Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Общество16 июля 2021 3:00

Он гасил афганское пламя

-
Алия АХЕТОВА
Весной 1995 года в ущелье в районе пограничного поста «Пшихарв» Калаи-Хумбского района прогремел бой, в котором погибло более ста человек и около 150 было ранено.

Весной 1995 года в ущелье в районе пограничного поста «Пшихарв» Калаи-Хумбского района прогремел бой, в котором погибло более ста человек и около 150 было ранено.

Недавно в военном городке Гвардейский Кордайского района Жамбылской области состоялось торжественное открытие мемориала памяти воинов, выполнявших миротворческую миссию на таджикско-афганской границе.

С июня 1993 по февраль 2001 года сводный казахстанский батальон, сформированный из военнослужащих Пограничной службы КНБ, Министерства обороны и Внутренних войск МВД РК, выполнял воинский интернациональный долг по защите внешней границы СНГ на таджикско-афганском участке.

Весной 1995 года в ущелье в районе пограничного поста «Пшихарв» Калаи-Хумбского района прогремел бой, в котором погибло более ста человек и около 150 было ранено. Все они — российские и казахстанские военнослужащие. Миротворческий батальон Казахстана потерял в том сражении 17 бойцов — военнослужащих Внутренних войск.

Пламя афганской войны из советского времени снова полыхнуло тогда болью и тяжелыми потерями. Разве могли предполагать такое ветераны-афганцы, среди которых и наш славный земляк Олег Рыбин.

Разве могли предполагать такое ветераны-афганцы, среди которых и наш славный земляк Олег Рыбин.

Разве могли предполагать такое ветераны-афганцы, среди которых и наш славный земляк Олег Рыбин.

ГОРЯЧИЕ БУДНИ, ГОРЯЧИЙ ПЕСОК...

«Степь без края. Солончаки. Небосвод пропылился весь. Если родина есть у тоски, то, наверное, где-то здесь», — горькой и печальной увидел необозримую даль заезжий поэт-гастролер.

А для Олега Рыбина Коргалжын — «край родной навек любимый, где найдешь еще такой», как пелось в пионерском детстве. Отсюда, в 1982-м, в один из самых тяжелых периодов афганской войны, когда потерь советских солдат было не счесть, уходил он на службу в армию. Здесь, в местной школе, где мама Нина Семеновна работала завучем, позже — директором, он отучился восемь лет. Потом окончил ПТУ, получив знатную по тем временам специальность — «тракторист-машинист широкого профиля». К крестьянскому труду с детства приученный — в знойную засушливую страду подростком вкалывал на току. Следом был Щучинский сельхозтехникум.

Учительские дети вечно на виду. Рос Олежка задорным, шустрым, нрава нелинейного. А в армии таких любят, веселых, шебутных заводил. С учебкой повезло: распределили в Московский военный округ, в город Дзержинск Горьковской области, в сержантское отделение. Армия советская всегда держалась на старшинах.

Из Домодедово летели до Ташкента. Встречала чужбина солдат, посланных «равнодушной отчизной» воевать за идеалы социализма, неласково. Зной. Правда, жара до сердечной боли напоминала родную степь. Песок горячий, вездесущий, заползающий в нос, в уши, в горло. Пыль, от нее никуда не спрятаться. Ветер «афганец» без устали разносил песок и пыль. Островки зелени в кустарниках и колючей траве лишь в самом Пули-Хумри. В/ч 38021. В аварийно-патрульной команде трубопроводной бригады, снабжающей горюче-смазочными материалами, служба в вечном цейтноте. Давление в трубе бешеное, прорыв все равно что смерть... Комбриг Бойко умел вселить боевой настрой: «Вы качаете не керосин. А кровь сороковой армии. Не будет горючего — не будет и жизни».

Как всякий человек, всерьез заслуживающий звания «ветеран Афгана», Олег немногословен. Молчаливые люди — глубокие. И спустя десятки лет невозможно ему рассказать о себе тогдашнем всю правду. Ясно одно, что нельзя так испытывать человека. Не все выдерживали. «В 82-м мы еще не умели воевать. США снабжали повстанцев оружием. А мы жили в землянке, наверху столовая, сооруженная из камней, картошка в жестких блинах... неделями на сухпайке. Да, в первые годы афганской войны не было ни колодцев, ни кухонь, ни бань. Правда, с водой повезло, привозили чистую из скважин. Полыхала зараза: гепатит, малярийная лихорадка, холера, и я не уберегся, брюшным тифом переболел трижды. Поврежден висок, черепно-мозговая травма. С войны слышу и вижу плохо, последствия ранений. Инвалидность — вторая группа, боевая. Министерство обороны добавки какие-то начисляет».

Рыбину пожалеть бы себя, пощадить. Но не тут-то было. Есть бесстрашие воли, не постичь этого тем, кто привык праздно проводить время единственной жизни. А может, это в крови: матери два года на износ рвало сердце, пока ее Олежка служил в Афгане. Только работа спасала от тревожных дум Нину Семеновну, опять же, школу в поселке сами достраивали, поднимали Дом детского творчества. А в 53 года ее не стало, отец Вячеслав Егорович ушел еще раньше — в 49.

Рыбину пожалеть бы себя, пощадить. Но не тут-то было.

Рыбину пожалеть бы себя, пощадить. Но не тут-то было.

ПАРОЛЬ — БАЧА!

Олег Вячеславович руководит столичным общественным объединением «Инвалиды и ветераны воинской службы и боевых действий», возглавляет Коргалжынское отделение Акмолинского Союза ветеранов войны в Афганистане. Афганистан с его войной для них никогда не останется в прошлом. Никуда не отпустит. Пропитанный кровью и болью, враждебный, так и непонятый, непридуманный Афганистан заполняет собой их жизни. Стало паролем и отзывом слово «бача». Оно означает «свой», это особый знак единства, слово-символ, некий код, по которому определяют своего с первого взгляда, с рукопожатия тех, кто неистово мечтал оттуда вернуться живым, забыть его навсегда. Последнее до сих пор не получается, не дает покоя, рвется наружу... Хотя у каждого по-разному.

Работа в Коргалжынском государственном природном заповеднике беспокойная, а здоровья, подорванного в молодости войной, с годами все меньше. Но ветеран Олег Рыбин неутомимо совмещает ее и с делами в афганском движении. Несмотря на сложности карантинных ограничений, даже в этом июне в 13-й раз смог организовать совместно с заповедником открытый Кубок памяти погибшего в Афганистане земляка, воина-интернационалиста Ерика Дуйсенбаева. Он жил по соседству с Ериком, груз-200 пришел в село, когда Олег только готовился к армии.

На соревнования по спортивному рыболовству приезжают из соседней столицы, из ближних и отдаленных районов. И заботы ежегодного молодежного турнира по боксу Рыбин тоже берет на себя. Хлопотное дело, и порой неблагодарное. Сжалось сердце, когда увидел, как после окончания соревнований гости торопливо разъезжались на высоченных джипах. Олег, собирая с помощницами атрибуты состязания, с трудом взбирался в кабину допотопного «УАЗика». Главный приз — рыбацкая надувная лодка — и вправду полезный, купленный на средства самих ветеранов-афганцев. Спонсор соревнования — столичный магазин «Рыбокоп» — каждому участнику, от мала до велика, сделал небольшие и приятные подарки. Удивительная черта есть у нашего человека — широта и великодушие.

Младший брат Олега — мастер спорта по регби, преподаватель ЕНУ имени Гумилева — практически все лето проводит в родном селе, в доме старшего, здесь легче и светлее дышится. Сыновья Олега, Игорь и Андрей, жена Оксана — мощная семейная команда ветерана.

НЕПОБЕЖДЕННЫЕ И НЕПРИЗНАННЫЕ

Об афганской войне, которая длилась в два с лишним раза дольше Великой Отечественной, мы знаем сегодня ровно столько, сколько не опасно знать. Что известно нам о бедной и гордой стране, которую практически никому не удавалось завоевать, покорить, подчинить? А о наших братьях, уходивших в 80-е в Афганистан, о сверстниках, мечтавших «о доблести, о подвигах, о славе»? Ветераны афганской войны, не побежденные на чужбине, но так до конца и не признанные на родине, — что получили, какой статус приобрели они много лет спустя по новому закону о ветеранах, наспех принятому парламентариями в канун 75-летия ВОВ?

Закону сырому, недоработанному, не учитывающему нужды и потребности воевавших наших соотечественников. Долгие годы и по сию пору слышат они от властей: «Мы вас на войну не отправляли!».

Больше века назад, в год начала первой мировой, Александром Вертинским пронзительно спето: «И никто не додумался просто встать на колени и сказать этим мальчикам, что в бездарной стране даже вечные подвиги — это только ступени в неприступные крепости к наступившей весне...».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz