Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Политика31 мая 2023 9:45

Спартакиада всесоюзного значения

После судьбоносного (именно так его окрестили многие наблюдатели) саммита «КНР — ЦА» в китайском Сиане политизированная публика с особым нетерпением ждала президентской встречи ЕАЭС в Москве.
Некоторым почему-то казалось, что именно там будет дан «симметричный ответ» на попытку Пекина потеснить Москву в зоне ее «исконных стратегических интересов».

Некоторым почему-то казалось, что именно там будет дан «симметричный ответ» на попытку Пекина потеснить Москву в зоне ее «исконных стратегических интересов».

Фото: пресс-служба Акорды

Некоторым почему-то казалось, что именно там будет дан «симметричный ответ» на попытку Пекина потеснить Москву в зоне ее «исконных стратегических интересов».

В пользу кого дружим?

Но московское рандеву лидеров, уже приезжавших к Владимиру Путину 9 мая, не принесло никаких «сюрпризов», кроме одного — давно переставшего быть таковым. А именно: никакого реального согласия, кроме внешней комплиментарности, в товарищах по Евразийскому союзу сегодня нет.

С момента своего возникновения ЕАЭС «дружил» в пользу России — не случайно она имела и продолжает иметь глубоко положительный торговый баланс со всеми «равноправными партнерами», включая Казахстан. И, судя по всему, именно это имел в виду президент Казахстана, говоря:

— Думаю, не стоит перечислять многочисленные факты регулярно возникающих взаимных барьеров и ограничений. Предстоит создать полноценную «бесшовную» среду взаимодействия на рынке Союза. Значительное количество поставленных и задекларированных целей еще не достигнуты. Поэтому, на мой взгляд, прежде всего нам нужно сконцентрироваться на доведении до конца решения базовых задач сотрудничества в рамках Союза. Не сделав это, трудно ставить перед собой еще более амбициозные цели. Прежде чем внедрять что-то новое, стоит приложить максимум усилий, чтобы заработало то, что было запланировано ранее.

А что было запланировано? Прежде всего, экономическая кооперация, обоюдовыгодное вложение инвестиций. Невооруженным глазом видно, что ничего подобного не было раньше и нет сейчас, несмотря на реляции нашего правительства о выгодах для страны от релокации отдельных российских производств в Казахстан.

Диспаритет? Ну уж нет!

До встречи с председателем Си в Сиане казалось, что для Астаны нет другой перспективы, кроме как «лечь под Москву». Но теперь, получив от Пекина гарантии политической, экономической и даже военной поддержки, руководство нашей страны может позволить себе не только разговаривать на равных с российскими коллегами, но даже, упрекая в различной глубине интеграции в рамках ЕАЭС, слегка «подтролливать» «старших братьев».

Именно так большинство наблюдателей расценили мгновенно разошедшийся по мировым информлентам пассаж токаевской речи о российско-белорусском союзном государстве:

— ...В мировой политической истории создан уникальный прецедент или феномен — создание государства по формуле «Две страны — одно государство» с единым политическим, юридическим, военным, экономическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством, с единым союзным правительством, с единым союзным парламентом. Я извиняюсь, даже ядерное оружие — одно на двоих сейчас. Но есть и другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией.

Все комментаторы дружно зацепились за «критику» союзного государства России и Беларуси, но мало кто обратил внимание на последующие слова главы нашего государства:

— Как мы будем работать в этих условиях? Это вопрос концептуальный. Нам нужно, я думаю, на этом экономическом форуме обсудить данную проблему.

То есть, одно совершенно очевидно: Касым-Жомарта Токаева (которого сегодня многочисленные внутренние и внешние критики наперебой обвиняют в стремлении всеми силами «угодить Москве») сложившийся в ЕАЭС диспаритет ни в коей мере не устраивает.

Третий — лишний

Хотя, если бы не было Сианя с его потенциальными «плюшками» от Поднебесной, то в этих словах Касым-Жомарта Кемелевича можно было бы усмотреть скрытую ревность: дескать, если Лукашенко можно, то почему нам нельзя? Видимо, желая пресечь на корню подобные «инсинуации» внутренней «фронды», Акорда буквально на следующий день отреагировала заявлением пресс-секретаря президента. «Действительно, сегодня два участника ЕАЭС — Россия и Беларусь — демонстрируют более высокий и тесный уровень сближения. Это уникальный прецедент. Как отметил глава государства, по сути, речь идет об одном народе и государстве. И в этом ключе очень важно разделять инициативы в рамках двух интеграционных проектов, у которых абсолютно разные цели. Что касается нашей страны, то Казахстан не намерен и не планирует создавать или вступать в какие-либо союзные государства», — заявил Руслан Желдибай.

Многие в Казахстане, услышав эту официальную позицию, вздохнули с явным облегчением. Хотя несколькими днями позже масла в огонь подлил президент Беларуси.

— Не думаю, что Касым-Жомарт Токаев переживает по этому (более тесного союза Минска и Москвы. — Авт.) поводу. Но если вдруг, так никто не имеет ничего против, чтобы у Казахстана и у других стран были такие же тесные отношения, как у нас с Российской Федерацией, а это очень просто — в союз России и Беларуси надо вступать и все, будет ядерное оружие на всех. Ну, это мое мнение, это не мнение россиян. Но, думаю, что это возможно. Мы стратегически должны понимать, что у нас уникальный шанс объединиться, — заявил Александр Лукашенко в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» на российском телевидении. И хотя эту эскападу Александра Григорьевича вполне можно списать на его всем известную склонность к некоторому эпатажу, заявление это многих напрягло. Не случайно же некоторые политологи по обе стороны Уральского хребта считают «Рыгоровыча» чем-то вроде внутреннего голоса хозяина Кремля...

Дружить без «штампа в паспорте»

Тем не менее отечественные депутаты и другие представители истеблишмента, а также близкие к власти политологи поспешили расценить московскую речь казахстанского президента как крупный международный успех. «Президент, опережая некоторые интенции, забегания вперед, которые есть, особенно в российском политикуме, социуме, хочет сказать одну вещь: «Друзья, мы вас любим, ценим, мы понимаем свое место в мире, мы знаем свою географию, но тем не менее не надо нас затягивать в чьи-либо конфликты, не надо требовать от нас большего, чем мы можем сделать и что мы должны делать». Понятно, что как страна, наиболее отдаленная от всех морей, мы будем выстраивать равные отношения со всеми странами — отдельно в рамках ЕАЭС, отдельно в рамках ШОС, отдельно в рамках ОДКБ, с Организацией тюркских государств, с центральноазиатским партнерством, отдельно с Китаем. И никаких ожиданий, что мы сольемся с кем-то, не должно быть, этого не будет», — «пообещал» мажилисмен от правящей партии Айдос Сарым. А его партнер по парламентской фракции партии Amanat Юлия Кучинская сочла возможным послать завуалированный месседж как России, так и «коллективному Западу», не упоминая ни первую, ни второго: «И я тоже соглашусь с президентом, что эта интеграция исключительно в экономическом блоке — ни в политическом, ни в военном, ни в культурном или каком-то другом формате. И пытаться через экономические ресурсы воздействовать на принятие решений в других сферах неправильно. Экономический фактор не должен стать инструментом для того, чтобы усиливать интеграцию по другим направлениям». Иначе говоря, будем дружить ради обоюдной выгоды, но, так сказать, «без штампа в паспорте».

Судя по саммиту «Китай — Центральная Азия», это работает не во всех случаях. Хотя... Хотя с Россией может и получиться, ибо Москве сегодня — в силу известных обстоятельств — все труднее склонять вчерашних «младших братьев» на свою сторону.

И Казахстану сам бог велел воспользоваться этим. Такая мысль явственно читалась в комментарии политолога Данияра Ашимбаева. Вот его резюме: «В общем, Токаев подчеркнул, что евразийская интеграция — это стратегическое направление для Казахстана, но, во-первых, не единственное, а во-вторых, нуждающееся в улучшении».

Нет, положительно с поездкой в Россию нашему президенту повезло — главным образом потому, что отправился он туда именно после Китая. Отступать некуда — позади Сиань.

На троих не «сообразим»

В понедельник, 29 мая, в ходе рабочей поездки по Северному Казахстану президент нашей страны счел необходимым прокомментировать приглашение вступить в союзное государство России и Беларуси, сделанное накануне его коллегой Александром Лукашенко.

— На днях президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко предложил Казахстану вступить в союзное государство. Я по достоинству оценил его шутку. Я думаю, что необходимости в этом нет, поскольку существуют и другие интеграционные объединения, прежде всего Евразийский экономический союз. Что касается ядерного оружия, то оно нам не нужно, поскольку мы присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия и Договору о запрещении испытаний ядерного оружия. Мы остаемся верными обязательствам в рамках этих международных документов, — сказал Касым-Жомарт Токаев.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz