.
Пересолярил
Между тем жамбылская полиция, засучив рукава, взялась за дело. Оно вполне серьезно было возбуждено по статье 202 части 2 УК РК («Умышленное уничтожение, повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога»). Тем более что факт поджога был налицо: на кузове машины действительно слегка попортилась обшивка. Но была во всем этом одна неувязочка, которая сразу насторожила полицейских…
- Я сам выезжал на осмотр места происшествия, - говорит заместитель начальника Департамента полиции Жамбылской области Нуржан Рахметуллаев. - Были сразу замечены следы дизтоплива. Странный, однако, выбор для поджога. Если бы предполагаемый злоумышленник и вправду хотел, чтобы автомобиль сгорел, он бы использовал бензин, дающий быстрое воспламенение. А соляркой машины не поджигают…
Сотрудники, входящие в следственно-оперативную группу, изъяли с места происшествия баклажку. Экспертиза показала, что это действительно дизтопливо.
Тем временем Канатов, признанный по делу потерпевшим, без устали выкладывал в соцсетях посты о поджоге, покушении, теракте…
«Вчера в голову забралась такая мысль, Если государство не может обеспечить безопасность моей семьи, может нам тогда уехать жить в другую безопасную страну…»
Неужто «борец с системой» всерьез думал, что его будут уговаривать остаться? А, может, ждал приглашения из «другой безопасной страны»?
Ни дня без хайпа!
Когда почва для последующих заявлений была подготовлена, появились имена тех, на кого правоохранительные органы должны были, по мнению Канатова, обратить свой грозный взор - двоих «подозреваемых в подготовке теракта».
Оба эти имени хорошо известны в Жамбылской области. Первый «подозреваемый» был обозначен Канатовым однозначно и четко: заместитель акима Жамбылской области Канатбек Мадибек. Канатов разместил в Фейсбуке его фотографию и подписал: «Подогреваемый № 1». То ли буквы «з» и «г» перепутал, то ли специально придал определению двойной смысл. На другого «организатора теракта» (надо понимать, «подельника» замакима) блогер намекнул еще за неделю до события. Имя этого человека более чем знакомо жамбылским полицейским - ведь это их шеф, начальник ДП Жамбылской области генерал-майор Арманбек Баймурзин. О нем Нурлан Канатов выдал пост от 18 октября (аккурат за неделю до «теракта»): дескать, внимание-внимание, готовится провокация со стороны начальника ДП Жамбылской области…
Канатбек Мадибек.
Арманбек Баймурзин.
Налицо зловещий симбиоз коррумпированной исполнительной власти с «оборотнем в погонах» - одно слово, мафия. Да покруче сицилийской! Там госчиновник, тут генерал… Куда уж против такого «спрута» скромному хранителю очага культуры!
Вот стражи порядка и решили помочь бедняге разобраться с его ночными страхами.
В поле зрения видеокамер попал ВАЗ-2114, промелькнувший в зоне происшествия. Полицейские отыскали хозяина машины и через него вышли на людей, которые в тот день брали у него авто. Как выяснилось, именно для того, чтобы совершить поджог автомобиля Канатова. Одного из них зовут Марат. Безработный, перебивается случайными заработками. Он не стал запираться и рассказал следствию все, как оно было.
Сказать, что его откровения вызвали удивление у работников следствия, - значит, ничего не сказать. Это были ошеломление и шок. Потому что заказчиком «поджога» (или «теракта») оказался… сам Нурлан Канатов!
- Исполнитель признался, что поджог он совершил по просьбе самого же Канатова за определенную сумму денег, - поясняет заместитель начальника ДП Жамбылской области Алмаз Саламатов. - 7 февраля Нурлан Канатов был задержан. Ему инкриминируется статья 419 часть 3 УК РК («Заведомо ложный донос о совершенном преступлении, соединенный с обвинением лица в тяжком преступлении»). А 9 февраля в отношении него судом избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца.
Мы поинтересовались у полицейского реакцией самого Канатова на такой поворот дела.
- Как только мы установили поджигателей, - рассказал полковник Саламатов, - Канатов занервничал и стал пытаться самыми разными способами воспрепятствовать следствию, подключая различных общественников, блогеров, журналистов - то есть оказывая информационное давление. Но потом, видимо, понял, что это бесполезно и бесперспективно для него, и решил сотрудничать со следствием. Он дал признательные показания о том, что действительно организовал поджог собственной автомашины, чтобы обвинить в этом должностных лиц и одновременно привлечь внимание общества к собственной персоне. Как говорят в молодежной среде, «поймать хайп».
«Неумолимый мститель»
Следствию еще много предстоит выяснить в этой забавно-скандальной истории, и прежде всего определить истинные мотивы столь рьяного стремления Канатова дискредитировать полицейского начальника и одного из руководителей акимата. Не исключено, что за этим стоят гораздо более весомые личности из жамбылского истеблишмента и полиции, за что-то мстящие либо устраняющие конкурентов. Ведь ни у заместителя акима Мадибека, ни у начальника ДП Баймурзина не было никаких личных счетов с директором Дома кино. Очень вероятно, что генерал Баймурзин и фамилии своего «разоблачителя» раньше никогда не слышал. Ну, а что же связывало Канатова и Канатбека Мадибека? - об этом мы решили спросить самого чиновника. И вот что он поведал:
- В 2020 году я был назначен руководителем аппарата акима области, до этого занимал пост акима Сарысуского района. Во время выборов в январе 2021 года ко мне обратился один из влиятельных агашек региона с просьбой продвинуть в маслихат его человека. Это было абсолютно не в моей компетенции, и я, естественно, ему отказал. И сразу началась травля в соцсетях. Занимался этим Нурлан Канатов, с которым мы вообще не были знакомы. На меня посыпались абсолютно беспочвенные обвинения и оскорбления. Канатов не постеснялся даже выставить фотографию экскрементов - и подписал, что это относится ко мне.
…Мадибек попробовал привлечь обидчика за клевету, но судья Специализированного административного суда города Тараза Данияр Мадемаров не усмотрел «заведомости» в распространенных в отношении него ложных сведений и административное производство прекратил. После «судебного триумфа» Канатов закусил удила и стал с еще большим остервенением изводить Мадибека. Объявил на него настоящую охоту. Звонил, слал эсэмэски, открыто угрожал.
- «Лучше увольняйся, - писал он мне, - по собственному желанию, а иначе я продолжу публиковать на тебя компромат», - рассказывает зам-акима. - Его преследование приобретало все более системный характер. К примеру, он не поленился, поехал на мою малую родину в город Жанатас, и там опрашивал людей, что они обо мне думают. Кроме этого, совершил вояж в Астану - лично отвез в Агентство по противодействию коррупции жалобу на меня, им самим подписанную. И таких жалоб и организованных по ним проверок моей деятельности было немало. И хоть ничего и не подтверждалось, но Канатов не унимался и писал вновь и вновь.
- А деньги он у вас случайно не вымогал?
- Доказательств у меня нет, но было так, что один общий знакомый передал мне, что если я хочу, чтобы все эти нападки прекратились, то должен оплатить штрафы, наложенные на Канатова и его коллегу за нарушения при госзакупках в бытность их руководителями КГУ «Молодежный ресурсный центр». На каждого из них был наложен штраф по 6,5 млн тенге. Итого 13 миллионов тенге. Мне намекнули, что если я «отмечусь» этой суммой, то в последующем у меня будет спокойная и безмятежная жизнь. Я хотел изобличить вымогателя, но тот будто чтото почувствовал и больше на связь не выходил. А 26 октября вечером я получил от Канатова аудиосообщение примерно такого содержания: «Канатбек, ты хотел совершить в отношении меня теракт, я твое «послание» получил, жди теперь «ответку», у меня большие связи, я буду тебя разоблачать». Ну, а потом появилась моя фотография в Фейсбуке с подписью «Подогреваемый № 1», затем последовали вызовы к следователю. Были у нас с Канатовым очные ставки, где он указывал, что подозревает меня в поджоге его машины, и заявлял, что я не достоин работать на госслужбе. Ну, а когда я узнал, что задержали настоящих поджигателей, я уже сам написал заявление в полицию на ложный донос со стороны Канатова.
Вот такая вышла пародия на плохой детектив. Каких только экзотических персонажей не являет миру новомодный «бложий промысел»…
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz