Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды14 декабря 2022 6:05

«Я не поэтесса, а поэт»

На сцене Театра им. Наталии Сац история жизни и любви Марины Цветаевой Спектакль «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ».
Спектакль «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ» — история о жизни и великой любви, которая правит внутренним миром поэтессы с его непредсказуемыми порывами и неподдельной искренностью.

Спектакль «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ» — история о жизни и великой любви, которая правит внутренним миром поэтессы с его непредсказуемыми порывами и неподдельной искренностью.

На сцене Театра им. Наталии Сац — пронзительная история жизни и любви Марины Цветаевой. Спектакль «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ» — не поэтический вечер по мотивам ее произведений и не биографическая постановка, а глубокое погружение во внутренний мир поэта. Лишь на этой глубине открывается другая реальность.

Галина Ефимова.

Галина Ефимова.

Восхищает сама подача действа, когда на наших глазах восторг, боль, любовь и трагедия жизни Цветаевой разбиваются о цинизм современного мира. Необычный прием, когда актеры превращаются в развязных зрителей, выпрыгивающих на сцену и комментирующих жизнь Цветаевой, — изюминка, добавляющая в настоящем зрительном зале интерес ко всему действу. Только представьте, что Пушкина, защищающего Цветаеву, зритель вызывает на дуэль. А Пастернака, влюбленного в Цветаеву, он провоцирует на драку — и станет понятно, почему даже актеры поначалу отнеслись к задумке режиссера Галины Ефимовой (на фото) настороженно. Сама Ефимова считает, что в такой постановке спектакля есть возможность для неискушенного зрителя открыть для себя поэтессу по-настоящему.

— Галина, расскажите, как возникла эта нетривиальная задумка и как долго готовился спектакль?

— Со студентами Академии им. Жургенова мы часто на курсах делали поэтические вечера, в числе которых — вечера Марины Цветаевой. И именно тогда я открыла для себя поэтессу — уже в зрелом возрасте. Была потрясена, узнав, что у нее есть уникальная проза, дневники, письма помимо поэзии. Со временем я поняла, что хочу рассказать о Цветаевой большему кругу людей, а не только студентам. С этой идеей я пришла к руководству театра, и меня поддержали. Пьесы на тот момент не было, но я рассказала, как ее вижу. Мне поверили и дали возможность творить. Я перерыла массу материалов — поэмы, письма, дневники и все, что было закрыто, запрещено до 2000 года. Объем подготовки был очень большой. В итоге родилась пьеса, а затем и спектакль.

— Как долго подбирали актрису на главную роль?

— Я сразу понимала, с кем буду играть и на кого буду делать ставку. Я и ранее много работала с Ольгой Коржевой и в этом театре, и в сериалах. При этом мне и в голову раньше не приходило такое сравнение. Но в какой-то момент я поняла: «Вот она — Цветаева!». Рада, что не ошиблась в своем выборе. Рада, что именно Театр им. Н. Сац дал мне возможность поставить спектакль, так как здесь потрясающая труппа, потрясающие актеры, с которыми я делаю уже вторую постановку. Так появилась Цветаева, и я очень рада, что мы в Казахстане вспоминаем этого великого поэта, как она сама себя называла. Марина говорила: «Я не поэтесса, а поэт». В октябре ей исполнилось бы 130 лет. Мне кажется, что мы до сих пор слишком мало знаем о ней. Я считаю, что это потрясающая величина в мировой поэзии и в мировой культуре. Об этом говорили ее великие современники — Бродский, Пастернак. И я рада, что мы можем вспомнить и услышать ее уникальные стихи, дневники и письма со сцены. Для меня сейчас она лучший поэт с потрясающей судьбой. Несмотря на тяжелую жизнь — а ее не любили, не принимали, мешали, посадили дочь, убили мужа — она с этим справлялась и продолжала писать. Я поражаюсь невероятной силе воли и духа женщины, которая не сломалась, несмотря ни на что.

На сцене Театра им. Наталии Сац — пронзительная история жизни и любви Марины Цветаевой.

На сцене Театра им. Наталии Сац — пронзительная история жизни и любви Марины Цветаевой.

— А как насчет версии самоубийства?

— Я все же придерживаюсь версии, что этого не было. Да, было много расследований, исследований, но склоняюсь к тому, что если даже и самоубийство, то очень удачно подвели к этому. Например, сохранилось заявление, где Цветаева просила взять ее посудомойкой, когда была без денег.

Уникальная судьба и невероятный талант, такая мощь и внутренняя сила... Цветаева так много успела написать за свою короткую жизнь, такое количество стихов, такую проникновенную прозу. Преклоняюсь и счастлива, что мне удалось поднять материал и поставить спектакль.

— Что из задуманного смогли отразить?

— Я взяла не определенный отрывок, а попыталась хотя бы чуть-чуть рассказать ее жизнь штрихами — от рождения и до ухода. Конечно, все не может войти в спектакль. Потому главная цель — чтобы обычный зритель получил представление, не зная вообще ничего о Цветаевой, и только после спектакля открыл ее для себя, заинтересовался. То есть спектакль — это как бы первый шаг для зрителя, чтобы он захотел погрузиться дальше сам. Повторюсь, я сама не сразу открыла поэта для себя. Всего лишь несколько лет назад, уже будучи взрослым человеком. Всему свое время. Надеюсь, спектакль поможет понять и принять ее манеру написания, ее стиль, ее музыку души — в стихах и прозе. Мне кажется, что Цветаева опередила свое время. Она говорила: «Моим стихам настанет мой черед», а у нее совершенно очевидно был дар предвидения. Мне кажется, что ее черед наконец настал. И очень хочу, чтобы как можно больше людей открыли ее для себя.

— Как возникла идея сочетания современного взгляда и участия зрителей в спектакле?

— Я понимала, что сегодняшний зритель другой. При этом не в угоду чувств хип-хоп звучит, поверьте. Мне нужен был конфликт, и нужно было показать Цветаеву другую. Ее ругали, обвиняли, но она не будет же говорить это о себе. И мне хотелось, чтобы это была литературная композиция, а не просто выйти на сцену и почитать стихи. Нужно было найти решение и ход. Решение пришло не сразу. Более того, когда пришло спонтанно, неожиданно, я сначала сама себя останавливала: «Что за бред? Этого делать нельзя!». Но сегодняшний спектакль — подтверждение тому, что ход удался. Когда актеры вошли в зал и начали безобразно себя вести, одна зрительница в зале, которая не догадывалась, что перед ней артисты, крикнула сверху: «Придурки!». И мне кажется, что это высший комплимент для игры актеров и для этого решения, которое позволило рассказать о Цветаевой намного больше и создать ту самую драматургию и конфликт.

— Как актеры откликнулись на вашу идею?

— Не думаю, что восторженно (улыбается). Скорее, с опаской. Когда поняли драматургию и стало понятно, что большая часть текста не моя, а цветаевская проза, то осторожно пошли на эксперимент. За что им очень благодарна.

— На какой возраст рассчитан спектакль?

— Он заявлен как 16+, однако думаю, что можно смотреть и с 14 лет. Не знаю, есть ли сейчас Марина Цветаева в школьной программе, в любом случае, я бы очень хотела, чтобы зрители сделали для себя открытие.

Из досье «КП»

Спектакль «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ» — история о жизни и великой любви, которая правит внутренним миром поэтессы с его непредсказуемыми порывами и неподдельной искренностью. Какая она — Марина Цветаева в глазах современников? Этакий безудержный женский характер с бурей неистовых страстей и рвущихся наружу стихов — яркая и взбалмошная мятежница, страдающая от запоздалого раскаяния, или гений поэзии с неожиданной прозой, обладающей необъяснимыми чарами? Сплошные противоречия — в любви, в жизни, в творчестве и во всем — торжество женщины — женщины-Матери, женщины-Любви, женщины-Молитвы. Своеобразный стих Марины Цветаевой в сочетании с ее внутренней свободой, неподдельной искренностью и неповторимым художественным миром находит отклик в душах всех, кто любит поэзию, ведь ее стихи — это вольный полет души и безудержный вихрь мыслей и чувств с его порывистой резкостью, гибкостью и неожиданными паузами. Она, как живое дыхание времени, льется целительным потоком в сердца людей, излечивая их и наполняя жизненной силой.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz