Казахстан
-27°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды7 ноября 2023 11:30

Артур ФЕДОРОВИЧ: Ни единою нотой не лгу!

В этом году исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого.
Сергей КУТУЗОВ
Одним из значимых событий, посвященных этому юбилею, стал недавний концерт белорусского артиста Артура Федоровича «Я люблю, и значит, я — живу!» во Дворце Республики, во время которого песни Высоцкого прозвучали в сопровождении симфонического оркестра Алматы.

Одним из значимых событий, посвященных этому юбилею, стал недавний концерт белорусского артиста Артура Федоровича «Я люблю, и значит, я — живу!» во Дворце Республики, во время которого песни Высоцкого прозвучали в сопровождении симфонического оркестра Алматы.

Одним из значимых событий, посвященных этому юбилею, стал недавний концерт белорусского артиста Артура Федоровича «Я люблю, и значит, я — живу!» во Дворце Республики, во время которого песни Высоцкого прозвучали в сопровождении симфонического оркестра Алматы.

Если коротко выразить впечатления, задумано смело, исполнено достойно. Смело, потому что высока доля риска в том, что подобный вечер памяти может не быть принят зрителями. Достойно — потому что все, что сделано с любовью и профессионально, вызывает признательность и ломает сложившиеся стереотипы. Прежде всего Артур Федорович органично представил Владимира Семеновича как композитора, барда, поэта, большого мастера слова, писавшего песни и для театра, и для кино.

Концерт состоял из двух отделений. Первое открывало музыкальное попурри с дисков фирмы «Мелодия» в обработке одноименного оркестра под управлением Г. Гараняна. Не имея музыкального слуха, я узнал все песни по первым нотам. Профессионализм наших музыкантов оказался на высоте.

Далее в течение всего концерта чередовались песни, исполняемые вокалистом с оркестром и под гитару, а также читались стихи поэта. Все работало, как единый, отлаженный механизм. Никаких пюпитров с подсказками текстов, и при этом ни в тексте песен, ни в тексте стихов не забыл или не переврал ни единого слова. Были, правда, нюансы — реверансы:

«Спасибо вам, мои корреспонденты,

Все те, кому ответить я не смог,

Рабочие, узбеки и студенты -

Все, кто писал мне письма, — дай вам бог!»

В этом стихотворении Артур Александрович заменил слово «узбеки» на «казахи», но большинство зрителей этого не заметили. Обладая хорошо поставленным актерским голосом, Федорович исполняет песни автора в похожей стилистике, удерживаясь от пародийного подражательства. Его баритон более бархатный, не имеющий такого широкого двухоктавного диапазона. Может аккомпанировать себе как на русской, так и на испанской гитаре, с чем ранее в музыкальной среде мне встречаться не приходилось. Его манера и стиль воспринимаются по-разному, но сам факт того, что гражданин Белоруссии день своего шестидесятилетия проводит не за дастарханом в Минске, а в нашей южной столице с концертом памяти Высоцкому, вызывает уважение.

Почему так случилось, осталось для зрителей загадкой, но то, что это не воля случая, могу подтвердить. Дело в том, что я уже больше года готовлю к изданию книгу с рабочим названием «Владимир Высоцкий в Казахстане: 1958-1973 гг.». Кстати, в нее войдут и статьи о Высоцком, которые я публиковал в последние годы в казахстанских «Комсомолке» и «АиФе». И вот шесть месяцев назад мне попадается анонс концерта Федоровича в ленте новостей. На концерт я попал благодаря приглашению от «КП Казахстан», а вот макет уже тогда сохранил. Захотелось сделать дизайн обложки в похожей стилистике.

Второе отделение — попурри под гитару из песен для театров и кино. Среди прочих — два куплета песни «Солдаты группы «Центр». Эта мало кому известная песня, первая написанная по заказу Таганки, в позапрошлом году буквально взорвала интернет новыми роликами, наложенными на прежние фонограммы. Послушайте — сами поймете, почему.

Высоцкий — это о непреходящих человеческих ценностях. Наверное, поэтому так пронзительно искренне звучали в исполнении Федоровича его баллады о борьбе и о любви, не вошедшие в свое время в первоначальную версию фильма «Стрелы Робин Гуда».

Высоцкий — это наша традиция и культура. После концерта я подошел поздравить Артура Федоровича с юбилеем и сказал ему:

— А вы знаете, в этом году отмечается еще один юбилей — на этой сцене, где мы с вами стоим, ровно полвека назад, осенью 1973 года, гастролировала Таганка, и Высоцкий пел песню «Солдаты группы «Центр»?

Артур Александрович удивился и ответил:

— Нет, не знал, но тогда для меня большая честь петь на сцене, где когда-то играл такой великий человек!

И к слову о преемственности и взаимопереплетении традиций и культур. У Любимова было особо не распеться, но, судя по афишам, во Дворце культуры (прежнее название Дворца Республики) Высоцкий четыре раза спел «Пошли мне господь второго» в спектакле «Антимиры», созданном по стихам Андрея Вознесенского. Высоцкий положил его стихи на музыку и пел так, что дал им вторую жизнь под названием «Песня акына». Вознесенский как-то сказал: «Володя, знаешь, многие сейчас приписывают ее авторство тебе. Я не против. Мне даже лестно, и ты ее, пожалуйста, продолжай петь, потому что вот эта тема одинокого акына в степи идеально ложится на концепцию твоего творчества».

Ну, а как идеально она ложится на песенные традиции наших краев, уточнять не стоит.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz