Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество16 июля 2021 3:10

Вот такое Кино...

На прошлой неделе в Алматы проводили в последний путь выдающегося казахстанского кинематографиста Сатыбалды Нарымбетова — сценариста, режиссера, писателя, педагога, оставившего яркий след в отечественном кино...
Галина ЛЕОНОВА
Сатыбалды Нарымбетов.

Сатыбалды Нарымбетов.

Фото: Фото автора.

Мое заочное знакомство с Сакен-ага (так многие называли мэтра) началось с его публикации в журнале «Новый фильм» о своем Учителе — Георгии Данелия. В необычной манере, с большой любовью автор тонко, умно, иронично поведал о своем старшем товарище по искусству. Меня привлек незаурядный литературный дар Нарымбетова, чьи первые постановочные картины к тому времени я еще не видела. Только потом мне стало известно, что до поступления на Высшие режиссерские курсы он успел около трех лет проучиться на филфаке в КазГУ и в 24 года окончить сценарный факультет ВГИКа.

Хорошо помню нашу первую встречу на предпремьерном показе его картины «Жизнеописание юного аккордеониста» в малом зале алматинского Дома кино, куда пожаловали известные киноведы и критики. После сеанса началось обсуждение, для чего, собственно, гости и были приглашены. Я впервые присутствовала на подобном мероприятии, поэтому не знала, как реагировать на происходящее: просто тихо сидела, слушая именитых коллег. Они высказывались весьма деликатно, но как-то очень пространно — с осторожностью. Что вполне объяснимо: и тема была «скользковата» — не из банальных, и способ ее подачи жестковат — слишком откровенный, да и жанр притчи не особо-то приветствовался киноначальством. Возможно, поэтому акулы пера не торопились давать конкретных оценок увиденному на экране. Вот тогда, ничего не боясь, я попросила микрофон: с эмоциональной пылкостью — обстоятельно — выразила свое восхищение картиной, потрясшей меня до глубины души! И уже последующее долгое обсуждение шло совершенно в ином русле...

Спустя несколько месяцев отрадно было слышать, что «Аккордеониста» приглашали многие кинофестивали. В 1994 году на «Киношоке» в Анапе фильм получил приз «За человечность и доброту», а чуть позже — Гран-при на МКФ «Арсенал» в Риге, Специальный приз жюри в Берлине, Премию им. Жоржа Садуля французской Академии киноискусства. И только после международного успеха «Юный аккордеонист» был признан на родине: Сатыбалды Нарымбетову вручили Госпремию РК за 1996 год.

Спустя несколько месяцев отрадно было слышать, что «Аккордеониста» приглашали многие кинофестивали.

Спустя несколько месяцев отрадно было слышать, что «Аккордеониста» приглашали многие кинофестивали.

Фото: Фото автора.

С того самого знакомства в Доме кино у нас сложились приятельские отношения с режиссером, за творчеством которого я стала следить более внимательно и с большим интересом смотрела все очередные его фильмы: «Омпа!», «Молитва Лейлы», «Мустафа Шокай», «Аманат». Мы часто пересекались на алматинских и астанинских фестивалях, однажды довелось встретиться и на закрытии Московского МКФ. Там Сакен-ага представил меня своему спутнику — Эльеру Ишмухамедову, режиссеру блистательных узбекских картин «Нежность» и «Влюбленные». Разумеется, я попросила о совместном снимке на память. Нарымбетов никогда не отказывал мне в фотосъемке и любезно позировал, порой даже хулиганил. Поэтому в моем архиве хранится много кадров с режиссером.

Сакен-ага беззаветно был предан своей профессии, обожал кино, ценил талантливых людей. Он сам не раз открывал юные дарования, как это случилось с Аянат Есмагамбетовой в ленте «Молитва Лейлы»: алматинская школьница удостоилась приза «За лучшее исполнение женской роли» сразу на трех международных фестивалях! Вокруг режиссера всегда собирался народ: его уважали коллеги, журналисты, зрители, ученики. Он искренне переживал за состояние дел в отечественном кино: негодовал по поводу существующих недостатков и радовался очередным достижениям.

Нарымбетов был неравнодушным человеком, поэтому активно участвовал во всех киношных мероприятиях: будь то открытие очередной именной плиты на студийной Аллее звезд или посещение школьного музея, посвященного классику казахского кино Мажиту Бегалину. Довольно часто его можно было увидеть на премьерах картин, снятых молодыми коллегами. Девять лет назад на таком показе Сакен-ага познакомил меня со своими сыновьями. Аскар-Мухит и Искандер тоже стали кинематографистами: один — режиссером, другой — оператором. В тот день я успела запечатлеть в кадре это замечательное семейное трио. Хочется верить, что последний проект отца — историческая драма «Долгое эхо» — не канет в Лету: с помощью неравнодушных ценителей настоящего кино братья Нарымбетовы завершат начатое дело своего родителя.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz