Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ2 июня 2023 7:00

Болезни отчетных органов

Почему при одних и тех же тарифах некоторые менеджеры умеют рационально распоряжаться финансовыми средствами и работают без долгов, другие, напротив, работают без учета приоритетов и расходуют деньги неэффективно?
Ирина ПАЛЬЧИКОВА
Может быть, проблема в ненадлежащем управленческом аппарате медучреждений? Однако в отчете перед Общественным советом (ОС) МЗ РК главы ФСМС по итогам деятельности фонда за 2022 год о безграмотных управленцах не сказано ни слова.

Может быть, проблема в ненадлежащем управленческом аппарате медучреждений? Однако в отчете перед Общественным советом (ОС) МЗ РК главы ФСМС по итогам деятельности фонда за 2022 год о безграмотных управленцах не сказано ни слова.

Может быть, проблема в ненадлежащем управленческом аппарате медучреждений?

Однако в отчете перед Общественным советом (ОС) МЗ РК главы ФСМС по итогам деятельности фонда за 2022 год о безграмотных управленцах не сказано ни слова.

Председатель правления ФСМС Сабит Ахметов проинформировал Общественный совет Минздрава об основных показателях финансирования медицинской помощи и мерах по совершенствованию ОСМС. По его словам, за три года с момента внедрения ОСМС объем финансирования системы здравоохранения увеличился в 2,5 раза — с одного до 2,5 трлн тенге; расходы на здоровье одного жителя возросли в 2,5 раза — с 55,8 до 138 тысяч тенге. Как достижение отмечено, что в системе ОСМС растет доля поставщиков медуслуг с частной формой собственности: в 2023 году ФМС заключено 4578 договоров с 1928 поставщиками, из которых 63% — частные клиники. При этом глава фонда вычленил три основных направления решения существующих в казахстанском здраве проблем: оцифровка деятельности ФСМС; разграничение пакетов ГОБМП и ОСМС; полноценный мониторинг качества оказания медпомощи.

Свое, ни к чему не обязывающее, мнение высказал и вице-президент ОО «Академия фундаментальной и клинической медицины» Нурлан Джайнакбаев. Он предложил больше внимания уделять вопросам ОСМС на уровне Общественного совета (ОС) и оказывать поддержку в решении сложных задач в этом направлении.

В свою очередь председатель ОС МЗ Надежда Петухова напомнила, что система медстрахования в развитых странах внедрялась десятилетиями, и привела в пример, конечно же, Европу:

«В 2014 году мы ездили изучать систему страхования Германии. У нас поинтересовались: когда вы собираетесь внедрять медицинское страхование? Мы ответили, мол, с 1 января такого-то года. Они на нас удивленно посмотрели и отметили, что шли к этому 90 лет, и добавляли услуги постепенно, в зависимости от сбора денег и возможностей бюджета. Хочу сказать, что процесс этот эволюционно очень длительный. Нам все-таки надо как-то поднимать имидж Фонда, потому что только медицинское страхование во всем мире дает положительный результат».

ПОТЕРПИТЕ, ВСЁ НАЛАДИТСЯ?

Нам одним кажется, что бравурные доклады чиновников от медицины и «дельные» советы членов ОС плохо стыкуются с реальным положением дел?

В то время, как чиновники здравоохранения констатируют рост финансовых вливаний в — оздоровление и лечение населения, а председатель ОС МЗ РК советует болеющим подождать еще лет 80-90, казахстанские пациенты пытаются выживать сегодня.

СТРЕЛЯЕТ В УХЕ? ИДИТЕ В ЧМО!

У алматинской пенсионерки Татьяны Пехенько внезапно заболело ухо. Да еще в пятницу, на выходные глядя. Она, естественно, в тот же день обратилась по месту прикрепления — в регистратуру поликлиники № 19. Но там ей дали от ворот поворот, мол, случай не экстренный, можем записать на прием к участковому врачу не раньше, чем через неделю. На возмущение пенсионерке предложили обратиться к ЛОРу в платную клинику. Татьяна согласилась, но выдвинула встречное предложение:

— Предлагаю квитанцию из ЧМО оплачивать той поликлинике, где прикреплен пациент, чтобы возмещать ущерб!

Эскулапов предложение не вдохновило. Но после опубликования поста в нашей группе администрация поликлиники отреагировала и пригласила Татьяну на прием к врачу в ближайший понедельник.

КОГДА ПРОМЕДЛЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО

У 33-летней жительницы Тараза Дилафруз Махмадулоевой, инвалида первой группы, все гораздо серьезнее: диагноз тяжелый — СМА (спинальная мышечная атрофия). В сентябре прошлого года она узнала, что есть возможность получить лечение с помощью препарата «Рисдиплам». Женщина подала все необходимые документы через свою поликлинику № 1 и спустя полгода благодаря Фонду «Казахстан Халкына» получила жизненно необходимый препарат. Но выяснилось, что радужные надежды были преждевременными...

— Я должна была получить лекарство с расчетом на шесть месяцев, но при расчете ежедневной дозы была допущена ошибка со стороны медиков, исходя из которой я получила препарат всего на три месяца (8 флаконов), — горюет пациентка. — После этого необходимо было подавать новую заявку на следующие шесть месяцев, чтобы не прерывать лечение, однако в связи с тем, что я получила меньше, чем положено, мы готовим новую заявку, чтобы получить и недостающее количество препарата.

На сегодняшний день у больной СМА «Рисдиплама» осталось всего пять флаконов, которых хватит только на два месяца. Если получение жизненно важного препарата займет, как получение предыдущей его партии, пять месяцев, лекарство закончится, и лечение прервется. А прерывать его никак нельзя, так как подразумевается накопительный эффект. Только за месяц лечения у женщины уже есть положительная динамика: пальцы рук стали чуть сильнее, шея немного окрепла, улучшилось общее состояние.

К поликлинике у Дилафруз претензий нет — подготовка документов для новой заявки в процессе. Но вот горздрав может затянуть процесс: там собирают все заявки по городу и лишь потом отправляют их в Фонд «Казахстан Халкына»:

— Но время не ждет! При подаче первой заявки я ждала целых пять месяцев, а в этот раз я не имею права столько ждать, так как прием лекарства уже начат! Мне очень не хотелось бы потерять то, к чему на сегодняшний день меня привел препарат. Кто может помочь ускорить процесс передачи документов?

Несмотря на то, что все эти вопросы мы задали в группе «Приемный покой», никто из чиновников здрава, увы, так и не откликнулся на крик о помощи. Неужели никто не поможет получить вовремя жизненно необходимый препарат?

ПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ МИНЗДРАВА?

То, что Минздрав со своим Фондом ОСМС находится в глубокой «рецессии», подтверждает одна из многих историй, рассказанная на страницах ФБ астанчанином Sadvakas Baigabulov:

«Вроде, исправно платим ОСМС, обещали, что в случае болезни себя или несовершеннолетних детей ОСМС страховка покроет все расходы. Но, к сожалению, это все вранье. Ребенку три года, обнаружили глионейрональную опухоль в головном мозге. Никто не может выявить и даже биопсию взять в Казахстане. После официального письма Республиканского центра нейрохирургии, что требуется лечение за границей, родители обратились за помощью в МЗ за квотой, но никакой помощи нет до сих пор, типа в законе это не прописано. Благодаря помощи друзей два раза слетали в Турцию и сделали там качественный снимок МРТ головы и даже нашли центр и врача, где могут биопсию взять, но стоит это дорого. Естественно, сами не потянем эту сумму, но МЗ беспомощен в этой ситуации, до сих не хотят давать квоту и, как всегда, всякие отмазки типа «когда закон принимали, не учли положения» и «забыли включить биопсию в квоту для определения патологии» и т.п., в общем, кругом отмазки. Родители уже не знают, к кому обратиться, а МЗ как бы ни при чем — закон. Но законы пишутся и меняются у нас!»

ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ?

О развитии системы здравоохранения Алматы недавно премьер-министру РК поведала заместитель акима мегаполиса, ранее занимавшая должность вице-министра МЗ РК, Асем Нусупова. Она доложила Алихану Смаилову, что с учетом использования международного опыта, предусматривающего зонирование, регламенты, стандарты на основе единой информационной системы, в 2023 году будет внедрена триаж-система маршрутизации пациентов в поликлинике при обращении, так называемые «коридоры»: «зеленый» — в порядке электронной очереди, «желтый» — без записи, «красный» — по неотложным показаниям.

Позвольте, но разве вышеуказанную прекрасную систему уже не внедряли в Алматы несколько лет назад?

— Какова эффективность и целесообразность этой инициативы? Что в ней нового? — недоумевает руководитель ООИ «Подранки» Галия Тобатаева. — По сути, это копирайт СОПов и стандартов аккредитации.

Например, в них закреплено: основным принципом работы регистратуры является распределение потоков пациентов. Рабочее место регистратуры строится по принципу «ближе к посетителю» без стеклянных перегородок. Размещение регистратуры должно обеспечивать доступность со всех сторон пациентам в получении услуг регистратуры (круговое, веерное расположение в новых и строящихся зданиях). Для работы с лицами пожилого возраста, инвалидами определяются ответственные из числа сотрудников (или отдельная регистратура при наличии площадей), которые уточняют, принимают меры по их обслуживанию. Для прохождения аккредитации медорганизаций (МО), оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, в МО проводится медицинская сортировка пациентов (триаж).

Не проще ли переформатировать и привести в соответствие указанные позиции на уровне их соблюдения в рамках уже действующего законодательства? Ведь это не потребует дополнительного финансирования и, соответственно, нагрузки на бюджет?

Вопросы заданы, ждем ответов.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz