Казахстан
-3°
Boom metrics
Общество17 марта 2023 11:15

О здравоохранении для «чайников»

Врач-хирург с более чем 30-летним стажем Эрик Байжунусов, занимавший высокие чиновничьи посты, знающий проблемы медицины не понаслышке, а изнутри, решил поразмышлять о нашем казахстанском здравоохранении, адресуя свои мысли «чайникам», то есть нам с вами.
Владимир Никитин
Фото - wfin.kz

Фото - wfin.kz

Фото: из открытых источников

Натолкнула его на эти размышления предвыборная кампания, в процессе которой кандидаты в депутаты привлекают голоса электората громкими обещаниями, в том числе и в сфере здрава.

- Тут все начали обещать «рай в медицине» и решить все наболевшие проблемы оптом. Что ж, весьма похвально. Но вызывает озабоченность неосведомленность некоторых в простых вещах, и поэтому давайте уясним следующие простые понятия. Думаю, это будет полезно как им, так и тем, кто далек от проблем медицины.

ПЕРВОЕ. ХОТИМ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ? ЗДОРОВО!

Но вот в чем беда: внешне в медицине все очень просто - есть больной, есть аппаратура, есть лекарства и врач, есть Google, в конце концов. Надо только объединить эти составляющие, и, вроде как, все должно решиться. Но почему тогда эти простые вещи до сих пор не решаются? И, причем, весь мир решает этот ребус - как сделать медицину качественной, не увеличивая при этом затраты на нее? И надо сказать, еще ни одной стране не удалось решить эту проблему. Бесплатная - значит недоступная (физически), грубая и плохая. Платная - недоступная (финансово), улыбчивая, но коварная. Коварная в плане ее запрограммированности на «выкачивание» дополнительных денег из пациента.

Поэтому многих «младоменеджеров» вводит в заблуждение эта кажущаяся простота организации медицинского дела.

ВТОРОЕ. НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ. ДОБЬЕМСЯ УВЕЛИЧЕНИЯ? ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

Однако нет в мире страны, которая сказала бы, что медицине там выделяется достаточно денег. Даже в хваленых США (16% от ВВП на здравоохранение!) тоже говорят, что денег недостаточно. При этом наиболее удачные модели здравоохранения (Швеция, Германия, Италия, Англия) обходятся более малыми средствами, хотя постоянно говорят, что тоже остро ощущают дефицит средств.

Почему так? А просто потому, что эффективность здравоохранения не зависит от количества выделенных денег, а зависит от разумного их использования. Если проще - не платить за фасад, а платить за результат. Кто результативней, тот и должен зарабатывать больше. Но это только вершина айсберга.

Эрик Байжунусов.

Эрик Байжунусов.

ТРЕТЬЕ. УЛУЧШИМ РАБОТУ ПМСП? УЖЕ ПОДНАДОЕВШАЯ ФРАЗА, НЕ ПРАВДА ЛИ?

Действительно, наиболее эффективными считаются модели с развитой системой первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). То есть поликлиники, если по-нашему. А если еще глубже, то с развитой семейной медициной. Почему? Просто потому, что болезнь легче предупредить и вылечить на начальной стадии. То есть амбулаторно. А вот когда болезнь возникла и, тем более, когда перешла в хроническую стадию, тут уже все гораздо сложней - стационар, узкие специалисты, КТ, МРТ, ПЭТ и много чего еще.

Поэтому ТАМ у них 60% средств направляют именно на ПМСП. На что? На все виды обследований и, особенно, на лекарства. ТАМ все, что по рецепту, - бесплатно или платишь копейки. Таким образом, 80% пациентов получают лечение на уровне ПМСП. То есть в поликлиниках.

У нас все наоборот. У нас более 60% пациентов лечатся в стационаре. И мы с двойным усилием закачиваем средства именно в стационар. Строим, покупаем, строим и покупаем. Почему? Потому что больных становится все больше. И мы все больше раскручиваем этот замкнутый круг. ПМСП - денег нет. На стационар денег не хватает. И не хватит никогда, так как лечение запущенных больных будет требовать все больше и больше средств!

И самое страшное - чем лучше медицина, тем больше в обществе хронически больных. Вот такой парадокс. Так что не все так просто.

ЧЕТВЕРТОЕ. ПОВЫСИМ ТАРИФЫ? ПОТРЯСАЮЩЕ!

Однако справедливых тарифов нет нигде в мире. Во всех отраслях экономики, а в медицине - тем более. В мире ничего лучшего не придумали, как оплачивать услуги стационара по диагнозу. То есть оплачивается стоимость диагноза целиком согласно утвержденному тарифу. И тут каждая больница должна думать, как грамотно заработать, то есть внедрять различные стационарозамещающие технологии.

Ну, например, зачем придуманы лапароскопические методы операции? Помимо всего прочего, это позволяет сократить сроки пребывания пациента на койке до минимума. Поэтому эта технология так бурно развивается у нас. И таких технологий тысячи. Надо обучать, обучаться, внедрять и развиваться. Без этого никак! Знаете, сколько стоит один койко-день в нашей медицине по всей стране? Около 700 миллионов тенге! Теперь понятно, почему это так важно?

Кроме того, эта модель оплаты называется еще оплатой по КЗГ (клинико-затратные группы- метод возмещения оплаты). Все болезни сгруппированы согласно стоимости. И поэтому будь добр, считай свои деньги. Если твои доходы меньше твоих расходов, значит, что-то не так, не правда ли? Кто будет работать на минус? Это же глупо!

Однако больницы так работают. Почему? Потому что инфляция растет, лекарства дорожают, оборудование тоже, надо повышать зарплату и т.д. Отказывать пациентам нельзя, за это нещадно бьют со всех сторон. И что делать? Вот они и работают на свое банкротство.

Поликлиникам еще хуже. Почти 90% средств идет только на зарплату. А больше 40% их услуг вообще без тарифа. То есть пациенты есть, врачи есть, лечение проводится. Но не оплачивается. Почему? Потому что опять-таки нет денег.

ПЯТОЕ. ПОВЫСИМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕКАРСТВ? КАК ТАМ, У НИХ? МОЖНО.

Только это займет срок больше года. Это как минимум. Новое лекарство ведь надо зарегистрировать, провести испытания, определить стоимость. И это только начало. Потом его надо включить в протокол лечения болезни и утвердить. Дальше включить в справочник лекарств и залить в информационную систему. Без этого никак, так как для оплаты нужна стоимость того самого КЗГ.

И если ваше лекарство дороже того, что было раньше (а это практически всегда так), то автоматически повышается стоимость лечения всех болезней, которые лечатся этим лекарством (инструментом, оборудованием и т.д.). В итоге мы опять попадаем в тот самый тупиковый круг - денег нет.

ШЕСТОЕ. ПОВЫСИТЬ ЗАРПЛАТУ МЕДИКАМ? ОЧЕНЬ ХОРОШО. НО КАК?

Зарплата «залита» в стоимость того самого КЗГ. Деньги, выделенные на ее повышение, просто заливаются в общий котел, и потом пойми, где внутри зарплата. Вот поэтому реального повышения не происходит.

А поликлиника у нас финансируется по подушевому принципу. То есть, сколько прикрепилось населения, столько денег она и получает в расчете на одного прикрепленного. Но по половозрастному составу. Это означает, что поликлиника, у которой больше стариков и детей, получает денег больше, чем та, у которой молодое население, ибо они реже болеют.

«КУДА ИДУТ МОИ ДЕНЬГИ? ЗАЧЕМ Я ПЛАЧУ В ФСМС?»

«Я не болею, а, если болею, то плачу сам частникам!» справедливо возмущается гражданин. Красавчик, что скажешь? Просто твои 2% от заработной платы собираются в фонде и идут на лечение тех, кто сейчас находится в реанимации, детских отделениях и т.д. А если (не дай Бог!) заболеешь ты, и (не дай опять Бог!) тебе потребуется операция, за которую фонд платит более 40 миллионов тенге, что тогда? Есть такие деньги у тебя? Да еще придется пить всю жизнь лекарство, упаковка которого стоит 600 тысяч тенге. А сейчас они даются бесплатно. Вот поэтому эта модель (ОСМС) называется социальной и солидарной.

Некоторые хотят коммерческого страхования. В принципе, можно и так. Только вот тогда около 15% средств уйдет на содержание этой системы. То есть на зарплату работникам многих компаний. А так, одна государственная, родная. Плохая, неповоротливая, с часто меняющимся руководством, но зато ее можно поругать, покритиковать, заставить платить. Уволить всех работников, если надо.

Фонд является стратегическим закупщиком согласно закону. То есть органом, который должен определять приоритеты финансирования и направлять средства таким образом, чтобы решать самые насущные проблемы здравоохранения и быть локомотивом реформ в отрасли. То есть в короткие сроки сделать у нас так, как ТАМ у них (Швеция, Германия и т.д.). Получается? Пока нет…

Все вышесказанное - это лишь малая часть того, что называется нынешним здравоохранением. Не все так просто, как видите. Даже многие руководители в медицине не понимают всего до конца, не говоря уж о других. Такие вот дела…

Так что главное - берегите себя и хороших врачей!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz